Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: План мероприятий «дорожная карта» | Издательский дом

План мероприятий «дорожная карта»

 

Заместитель министра транспорта РФ – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский

 

Распоряжением Правительства от 29 июня 2012 года утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование таможенного администрирования», основные мероприятия которого касаются совершенствования деятельности морских портов, морских пунктов пропуска и выполняются Минтрансом.

 

 

«Дорожная карта»

 

Основными задачами «дорожной карты» являются упрощение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Евразийского экономического союза при их ввозе и вывозе в/из РФ, а также совершенствование таможенных операций и процедур в части их упрощения, ускорения, прозрачности и уменьшения затратности с одновременным повышениемэффективности таможенного контроля за счет применения современных информационных технологий и смещения акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров.

 

Основными целями «дорожной карты» являются:

  • сокращение количества документов, требуемых для совершения таможенных операций и таможенных процедур при ввозе товаров и транспортных средств и их вывозе;
  • сокращение сроков подготовки и получения документов, необходимых для завершения процедур экспорта и импорта товаров;
  • сокращение сроков прохождения всех процедур, связанных с ввозом товаров и транспортных средств и их вывозом;
  • внедрение технологий таможенного декларирования и выпуска товаров, позволяющих сократить сроки прохождения административных процедур в связи с ввозом товаров и транспортных средств и их вывозом до минимальных значений.
  •  

В соответствии с рейтингом DoingBusinessопределены целевые параметры регулирования и прохождения таможенных процедур в морских портах.

Параметры определяются на основании следующих показателей: время на экспорт, время на импорт, стоимость экспорта и стоимость импорта в привязке к текущему и планируемому значениям. В указанных показателях отдельно выделяются время и стоимость операций, необходимых для проведения пограничного и таможенного контроля, а также оформления документов.

По данным Всемирного банка, в 2015 году при экспорте грузов время пограничного и таможенного контроля составляет 96 часов, время оформления документов – 42,5 часа. В 2016 году данные значения планируется снизить до 12 часов и 21 часа соответственно.

В первоначальной редакции «дорожная карта» содержала мероприятие, предусматривающее утверждение Правительством Плана мероприятий по улучшению транспортной ситуации в морских портах. Распоряжением Правительства от 30 апреля 2014 года № 739-р такой План был утвержден.

За период 2014–2015 годов были выполнены следующие мероприятия Плана:

  • утверждены Правила оказания услуг по перевалке грузов в морском порту;
  • сокращено время выдачи пропусков для въезда транспортных средств в морской пункт пропуска;
  • отменено требование о представлении коносаментов для помещения товаров в зону таможенного контроля.

В соответствии с поручением Правительства распоряжением от 12 декабря 2015 года № 2571-р невыполненные мероприятия включены в «дорожную карту». Также «дорожная карта» дополнена новыми мероприятиями, в том числе предусматривающими внесение изменений в Федеральный закон «О морских портах…», а также сокращение сроков нахождения товаров в морском порту.

 

 

Совершенствование деятельности в пунктах пропуска

 

Отдельным и достаточно объемным блоком мероприятий, включенных в «дорожную карту», являются мероприятия по совершенствованию деятельности в пунктах пропуска.

 

Пунктом 19.1«дорожной карты» предусмотрена синхронизация распорядка работы пунктов пропуска и хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в морских портах.

За 2015 год проведено 148 заседаний координационных советов, на которых в том числе рассматривались вопросы синхронизации распорядка работы пунктов пропуска и хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в морских портах, согласования технологической схемы пункта пропуска, что подразумевает в том числе и распорядок работы пункта пропуска.

Необходимо отметить, что данное мероприятие проводится на постоянной основе по мере поступления обращений от хозяйствующих субъектов.

В целом работа синхронизирована. При этом дополнительное увеличение времени работы государственных контрольных органов осложняется недостаточной штатной численностью.

 

В соответствии с пунктом 19.7 «дорожной карты»предусмотрено мероприятие по определению пределов пунктов пропуска в морских портах.

В настоящее время установлено 62 пункта пропуска в морских портах, из них 56 функционируют. По состоянию на 1 июля 2016 года утверждены пределы в 47 пунктах пропуска в морских портах. Необходимо осуществить мероприятия по определению пределов пунктов пропуска в 9 портах, в том числе 5 портах, расположенных в Крымском федеральном округе. Вместе с тем проведение указанных работ осложняется отсутствием оформленных в соответствии с законодательством правоустанавливающих документов на земельные участки.

 

Пункт 19.8: одним из мероприятий является внедрение системы управления рисками при проведении ветеринарного, карантинного фитосанитарного и санитарно-карантинного контроля, в том числе с учетом применения предварительной информации.

 

Пункт 19.9 касается оптимизации требований к проектированию, строительству, реконструкции, обустройству и техническому оснащению морских пунктов пропуска.

 

В рамках выполнения данного пункта «дорожной карты» требуется внести соответствующие изменения в постановление Правительства от 25 декабря 2007 года № 930 «Об утверждении общих требований к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска», а также в ведомственные нормативные правовые акты ФСБ, ФТС, Минсельхоза и Минздравсоцразвития, которыми утверждены типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска с учетом видов международного сообщения.

 

Следует отметить, что реализация данного пункта затянулась. Мероприятие является важным для привлечения частных инвестиций в обустройство пунктов пропуска, исходя из недостаточности финансирования из федерального бюджета.

Следующее мероприятие «дорожной карты», предусматривающее проведение оценки потребностей морских пунктов пропуска в дополнительном оснащении, признано рабочей группой по мониторингу исполненным.

 

Пунктом 19.11предусмотрены мероприятия по обустройству и оснащению пунктов пропуска в морских портах оборудованием, необходимым для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля (включая создание условий для досмотра товаров государственными контрольными органами), исключающих нанесение вреда товарам, требующим особых условий хранения.

Указанные мероприятия осуществляются в соответствии с государственной программой «Обеспечение государственной безопасности» и федеральной целевой программой «Государственная граница (2012–2021 годы)» в рамках выделенного финансирования.

 

Пунктом 19.12предусмотрена реализация мероприятий «дорожной карты», направленных на создание и развитие железнодорожных, автомобильных подходов к морским портам, и осуществляется в соответствии с федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)».

В рамках данного мероприятия Минтрансом регулярно направляются в Правительство доклады о конкретных мероприятиях по строительству и реконструкции объектов железнодорожного и автомобильного транспорта. К числу таких мероприятий относятся мероприятия по строительству (реконструкции) автомобильных подходов к морским портам Архангельск, Большой порт Санкт-Петербург, Мурманск, Калининград, Усть-Луга, Тамань, Темрюк, Анапа, Азов и Ростов-на-Дону. Из числа проектов по развитию железнодорожных подходов к морским портам целесообразно отметить проекты по строительству (реконструкции) железнодорожных подходов к портам северо-запада (Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Приморск), Дальнего Востока (Владивосток, Находка, Ванино, Советская Гавань), юга России (Новороссийск, Тамань, Туапсе, Кавказ, Темрюк).

 

Пункт 19.13 – «дорожная карта» дополнена новым пунктом 19.13, в соответствии с которым предусмотрено внесение изменений в статью 20Федерального закона «О морских портах…».

Соответствующий законопроект, содержащий в том числе нормы, касающиеся установления публичности и доступности информации о деятельности операторов морских терминалов, 17 мая 2016 года принят Государственной думой в первом чтении. В настоящее время ведется работа по подготовке законопроекта ко второму чтению.

 

Пункт 19.14«дорожной карты» предусматривает реализацию мероприятия по обеспечению в 100% случаев получения декларантом информации о возможности выпуска в свободное обращение товаров при условии их предварительного декларирования до завершения выгрузки судна.

Данное мероприятие направлено на ускорение таможенного оформления прибывающих грузов, в том числе с применением предварительного декларирования. Результатом исполнения является выпуск товаров в течение 4 часов с момента регистрации декларации на товары, а в случае если таможенная декларация зарегистрирована менее чем за 4 часа до окончания времени работы таможенного органа – в течение 4 часов с момента начала его времени работы. Реализация данного пункта возложена на ФТС, которая отчитывается о его выполнении путем представления в Правительство регулярных докладов.

 

Пункт 19.15: необходимо отметить еще одно мероприятие, направленное на совершенствование контрольных операций в морских портах, – возможность получения решения о разрешении судну выгрузки/погрузки товаров до его прибытия в морской порт при условии отсутствия рисков, выявленных системой управления рисками соответствующего государственного контрольного органа.

 

Пунктом 19.16«дорожной карты» предусматривается размещение должностных лиц государственных контрольных органов непосредственно в морских портах или в непосредственной близости к порту для обеспечения оперативного проведения необходимых контрольных действий в отношении грузов, переваливаемых в порту.

Исполнение данного мероприятия зависит от наличия соответствующих условий для размещения должностных лиц государственных контрольных органов непосредственно в морских портах или в непосредственной близости к порту для обеспечения оперативного проведения необходимых контрольных действий в отношении грузов, переваливаемых в порту.

 

Пункт 19.17 – это новый пункт, направленный на сокращение сроков нахождения товара в морском порту, за исключением хранения товаров (грузов) по инициативе участников внешнеэкономической деятельности. Согласно ожидаемому результату в конце 2016 года соответствующий срок должен составлять 4 суток.

Следует отметить, что ранее осмотры и досмотры товаров, подлежащих указанным видам контроля, осуществлялись в 100% случаев, что негативно сказывалось на времени пропуска товаров в целом.

Минсельхозом и Роспотребнадзором утверждены ведомственные акты, предусматривающие утверждение временной технологии определения рисковых поставок по категории товаров.

Кроме того, Минфином подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части определения компетенции федеральных органов исполнительной власти по осуществлению различных видов государственного контроля в пунктах пропуска», который находится на рассмотрении в Государственной думе. Указанный законопроект предусматривает внесение изменений в законодательные акты в части разработки и реализации мер по управлению рисками в соответствующих областях.

Данная возможность реализована ФТС во всех пунктах пропуска в морских портах.

Возможность принятия решения о разрешении судну выгрузки/погрузки товаров до его прибытия в морской порт при условии отсутствия рисков, выявленных системой управления рисками соответствующего государственного контрольного органа, зависит от наличия системы видеонаблюдения и реализуется ФСБ в морских портах Калининград, Новороссийск, Геленджик, Тамань, Ейск, Туапсе, Большой порт Санкт-Петербург, Усть-Луга, Высоцк, Приморск, Владивосток, Восточный, Зарубино и Корсаков.

 

 

Электронное взаимодействие

 

Отдельно хотелось бы отметить наиболее важные, по мнению Минтранса, мероприятия «дорожной карты», направленные на обеспечение электронного взаимодействия государственных контрольных органов и участников внешнеэкономической деятельности с использованием «единого окна».

На решение данной задачи направлены пункты 19.2–19.5 «дорожной карты».

 

В частности,пунктом 19.2 «дорожной карты» предусмотрено мероприятие по обеспечению межведомственного взаимодействия и обмена данными между государственными контрольными органами и участниками внешнеэкономической деятельности при осуществлении проверки прибывающих (убывающих) товаров в морских портах с использованием международных форматов таких электронных документов. Ответственным за выполнение данного мероприятия является Минкомсвязи, которым проведены работы по обеспечению возможности функционирования системы межведомственного электронного взаимодействия и обмена данными, разработаны технологические карты межведомственного взаимодействия, введены в эксплуатацию электронные сервисы государственных контрольных органов.

Это позволит обеспечить обмен данными в электронном виде между государственными контрольными органами. А техническая возможность информационного обмена между государственными контрольными органами и участниками внешнеэкономической деятельности будет обеспечена посредством реализации следующего пункта 19.3.

 

Данный пункт «дорожной карты» содержит мероприятие по внедрению механизма «единого окна», которое предусматривает:

  • согласование между государственными контрольными органами и участниками внешнеэкономической деятельности и отработку перечня данных, представляемых при прибытии (убытии) судна;
  • определение единого органа, ответственного за прием информации от заинтересованного лица, обеспечение доступа государственных контрольных органов и заинтересованных лиц к такой информации, в том числе относительно принятых решений;
  • внесение изменений в законодательство в части правового статуса информации и ответственности за недостоверные сведения, конфиденциальности информации.

В рамках данного мероприятия ФТС проводится работа по созданию портала «Морской порт», предусматривающего автоматизацию информационного взаимодействия между участниками внешнеэкономической деятельности и государственными контрольными органами при совершении операций по таможенному и иным видам государственного контроля в морских пунктах пропуска.

Результаты проводимого ФТС тестирования прототипа портала «Морской порт» на объектах пилотной зоны участниками внешнеэкономической деятельности признаны успешными, планируется внедрить программный продукт, созданный на основе прототипа портала «Морской порт», в пунктах пропуска в морских портах в 2016 году.

 

Пунктом 19.4«дорожной карты» предусмотрен переход на электронный документооборот при осуществлении пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска, с учетом использования одной электронной подписи во взаимодействии со всеми государственными контрольными органами.

Мероприятие находится в процессе исполнения, срок исполнения – 2017–2018 годы.

Минкомсвязи сообщило, что подготовлены и Правительством утверждены Правила обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия и Перечень видов документов, передаваемых при взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов, государственных внебюджетных фондов в электронном виде.

Однако, по мнению Минтранса, указанный Перечень видов документов не содержит видов документов и решений, обмен которыми происходит в пунктах пропуска. В этой связи Минтранс полагает целесообразным Минкомсвязи активизировать работу по переходу на электронный документооборот при осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска.

 

Пункт 19.5«дорожной карты» предусматривает внесение в законодательство изменений, направленных на исключение необходимости представления оригиналов и (или) копий документов на бумажном носителе.

Минтрансом проводится работа по подготовке текста проекта федерального закона, направленного на отмену дублирования сведений, представленных в электронном виде, на бумажных носителях, за исключением случаев выявления в отношении отдельных поставок рисков в соответствии с системой управления рисками государственных контрольных органов.

Законопроект планируется внести в Государственную думу в соответствии с установленными «дорожной картой» сроками.

 

Одним из наиболее важных мероприятий «дорожной карты» является мероприятие, предусмотренное пунктом 19.6 и направленное на гармонизацию документов и унификацию сведений, представляемых в «единое окно».

В рамках выполнения данного пункта Минтрансом подготовлены и представлены в Правительство аналитическая таблица документов и сведений, представляемых при приходе (отходе) судна в каждом порту, с разбивкой по государственным контрольным органам, и перечень документов и сведений, представляемых в государственные контрольные органы при прибытии и убытии, и перемещаемых на них грузов, что направлено на пресечение возможности требования документов и сведений, не предусмотренных законодательством.

Правительством дано поручение подготовить проект федерального закона, направленный на установление полномочий Правительства по определению перечней документов и сведений, представляемых в государственные контрольные органы при прибытии (убытии) судов и помещении перемещаемых ими товаров и транспортных средств под таможенные процедуры, а также проекта постановления Правительства об определении таких перечней.

Подготовку соответствующего законопроекта планируется завершить до конца 2016 года.

 

 

Подводя итоги

 

В качестве выводов хотелось бы отметить, что Минтрансом будет обеспечено дальнейшее исполнение мероприятий «дорожной карты», по которым он является ответственным исполнителем, в установленные сроки.

Кроме того, необходимо внести пункт, предусматривающий ускорение выполнения мероприятия, предусмотренного пунктом 19.9 «дорожной карты» в частивнесения изменений в постановление Правительства от 25 декабря 2007 года № 930 «Об утверждении общих требований к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска». Сроком выполнения предлагаю определить декабрь 2016 года.

 

Также предлагается обратиться в Минкомсвязи с просьбой активизировать работу по переходу на электронный документооборот при осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска.

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика