Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Инновации против кризиса | Издательский дом

Инновации против кризиса

 

Исполнительный директор ООО «Центр Технических Разработок» Николай Непрелый

 

Коммерциализация науки помогает справиться с нестабильной экономической ситуацией – это доказывает появление на рынке России новых компаний, занимающихся научной деятельностью «без отрыва от реальности», то есть ориентированных на получение жизнеспособных продуктов, на которые уже существует или планируется спрос.

 

 

В список таких компаний входит Центр Технических Разработок (ЦТР) – организация молодая, но достаточно амбициозная, в чей послужной список входят в том числе усовершенствование модели струеотклоняющего щита, разработка и внедрение дорожных катафотов и многое другое. О том, как создаются эти продукты и как принимаются научные технологии в России сегодня, рассказывает исполнительный директор ЦТР Николай Непрелый.

 

– Николай Игоревич, расскажите о компании и профиле ее деятельности. В чем ее главная особенность?

 

– Центр Технических Разработок был создан в феврале 2016 года и на сегодняшний день входит в группу компаний «ИВК АИР ГРУПП». Наш профиль – это разработка и внедрение альтернативных инженерных решений в сфере строительства объектов транспортной инфраструктуры, обеспечения безопасности дорожного движения, реконструкции аэропортов и ЖКХ.

Мы в ЦТР выстраиваем и создаем логическую цепочку – от появления идеи до воплощения ее в продукт. Любой человек может прийти к нам, рассказать свое видение, показать изобретение, и мы постараемся сделать это реальностью. Можно сказать, что мы работаем по принципу «Сколково», просто в уменьшенном масштабе.

 

Разумеется, мы беремся не за все предложения: мы определяем жизнеспособность продукта, его уникальность, востребованность. Из тех идей, что нам приносили, мы воплотили около 10. Мы также плотно работаем со стартапами, мобильными приложениями и производством продуктов питания. На сегодняшний день ресурсы компании позволяют работать над 30 проектами параллельно. Какие-то более крупные, какие-то – помельче.

 

– Можете назвать самые сложные проекты из тех, что уже воплощены?

 

– Одним из наиболее емких и объемных проектов могу назвать струеотклоняющие щиты. Здесь была проделана серьезная и сложная работа, сопровождающаяся научными расчетами и натурными испытаниями. Вторым таким проектом я назову водоотводные бетонные лотки, изготавливаемые методом скользящей опалубки прямо на объекте строительства, которые мы впервые опробовали в Норильске. Это абсолютно уникальный способ изготовления подобных изделий, до нас такого не делал никто, тем более на аэродроме.

 

Лотки были рассчитаны и испытаны на класс нагрузки F900 (90 тонн). Возможно, подобное было апробировано классом меньше, но армированные лотки – я гарантирую, что мы были первыми, кто это сделал.

Еще мы успешно довели до логического завершения разработку люка для электрических сетей. Здесь мы также стали первопроходцами: до нас никто не делал их полимерными. Наш люк стал легче, вандалоустойчивее (никто не ворует полимерные люки, это факт) и по стоимости куда выгоднее. Единственный его минус – пока что он не может устанавливаться на дорогах, где есть высокая нагрузка.

 

– Какие основные направления деятельности компании? Много ли у ЦТР разработок, связанных с дорогами?

 

– Можно сказать, что дорожное направление у нас самое многочисленное – на сегодняшний день у нас около 15 проектов, так или иначе связанных с дорогами.

Почему дорожное направление самое объемное? Потому что у него всегда есть сбыт, есть востребованность. Например, мы разработали новую модель дорожного катафота, который увеличивает видимость тросового барьерного ограждения. К нам обратились представители ведомства и поставили задачу – сделать барьерку заметной в ночное время суток и при плохих погодных условиях. Само ограждение имеет большое преимущество за счет того, что не крадет дорожное полотно у автомобилей, но в сумерках его плохо видно, и очень часто случаются наезды транспорта с неприятными последствиями. Причем при наезде на тросовую барьерку автомобиль не просто сталкивается с препятствием, он словно вешается прямо на ограждение, и, повторюсь, последствия могут быть очень серьезными.

 

В общем, получили задачу, набросали несколько идей, всего было около шести, начиная от гирлянды и заканчивая пирамидальной формой. В результате остановились на цилиндрической – именно она позволяет максимально долго оставаться заметной, несмотря на загрязнения, к которым неизбежно приводят снег и дождь. В декабре мы провели презентацию нового продукта, получили заинтересованные отзывы, так как до этого подобного никто не делал, и стали готовиться к производству.

 

Весной мы установили первые опытные образцы на Дмитровском шоссе, получили 100% положительные отклики. Тросовая барьерка действительно стала заметнее благодаря большой светоотражающей поверхности катафота. Кроме того, они сконструированы таким образом, что при контакте с автомобилем последнему не наносятся повреждения, сама же конструкция выполнена из устойчивого к перепадам температур и коррозии пластика, что немаловажно, особенно на фоне изобилия на рынке различной продукции из некачественного сырья.

 

– Новые технологии и их внедрение – насколько это непростой процесс на российском рынке?

 

– По опыту могу сказать, что хуже всего новые технологии принимаются проектными институтами, поскольку когда появляются новинки, то им нужно все проверять, делать новые расчеты. Поэтому большинство проектных институтов не в восторге от инновационных продуктов именно из-за того, что для них это лишняя работа.

 

Мы относим себя к прикладной компании и делаем только те вещи, которые необходимы и практичны. Мы много изучаем зарубежный опыт. С сожалением могу отметить, что инновации в дорожной отрасли в России пока что не слишком распространены. По-прежнему мы наблюдаем на дорогах бетонные и стандартные оцинкованные стойки, жестяные знаки, однако в разговорах все любят упомянуть необходимость внедрения композитных материалов и стеклопластика.

 

– Возможно, еще и потому, что все озабочены кризисом, и зачастую решения принимаются исходя не из экономических расчетов, а просто из-за страха новизны. Или это всегда только желание сократить расходы, что становится преградой для внедрения новых продуктов?

 

– Это вполне нормальное желание – сэкономить, особенно в период, когда нет денег. Стоит отметить, что если бы 5–10 лет назад, когда у нас был подъем, присутствовало бы еще и желание сэкономить, то сейчас мы не наблюдали множество довольно глупых и нецелесообразных проектов, которые появились только потому, что кому-то нужно было быстро освоить деньги.

Нам, как инновационной компании, мешают двигаться вперед не только административные барьеры, связанные с морально устаревшей нормативной базой, но еще и недобросовестная конкуренция. Такое происходит сплошь и рядом: ты подаешь заявку в какой-то согласовательный орган, а потом вдруг видишь свой продукт под именем другой компании. Да, мы в курсе, что иногда это происходит неспециально, просто в милой дружеской беседе кто-то что-то обронил, показал, спросил. И начинается гонка за авторством: написание претензии, подача документов суд и, наконец, судебные тяжбы.

 

И это еще одна проблема – незащищенность изобретений. Патент вообще не защищает твой продукт, только если он не такой же фундаментальный, как патент на швейную иглу Зингера, например. Если патент описывает просто продукт, а не явление или происхождение процесса, то его защитные функции минимальны.

Добавлю также, что в целом не хватает адекватности и объективности со стороны некоторых структур. Внедрить идеи сложно еще и потому, что они идут вразрез с существующими нормами. Не можем применить пленку другого цвета, не можем выставить элемент на дорогу, который точно улучшит безопасность, не можем ничего, пока не пройдем все круги ада, связанные с согласованиями с многочисленными ведомствами. Чтобы поставить один продукт на дорогу, нужно несколько лет, а в это время продолжают гибнуть люди, которых можно было бы спасти с минимальными вложениями. Пешеходы перебегают дорогу в неположенном месте? Поставить забор. Выезд на встречную полосу? Поставить разделительное ограждение. Необходимо не запрещать, а создавать условия, при которых нарушить просто не получится.

 

 

Дорожные катафоты ЦТР делают тросовое барьерное ограждение заметным в любое время суток

 

 

 

 

 

Струеотклоняющие щиты позволяют значительно усовершенствовать организацию рабочей зоны аэропорта, сохраняя при этом безопасность на требуемом уровне

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика