Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Под крылом – Камчатка | Издательский дом

Под крылом – Камчатка

 

 

                                                                                         

Генеральный директор АО «Камчатское авиационное предприятие», отличник воздушного транспорта России, почетный работник предприятия, награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени Николай Плутов

 

История Камчатского авиационного предприятия начинается с середины 20-х годов прошлого столетия, когда жители полуострова Камчатка собрали средства на постройку самолета «Дальневосточный комсомолец». Спустя десятилетие на Камчатку прибыли первые самолеты и был создан авиаотряд, а в дальнейшем образован аэропорт Елизово. Об этапах становления и сегодняшнем дне предприятия рассказывает генеральный директор Николай Плутов.       

                                 

                                                             

 – Николай Сергеевич, 2018 год является юбилейным для предприятия. Расскажите, как все начиналось?

 

– Датой образования Петропавловск-Камчатского авиапредприятия принято считать 1 января 1948 года,когда приказом Главного управления гражданского воздушного флота, продублированного приказом № 26 от 01 декабря 1947 года Дальневосточного управления гражданского воздушного флота, таким самостоятельным авиапредприятием стал и аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово). В этом году формировался коллектив авиапредприятия численностью в 60 человек. Аэропорт получил юридический статус, согласно которому был наделен определенными правами и обязанностями. В соответствии с требованиями того времени ему предстояло организовать пассажирские и грузовые перевозки между Камчаткой и другими регионами России. Внутриобластное авиационное обслуживание осталось за 248-м авиаотрядом, который функционировал на полуострове ранее.

 Из аэропорта Елизово, ставшего самостоятельной производственной единицей Дальневосточного управления гражданского воздушного флота, развилось Федеральное государственное унитарное Петропавловск-Камчатское авиапредприятие, которое в ходе реорганизации было преобразовано в АО «Камчатское авиационное предприятие». Местом базирования главной воздушной гавани Камчатки был выбран город Елизово, благодаря выгодному географическому положению и наиболее благоприятным для полетов воздушных судов метеорологическим условиям.

 

 В 50-е годы связь Камчатки с аэропортами Дальнего Востока и центральными областями страны осуществлялась на самолетах Ли-2, Ил-12, Ил-14. До Хабаровска через Магадан время полета составляло 8 и более часов, а до Москвы – более 30 часов. Перелеты были длительными и тяжелыми для пассажиров. Создание и выход на авиатрассы в 1956–1957 годы первого в мире реактивного пассажирского самолета Ту-104 было значимым, качественно новым этапом в развитии авиатранспортных услуг населению. Первый регулярный рейс на этом самолете в Петропавловск был выполнен 25 января 1958 года под управлением командира корабля А.П. Сапожникова.

 С 1958 по 1963 год началось масштабное строительство комплекса аэропорта на новом месте. Были сданы в эксплуатацию: гостиница, два жилых дома, производственное здание для спецтранспорта, котельная, перрон и рулежная дорожка. Завершилось строительство аэровокзала. Из аэропорта Халактырка были переведены самолеты Ли-2, и создано летное подразделение. Были обеспечены регулярные полеты новых самолетов Ту-104, Ан-10, Ил-18.

 

 С 1963 по 1977 год были сформированы производственный коллектив и службы. Освоен самолет Як-40, для него в крупных населенных пунктах полуострова были подготовлены взлетно-посадочные полосы. Выполнен объем работ по строительству взлетно-посадочной полосы для приема самолетов Ил-62.

 17 июня 1978 года для авиаторов и всего населения области был особенным днем – Камчатка приняла первый самолет Ил-62М. С этого дня на нем начались регулярные беспосадочные полеты по маршруту Петропавловск-Камчатский – Москва. Кроме того, проведенная в 1978 году реконструкция аэродрома позволила в дальнейшем принимать магистральные самолеты с большой взлетной массой типа Ан-124 («Руслан»), Ан-225 («Мрия»), «Боинги» и другие воздушные суда этого класса.

 С 1978 по 1981 год был обучен летный состав для обеспечения полетов самолетов Л-410, которые летали также и на остров Беринга. С 1981 по 1990 год продолжалось строительство жилья для авиаторов, расширялись склады ГСМ базового и приписных аэропортов.

 

 С 1990 по 1993 год в период перестройки предприятие получило статус государственного, сумело сохранить целостность и дальнейшее развитие. Сегодня в аэропорту производят посадку все типы магистральных самолетов России и других стран, в том числе и широкофюзеляжные самолеты, такие как: Б-777, А-330, Ту-204 и другие.

 В 1995 году аэропорт получил статус международного. В 1997 году предприятие стало самоокупаемым, вышло на самофинансирование, были приобретены и переоборудованы два самолета Ан-26 для грузопассажирских перевозок. Освоено на высоком уровне авиационное обеспечение иностранных воздушных судов.

 

 В 2016 году было окончено строительство и начата эксплуатация новой ВПП, пришедшей на смену уже порядком изношенной старой полосы, сданной еще в 1978 году. Проведена полная реконструкция рулежных дорожек и перрона. Особое значение для всех пассажиров имела сдача в эксплуатацию нового павильона выдачи багажа, в котором теперь могут комфортно размещаться все 400 пассажиров, прибывающие рейсами из столичных аэропортов.

 C 1 ноября 2016 года в связи с реорганизацией АО «Камчатское авиационное предприятие» в форме выделения из него нового акционерного общества АО «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)» предприятие насчитывает 346 работников, из них 169 человек авиационно-технического персонала и 100 летного персонала.Трудно сейчас представить жизнь нашего края без авиации. Незримыми, но прочными нитями связывает она между собой населенные пункты полуострова.

 

 – Кто стоял у истоков? Расскажите о коллективе предприятия, о достижениях.

 

– Первым начальником аэропорта был назначен В.В. Лурцев, его заместителем – С.Г. Бурш, старшим инженером – Е.К. Крылов, который запомнился сослуживцам еще и как талантливый художник-любитель. В первое время начальники аэропорта часто менялись. Так, с января 1948 года по февраль 1993 года их было пятнадцать. Но даже за короткое время своего пребывания на посту руководителя каждый из них внес определенную лепту в дело становления авиапредприятия. С февраля 1993 года по декабрь 2011 года директором Петропавловск-Камчатского авиапредприятия был Алексей Иванович Твердохлеб, который за многолетний добросовестный труд, большой личный вклад в развитие гражданской авиации Камчатки был награжден орденом «Знак Почета», нагрудным знаком «Отличник воздушного транспорта», дважды побеждал в открытом национальном конкурсе «Руководитель года ГА России», а его имя вошло в энциклопедию «Лучшие люди России».

 Сложились на предприятии и трудовые династии: три поколения Беловых, два поколения Колиных, Пономаревых, Тараториных, Салямовых, Сентеревых, Передерий, Юнниковых, Макаровых. Многие имеют правительственные награды, такие как: орден Ленина, орден Трудового Красного Знамени, орден «Знака Почета», орден Трудовой Славы, орден Дружбы народов. Есть заслуженные работники транспорта РСФСР, почетные работники транспорта, заслуженные пилоты СССР. Можно назвать десятки людей, которые трудились и трудятся на предприятии, и каждый из них – частица его жизни и истории. На втором этаже административного здания АО «КАП» размещен стенд с фамилиями награжденных, что носит патриотический характер.Фото стендов

 

– Основные функции и задачи предприятия сегодня? Какова география полетов?

 

– Камчатское авиапредприятие является единственным социальным авиаперевозчиком, который обеспечивает воздушное сообщение на территории края. На самолетах предприятия осуществляются как регулярные, так и чартерные перелеты пассажиров, доставка грузов. Основу авиапарка предприятия составляют самолеты Л-410, Ан-26, Ан-28, Як-40, вертолеты Ми-8МТВ, Ми-8Т.

 

 Если говорить о географии полетов, то маршрутная сеть перелетов настроена между аэропортами следующих населенных пунктов: Петропавловск-Камчатский, Никольское, Озерная, Соболево, Тигиль, Тиличики, Палана, Усть-Хайрюзово.

Из аэропорта Тиличики АО «КАП» выполняет регулярные рейсы на воздушном судне Ми-8 в населенные пункты Олюторского, Пенжинского, Карагинского муниципальных районов. 

 

 

Насколько доступно авиаобеспечение для местного населения?

 

– В целях повышения транспортной доступности в крае действует программа субсидированных межрайонных авиаперевозок для отдельных категорий граждан. Кроме того, в части повышения тарифной доступности авиабилетов совместно с администрацией края ведется работа с федеральными органами исполнительной власти по согласованию и утверждению новых порядков субсидирования тарифов за счет средств федерального бюджета.

 

– Как вы видите развитие вашего предприятия на долгосрочную перспективу?

 

 – Основной задачей АО «КАП» является организация бесперебойного функционирования системы пассажирских, грузовых и почтовых авиационных перевозок на территории Камчатского края и за его пределами, соблюдение безопасности полетов.

 Все взлетно-посадочные полосы, на­ходящиеся в ведении Федерального казенного предприятия «Аэропорты Камчатки», грунтовые, и альтернативной замены тем воздушным судам, которые у нас имеются, в России сейчас нет.

 

 В перспективе планируется модернизовать производство не­которых отечественных самолетов и начать в Сибири сборку чешских машин, но, думаю, в ближайшие годы в Рос­сийской Федерации для местного авиапарка выпускаться ничего не будет, поэтому о кардинальном обновлении воздушного парка речь пока не идет.

 В феврале 2017 года мы приобрели вертолет Ми-8Т, который имеет 22 посадочных места и рассчитан на перевозку до 4 тонн груза. Первый рейс на вертолете совершен 1 мая 2017 года по маршруту г. Петропавловск-Камчатский – п. Козыревск – п. Оссора – п. Тиличики. 

 

 

 В апреле 2017 года пополнили авиапарк грузо-пассажирским (конвертируемым) турбовинтовым самолетом Ан-26Б-100. Самолет имеет 44 посадочных места. Максимальная коммерческая загрузка – 5 тонн.

 

 

 Потребность жителей Камчатского края в предоставлении услуг санитарной авиации чрезмерно высока из-за географического положения полуострова Камчатка, слаборазвитой сети автомобильных дорог, значительной удаленности населенных пунктов друг от друга, в том числе от областного центра Петропавловска-Камчатского.

 В настоящее время осуществляется перегон вертолета Ми-8МТВ-1 2017 года выпуска по маршруту Казань – Петропавловск-Камчатский для решение задач, связанных с обеспечением Камчатского края авиационной техникой, способной выполнять задачи специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи в Камчатской крае.

 

 

– Николай Сергеевич, благодарю вас за интервью. От лица редакции примите поздравления с юбилеем предприятия и пожелания исполнения самых смелых надежд и планов, успешной работы! 

 

Фото Н.С. Плутова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика