Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Обеспечение актуальных и перспективных потребностей предприятий водного транспорта Тюменской области в квалифицированных кадрах на основе усиления практико-ориентированности | Издательский дом

Обеспечение актуальных и перспективных потребностей предприятий водного транспорта Тюменской области в квалифицированных кадрах на основе усиления практико-ориентированности

 

Директор государственного автономного профессионального образовательного учреждения Тюменской области «Тюменский колледж водного транспорта» Тамара Евгеньевна Шпак

 

В 2016 году Тюменскому колледжу водного транспорта исполнилось 52 года. За более чем полувековую историю учебное заведение выпустило из своих стен более четырнадцати тысяч речников.

 

Сегодня колледж, достойно выдержав конкуренцию и закрепившись на рынке образовательных услуг, по праву считается передовым учебным заведением Тюменской области.

 

По мнению губернатора области Владимира Якушева, речной транспорт – архиважное направление развития региональной экономики. «Это достаточно дешево и надежно. К сожалению, мы очень много утратили в этой сфере за последние десятилетия. Поэтому данную отрасль Тюмень должна сохранить и развивать», – убежден глава региона.

Тюменская область является транспортным узлом России с развитым водным речным сообщением, обеспечивающим выход на Северный морской путь. Для жизнедеятельности региона устойчивое функционирование предприятий водного транспорта и речные перевозки имеют особое значение, водные пути зачастую являются единственными транспортными артериями к населенным пунктам приречных районов области. Направления развития водного транспорта региона определяют и ключевые инвестиционные проекты, реализуемые на территории Тюменской области (в том числе и в одном из приоритетных направлений привлечения инвестиций – транспортно-логистическом комплексе):

-        создание и функционирование морского порта Сабетта;

-        обновление флота и создание танкерного флота ледового класса;

-        обеспечение заполярных городов и поселков топливом, промышленными и продовольственными товарами, стройматериалами;

-        транспортировка сжиженного природного газа по Северному морскому пути на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.

 

Для обеспечения кадровой составляющей реализации инвестиционных проектов региона и потребностей предприятий водного транспорта необходимы как специалисты плавсостава для судов типа река – море (судоводители, судомеханики, специалисты по эксплуатации оборудования радиосвязи и электрорадионавигации судов, судовые электрики), так и для береговых предприятий, связанных с ремонтом, техническим обслуживанием и эксплуатацией плавсредств, погрузочного оборудования портов и транспортных терминалов (судостроители, сварщики, слесари по сборке металлоконструкций, слесари-ремонтники, машинисты крана и др.).

 

Очень важен и тот факт, что Российская Федерация приняла на себя обязательства по выполнению требований международных конвенций по судоходству, это повышает ответственность образовательных организаций в вопросах подготовки кадров.

 

Деятельность всех структурных подразделений колледжа в вопросах подготовки специалистов водного транспорта, востребованных на региональном рынке труда, строится в соответствии с Программой развития Тюменского колледжа водного транспорта на период до 2016 года.

Цель программы – комплексное развитие колледжа, позволяющее обеспечить соответствие качества образования образовательному заказу со стороны государства, общества и личности.

За 50 лет существования Тюменский колледж водного транспорта не изменил своему профилю, это единственная в Тюменской области (включая ХМАО и ЯНАО) образовательная организация, которая осуществляет подготовку кадров для предприятий водного транспорта и судостроения.

 

В целях количественного и качественного прогноза актуального иперспективного спроса на квалификации специалистов водного транспорта сформирован новый механизм планирования подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена на основе внешнего прогноза. Распределение государственного задания на подготовку кадров осуществляется на основе анализа потребности регионального рынка труда в квалифицированных кадрах и взаимодействия с работодателями и их объединениями. Регулирование объема подготовки обеспечивается на основе проведения конкурсного отбора с учетом показателей эффективности деятельности организаций. 

 

 

 

На уровне региона (включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО) прогноз кадрового обеспечения предприятий водного транспорта осуществляется с учетом реализуемых инвестиционных проектов.

 

В целях обеспечения кадровой составляющей инвестиционных проектов, реализуемых в Тюменской области, совершенствуются технологии прогнозирования кадровых потребностей региональной экономики. На основании распоряжений правительства Тюменской области № 176-рп от 13 февраля 2013 года «О кадровом обеспечении инвестиционных проектов», № 1454-рп от 04 августа 2014 года «О внесении изменений в распоряжение от 13 февраля 2013 года № 176-рп» Департамент образования и науки Тюменской области совместно с рабочей комиссией по кадровому обеспечению инвестиционных проектов, реализуемых в Тюменской области (орган Совета директоров профессиональных образовательных организаций Тюменской области), организует комплексное взаимодействие инвесторов и субъектов предпринимательской деятельности с образовательными организациями, в том числе с многофункциональными центрам прикладных квалификаций.

 

 

 

Для обеспечения современной актуализации содержания образования в соответствии с региональными требованиями и усиления практико-ориентированности обучения в колледже создана региональная учебно-методическая комиссия по укрупненной группе профессий и специальностей среднего профессионального образования по направлению: 26.00.00 «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта».

 

В отсутствии профессиональных стандартов апробирована методика формирования функциональных карт. На базе анализа функциональных карт и требований ФГОС во взаимодействии с попечительским советом и предприятиями-заказчиками кадров сформированы региональные требования к специалистам, определены направления углубления подготовки, сформирован перечень востребованных квалификаций, дополнительных профессиональных компетенций, согласованы квалификационные требования к выпускнику, что послужило основанием для использования вариативной части ФГОС.

 

Опыт применения функциональных карт позволил в соответствии с изменяющимися требованиями работодателей оперативно формировать гибкие ОПОП, программы профессионального обучения, дополнительные профессиональные программы для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов отрасли речного транспорта.

 

Одной из приоритетных задач деятельности колледжа является выстраивание содержательного сотрудничества и конструктивных партнерских отношений со всеми заинтересованными субъектами образования (школа, семья, обучающийся, работодатель, гражданское общество), совершенствование механизмов участия работодателей в развитии системы профессиональной подготовки специалистов отрасли, расширение взаимодействия по развитию форм и инструментов соуправления образованием.

 

Обеспечено развитие организационно-экономических механизмов на основе трехстороннего государственно-частного партнерства. Только за последние три года заключено 8 трехсторонних соглашений в сфере подготовки квалифицированных кадров для водного транспорта и судостроения между правительством Тюменской области, предприятиями-работодателями и колледжем.

 

Одним из приоритетных направлений в вопросах подготовки специалистов водного транспорта является предоставление каждому обучающемуся возможности получать профессиональное образование в условиях, приближенных к современному производству. С 2011 года в колледже создана и прошла апробацию модельобучения на рабочем месте специалистов плавсостава для эксплуатации судов внутреннего водного транспортаТюменской области. В основе модели – усиление практико-ориентированности обучения с учетом особенностей подготовки специалистов:

-      ответственность образовательных организаций в вопросах подготовки кадров в части выполнения международных конвенций и национальных требований по безопасности судоходства;

-      проведение длительных практик в условиях реальной навигации Обь-Иртышского бассейна с выходом в арктические районы плавания;

-      использование сложного оборудования и дорогостоящих тренажеров;

-      прохождение дополнительной профессиональной подготовки и процедуры квалификационных испытаний на право занятия должности рядового и командного состава;

-      организация дополнительного профессионального обучения в целях занятости специалистов плавсостава организаций водного транспорта в межнавигационный период.

 

На начальном этапе внедрения модели обучения был проведен ряд организационно-управленческих мероприятий: согласование с работодателями графика учебного процесса (с учетом сроков реального навигационного периода в Обь-Иртышском бассейне); распределения вариативной части ФГОС в целях формирования региональных профессиональных компетенций. В ходе реализации модели выявились дополнительные требования к обеспечению учебно-производственного процесса. Так, например, окончание навигационного периода в регионе растянуто по времени – с конца сентября до начала ноября. Это потребовало разработки электронных учебно-методических комплексов для обеспечения обучающихся в период плавательной практики. Такое обучение на завершающем этапе навигации особенно продуктивно, когда происходит закрепление полученных теоретических знаний сразу на рабочем месте. Этапы реализации модели представлены в таблице.

 

 

 

 

Скачать полную версию статьи

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика