Десять лет на страже безопасности судоходства в морских портах Астрахань и Оля
Директор Астраханского филиала ФГУП «Росморпорт» Николай Ковалёв
Мореплавание на Каспии существует с незапамятных времен. Первые упоминания об этом отмечены в V–VIвеках арабскими путешественниками в связи с развитием Великого шелкового пути. В сложный для торговли период VIII–Xвеков вместо шелкового стали использоваться речные пути и волоки. Так возник Волжский торговый путь, который положил начало судоходству на Нижней Волге.
Уже с появлением первых судов возникла такая задача, как обеспечение безопасности мореплавания и оказания содействия судоводителям по безопасному проходу по акваториям. Астраханский филиал ФГУП «Росморпорт» начал свою производственную деятельность в 2004 году. Поэтому он, наряду с Федеральным агентством морского и речного транспорта и Министерством транспорта России, также отмечает свое 10-летие на поприще обеспечения безопасности судоходства.
Морские лоцманы России
ФГУП «Росморпорт», в лице Астраханского филиала, активно решает задачи по обеспечению безопасности мореплавания морских судов – основного звена морской транспортной системы – в акваториях морских портов Астрахань, Оля и Волго-Каспийского морского канала. Начнем, пожалуй, со старейшей в деле организации судоходной безопасности профессии – лоцманской. Если говорить официальным языком, то лоцман – это судоводитель, хорошо знающий местную береговую обстановку, местный фарватер и проводящий по нему морские или речные суда, особенно в местах, представляющих опасность. В реальной жизни это судоводители, прошедшие хорошую практику на судах морского флота и занимавшие в свое время должности капитанов и старших помощников капитанов.
За последние десять лет численность лоцманов возросла с 37 человек до 65. Специалисты лоцманской службы филиала обладают высокой квалификацией и большим практическим опытом. Профессиональная подготовка лоцманов соответствует всем требованиям Положения о морских лоцманах Российской Федерации. Они постоянно проходят теоретическую и тренажерную подготовку в специализированных образовательных учреждениях. Лоцманская служба филиала располагает всем необходимым для круглосуточной и оперативной работы лоцманов.
Лоцманская работа в Астраханском филиале отличается тем, что она осуществляется в акватории Волго-Каспийского морского судоходного канала протяженностью 101,5 морской мили (188 км). А общая лоцманская проводка от морского порта Астрахань до Астраханского морского рейда включает в себя 120 морских миль. Если принять за основу длину экватора (40 075,696 км), то только в 2013 году общая протяженность проводок судов лоцманами филиала превысила длину экватора в 21 раз (844 076 км).
Система СУДС
Одним из важнейших звеньев в системе обеспечения безопасности мореплавания в России являются береговые системы управления движением судов (СУДС). Они создаются в первую очередь в районах и портах с интенсивным судоходством и повышенной экологической опасностью. В целях повышения уровня безопасности мореплавания на Волго-Каспийском морском судоходном канале (ВКМСК), на подходах и на акватории порта Астрахань, повышения экономической эффективности портов Астрахань и Оля, защиты морской среды, побережья и береговых сооружений с 1 апреля 2004 года в Астраханском филиале ФГУП «Росморпорт» образована система СУДС, представляющая собой комплекс помещений, технических средств и сооружений плюс квалифицированный персонал.
В сложных навигационно-гидрографических условиях ВКМСК (значительная протяженность, наличие крутых изгибов фарватера, т.н. «колена» и т.д.) настоятельно требуется централизованное упорядочение движение судов для обеспечения безопасности плавания, сокращения простоев судов, повышения ритмичности работы флота, портов Астрахань и Оля, защиты окружающей среды. Техническое оснащение СУДС филиала включает в себя центр в порту Астрахань и четыре радиолокационных технических поста в зоне ВКМСК. Общая протяженность зоны действия системы составляет 208,3 км. На настоящий момент штат СУДС составляет 14 работников. Специалисты подразделения осуществляют организацию движения судов, информационное обеспечение и навигационную помощь их экипажам.
С 1 февраля 2008 года персонал несет полноценное круглосуточное дежурство. С начала работы под контролем СУДС находилось более 72 000 судов, выполнено около 384 000 операций по управлению движением судов. В современном мире человек зачастую и во многом зависит от техники. Даже книги становятся электронными, а ручку заменяют клавиатура и сенсоры. Работа многих специалистов и целых коллективов в рамках обеспечения безопасности мореплавания немыслима без применения электронного оборудования и систем связи.
Современный подход
Астраханским филиалом ФГУП «Росморпорт» на протяжении всего периода своей деятельности активно внедряются современные комплексы радиосвязи и электрорадионавигации. Так, используемое в филиале оборудование Глобальной морской системы связи при бедствиях (ГМССБ) морских районов А1 и А2 позволяет наиболее оперативно и своевременно передавать сигналы бедствия в направлениях «судно – берег», «берег – судно» и «судно – судно» в акваториях морских портов Астрахань, Оля и Северного Каспия. В рамках ГМССБ активно используется международная автоматизированная система оповещения НАВТЭКС, которая служит для передачи и приема навигационной и метеорологической информации безопасности.
Эффективность работы такого оборудования и квалифицированных специалистов наиболее ярко проявилась в октябре 2011 года во время аварии танкера «Григорий Бугров» в акватории Северного Каспия. Своевременность получения сигналов бедствия и их оперативная обработка помогли избежать человеческих жертв. В настоящее время активно продолжаются работы по реконструкции объектов и систем ГМССБ, очередной этап которых планируется выполнить до конца 2014 года.
Волго-Каспийский морской судоходный канал является самым протяженным в мире, что диктует необходимость ежегодного выставления и снятия на зимний период 284 плавучих навигационных знаков (буев). Все они выставляются по заданным координатам и в соответствии с нормами международной ассоциации маячных служб (МАМС).
Жизнь не стоит на месте, поэтому с 2011 года филиал перешел от использования металлических буев к пластиковым. Это позволило значительно снизить стоимость плавучих знаков, их обслуживание и ремонт. При этом повысилась эффективность работы с ними в период навигации, что положительным образом отразилось на состоянии навигационной безопасности судоходства. Наиболее затратным и в то же время одним из самых необходимых аспектов обеспечения безопасности мореплавания в портах Астрахань и Оля является поддержание заданных (навигационных) габаритов Волго-Каспийского морского судоходного канала по ширине 100–120 м и глубиной 5,1 м. В условиях уменьшения стока реки Волга и понижения уровня Каспийского моря решение задачи становится все более и более актуальным.
Для этого используется специализированный дноуглубительный флот. На протяжении всего 10-летнего периода свой деятельности Астраханский филиал уделял и уделяет самое пристальное внимание вопросам ремонтного дноуглубления ВКМСК. Для повышения эффективности отдачи от работы флоты ФГУП «Росморпорт» в 2012–2013 годах переданы на баланс филиала два земснаряда, которые уже в 2013 году вынули 770 тысяч куб. м грунта. Использование собственного дноуглубительного флота позволяет более оперативно и качественно реагировать на различные возникающие ситуации, связанные с поддержанием навигационных габаритов ВКМСК.
Сложная и ответственная работа коллектива Астраханского филиала ФГУП «Росморпорт» по строительству и эксплуатации объектов и систем обеспечения безопасности мореплавания положительно оценивается руководством Росморречфлота и Минтранса России, по инициативе которых в 2011 году на базе филиала Международной морской организацией ИМО проведен специализированный семинар. Обеспечение безопасности мореплавания было и остается одной из приоритетных задач Астраханского филиала. Судоходство на Северном Каспии будет и впредь соответствовать всем общепринятым международным нормам.
|
|
|