Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Транспорт России: развитие и трансформация | Издательский дом

Транспорт России: развитие и трансформация

 

Министр транспорта РФ Максим Соколов

 

О том, каким видит будущее транспортной отрасли Минтранс России, в интервью журналу «Транспортная стратегия – XXIвек» рассказал глава ведомства Максим Соколов.

 

 

– Максим Юрьевич, в настоящее время много говорится о том, что мы стоим перед лицом новой «промышленной революции» и связанных с ней вызовов. Материалы с заданными свойствами, глобальные системы информирования и управления, внедрение роботов во все сферы деятельности. Еще совсем недавно это было далеким будущим, которое уже наступило сегодня. Отрасль готова к этим вызовам?

 

– Транспорт должен достойно отвечать на эти вызовы, оставаясь при этом системообразующим элементом экономики и важной составляющей жизни каждого человека. В обозримом будущем транспорт продолжит выполнять свои функции в привычном для нас виде, при этом расширится перечень направлений его развития и трансформации.

 

Такими направлениями станут расширение использования информационных и спутниковых технологий, повышение скорости движения транспортных средств, развитие новых видов транспорта, в том числе беспилотных, внедрение материалов и технологий, повышающих срок службы транспортных средств и инфраструктуры, а также снижающих их негативное воздействие на окружающую среду.

В прошлом году на Восточном экономическом форуме наш президент сказал, что «мы живем в век информационного общества», и предложил сформировать общее пространство цифровой экономики для организации взаимодействия и ведения дел в удобной электронной форме. Мы считаем, что весомой частью этого пространства должно стать Единое цифровое пространство транспортного комплекса.

Цифровая среда должна обеспечить переход на безбумажное документальное сопровождение любых транспортных услуг, выступать интегратором различных интеллектуальных систем и сервисов, обеспечивать комплексный мониторинг пассажиро- и грузопотоков, а также состояния объектов транспортной инфраструктуры.

 

Одним из ключевых элементов создаваемого цифрового пространства является государственная информационно-аналитическая система регулирования на транспорте (АСУ ТК). Первая очередь системы уже запущена, и на сегодняшний день она используется в качестве информационно-аналитического ресурса Минтранса России и подведомственных структур. В будущем система станет основой единой цифровой платформы транспортного комплекса. С ее помощью мы планируем в том числе автоматизировать процессы планирования и управления в отрасли, вырабатывать и оценивать принимаемые стратегические решений по развитию и будущие проекты на основе компьютерного моделирования.

 

Важным элементом цифрового пространства также является работающая с 2013 года Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ), которая позволяет контролировать пассажирские перевозки с детализированностью вплоть до отдельного рейса и пассажира.

 

– В будущем транспортная отрасль будет являться крупнейшим потребителем результатов космической деятельности. Есть ли конкретные примеры, когда на основе спутниковых технологий создаются и развиваются современные системы обеспечения работы транспорта и необходимые сервисы?

 

– В качестве примера можно привести навигационно-информационную систему управления движением олимпийского Сочи, а также используемую Ространснадзором во всех федеральных округах комплексную информационно-аналитическую систему контроля транспортных средств (КИАСК-ТС) и, конечно, систему экстренного реагирования «ЭРА-ГЛОНАСС».

Успешная реализация Минтрансом России этого проекта позволила нашей стране стать признанным мировым лидером в сфере применения спутниковых технологий для спасения человеческих жизней. На базе «ЭРА-ГЛОНАСС» планируется создать единую государственную среду передачи навигационной информации. Это позволит повысить качество работы транспортного комплекса и сократить издержки перевозчиков.

Современные и будущие навигационные системы не могут обойтись без соответствующего картографического обеспечения. Создание отечественных электронных навигационных карт является одним из обязательных условий для развития российского транспортного комплекса. На сегодняшний день созданы электронные навигационные карты на более чем половину от общей протяженности внутренних водных путей, порядка 55 из 102 тысяч км. На воздушных трассах созданы массивы цифровой информации о местности и препятствиях уже в 30 регионах страны.

Для создания высокоточных координатных сетей разворачивается сеть контрольно-корректирующих станций – 40 станций на морском и речном, порядка 50 на железнодорожном и более 90 станций на воздушном транспорте.

 

– Будущее несет с собой не только новые технологии, но и возрастающие скорости. Готова ли к этому инфраструктура?

 

– Мы понимаем, что высокий уровень транспортного обслуживания будет определяться скоростью, своевременностью, предсказуемостью. Именно эти параметры транспортного сообщения в первую очередь влияют на подвижность населения и эффективность экономических связей как на внутренних, так и на международных маршрутах.

Первые проекты уже в стадии практической реализации. Новая скоростная автомобильная дорога Москва – Санкт-Петербург должна быть полностью закончена в следующем году. Дорога является головным участком международного транспортного коридора Европа – Западный Китай, который планируется открыть в 2020 году. На автомобильной трассе М-4 «Дон» уже введены два скоростных участка: обходы Вышнего Волочка и Солнечногорска.

Центр России связали скоростные поезда. Сегодня поезда «Ласточка», «Аллегро», «Стриж», «Сапсан» стали реальностью. Хотя развитие высокоскоростного движения в России находится лишь в начале пути, но уже в прошлом году количество пассажиров на поездах «Сапсан» возросло более чем на треть (37 %) и вплотную приблизилось к рекордной отметке в 5 млн человек. В вагонах почти не остается свободных мест.

Еще одним знаковым проектом для отрасли должна стать первая в стране высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва – Казань», которая обеспечит сокращение времени следования между этими городами в 4 раза: с нынешних 14 до 3,5 часов.

 

– Насколько успешно развиваются интеллектуальные транспортные системы?

 

– В рамках Национальной технологической инициативы правительством было поддержано развитие беспилотных летательных аппаратов и автомобилей, а также интеллектуальных транспортных систем, как наиболее перспективных направлений, которые в будущем должны сформировать в мировом масштабе принципиально новые отраслевые рынки.

Как отметил Дмитрий Анатольевич Медведев: «Через 10–20 лет выиграет тот, кто поставит на инновационную волну, построит систему, которая будет генерировать на основе новых знаний коммерчески успешные решения».

            Интеллектуальные транспортные системы вгородских агломерациях обеспечивают для пассажиров в режиме реального времени планирование маршрутов с учетом нескольких видов транспорта, бронирование и покупку билетов, сопровождение по маршруту, оказание дополнительных услуг.    На федеральных трассах системы обеспечивают интеграцию средств связи, управления и контроля, встроенных в транспортные средства и объекты инфраструктуры, а также развитие трансграничных информационных сервисов.

 

Появление «беспилотников» не случайное явление, это результат планомерного расширения использования интеллектуальных транспортных систем. Создание и начало испытаний первых беспилотных отечественных транспортных средств является началом нового технологического этапа развития транспорта.

Представить себе будущее транспортной инфраструктуры без применения новых долговечных и экологичных материалов невозможно.Практический опыт показывает, что наибольший эффект от применения новых материалов и технологий достигается, если этот процесс распространяется на все стадии жизненного цикла объектов – от проектирования до строительства и последующей эксплуатации.

Будущее за геосинтетическими, композитными материалами, модифицированными асфальтобетонными смесями и технологиями, позволяющими значительно увеличивать срок службы объектов транспортной инфраструктуры.

 

– Максим Юрьевич, давайтезаглянем за горизонт…

 

– Конечно, будущее транспорта и в расширении услуг для пассажиров. Продажи электронных билетов, онлайн-регистрация на рейсы, специализированные приложения и сайты, облегчающие получение необходимой информации, – это уже сегодняшний день. Завтра этот перечень пополнится новыми услугами, о которых мы, возможно, и не думаем сегодня.

Скорее всего, будущее будет не совсем таким, каким мы его представляем, но опыт показывает, что мы, как правило, ошибаемся в своих прогнозах в меньшую сторону. Востребованность новых объектов инфраструктуры, новых транспортных средства, новых услуг и новых маршрутов по факту оказывается выше запланированной. Они сами становятся источниками формирования повышенного спроса. Так, например, было с запуском «Аэроэкспресса» и «Ласточек», так случилось с Московским центральным кольцом.

 

В будущее российские транспортники смотрят с оптимизмом!

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика