Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Большое значение малой авиации | Издательский дом

Большое значение малой авиации

 

Генеральныйдиректор АО «Норильск Авиа»,заслуженный пилот РФ ИгорьПетренко

 

АО «Норильск Авиа», дочерняя организация ПАО «ГМК «Норильский никель», осуществляет авиационное обслуживание активов, входящих в Группу компаний «Норильский никель», а также других юридических и физических лиц на севере Красноярского края (полуостров Таймыр), за Полярным кругом, на территории Норильского промышленного и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального районов.

 

 

БЕЗАЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ТРАНСПОРТ

 

Особенностью географического расположения данного региона является отсутствие наземных транспортных коммуникаций. Являясь неотъемлемой частью жизни в течение значительной части года, авиация остается безальтернативным круглогодичным способом транспортного сообщения в регионе и с «Большой землей».

Обладая достаточным парком вертолетов среднего и легкого класса, Авиакомпания «Норильск Авиа» является единственной авиакомпанией на Таймыре, способной удовлетворить потребности региона в вертолетных услугах во всех сферах производственной и социальной жизни территории, а также в случае необходимости оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации.

 

 

МИССИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Основные направления деятельности авиакомпании – грузо-пассажирские перевозки: авиаперевозка вахт, технологического оборудования и продуктов жизнеобеспечения для производственных подразделений Группыкомпаний ПАО «ГМК «Норильский никель», инспекционный воздушный мониторинг технического состояния магистральных трубопроводов и гидросооружений, изыскательские работы, участвует в предотвращении и ликвидации аварий на стратегически важных объектах и многое другое. Кроме того, во взаимодействии с Министерством по чрезвычайным ситуациям, а также в интересах Государственной корпорации по организации воздушного движения в РФ авиакомпания выполняет поисково-спасательные операции: осуществляет круглосуточное дежурство вертолета с экипажем, а в случае авиационных происшествий в зоне ответственности (в радиусе 260 км) обеспечивает поисково-спасательные работы.

 

Особую роль в Авиакомпании «Норильск Авиа» отводят участию в решении социальных задач региона: санитарно-авиационному обеспечению жителей Таймыра, а также воздушным перевозкам пассажиров, багажа и грузов в отдаленные населенные пункты.

 

 

ПАРК ВЕРТОЛЕТОВ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

 

Авиакомпания «Норильск Авиа» эксплуатирует воздушные суда, как находящиеся в собственности (13 единиц), так и арендуемые (до 5 единиц в зависимости от сезонности работ). В своем распоряжении авиакомпания имеет авиационный парк, состоящий из вертолетов среднего класса: Ми-8Т и Ми-8МТВ, а также легкого класса – Ми-2.

Находящийся в эксплуатации парк вертолетов выбывает из эксплуатации по возрастному критерию в период 2021–2025 годов. К этому времени планируется разработать программу замены парка, принимая во внимание стоимостные и технические характеристики новых моделей воздушных судов. В случае если замена устаревшей техники не представится возможной из-за неготовности производства к выпуску более современных воздушных судов или из-за высокой стоимости их реализации, рассматривается альтернативный вариант: возможность лизинга воздушных судов.

 

На текущий момент, в рамках реализации стратегических задач на региональном рынке вертолетных услуг, авиакомпания совместно с авиаремонтными заводами планомерно реализует программы по ее совершенствованию и доведению до соответствия российским стандартам: оснащает современными средствами связи и оборудованием, производит доработку внешними подвесными баками и др.

Эти мероприятия позволяют расширять географию полетов, обеспечивать их безопасность, предоставляя вертолетные услуги на качественно другом уровне, более высоком, а также увеличивать продолжительность полетов без дополнительной заправки (дозаправки) вертолетов, что имеет важное значение, учитывая инфраструктуру региона.

 

Основное место базирования вертолетов – посадочные площадки «Валёк» и «Дудинка». В своей структуре авиакомпания на этих посадочных площадках имеет сертифицированные службы горюче-смазочных материалов с топливозаправочными комплексами, а также авиационно-техническую базу, что позволяет ей самостоятельно обеспечивать вертолеты топливом и техническим обслуживанием. Несколько площадок на территории региона используются для дозаправок воздушных судов. Наличие собственных мощностей базирования уменьшает риски возникновения сбоев в авиационном обслуживании региона, но следует отметить, что содержание и обслуживание базовых объектов в соответствии с сертификационными требованиями, действующими в авиационной отрасли, а также требованиями промышленной безопасности является делом затратным. Высокий уровень затрат обусловлен еще и тем, что поддерживать соответствующий уровень требований приходится не только в регионе со сложными климатическими условиями Крайнего Севера, но и географически удаленном от обеспечивающих центров (топливообеспечивающих комплексов, авиаремонтных заводов и др.). Следствием этого являются дорогостоящие тарифы на вертолетные услуги, что в условиях рыночной экономики не позволяет авиакомпании занять позицию конкурентоспособного авиационного оператора.

 

 

ИСТОРИЯ, ПЕРСОНАЛ И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

Предпринимаемые и планируемые меры по укреплению доминирующего положения и устойчивому функционированию Авиакомпании «Норильск Авиа» на региональном рынке зависят не только от наличия технического потенциала, главная роль в решении поставленных перед авиакомпанией задач отводится коллективу – ведь в основе всех нынешних и будущих достижений лежат профессионализм и преданность делу летного и инженерно-технического персонала.

Авиакомпания «Норильск Авиа» была организована в марте 2014 года, по решению единственного акционера (ОАО «Норильский комбинат), в результате реорганизации ОАО «Авиакомпания «Таймыр», образованного, в свою очередь, в 2002 году на базе ГУП «Авиапредприятие «Норильское авиапредприятие», сохранив кадровый летный и технический потенциал, а также опыт более чем 60-летней деятельности в области гражданской авиации.

 

Благодаря высочайшему профессионализму авиационных специалистов, в сложнейших климатических условиях региона воздушное сообщение обеспечивается в любое время года, а при необходимости и в любое время суток.

В разные годы в авиакомпании работали заслуженные пилоты СССР и Российской Федерации: Масловский И.А., Бакунин Ю.П., Куропятник В.М., Рахновец М.Н., Пленкин А.Н. Труд многих работников авиакомпании отмечен государственными наградами: орденом Трудовой славы IIIстепени, медалями «За заслуги перед Отечеством» IIстепени и медалью Нестерова, большинство летного состава награждены нагрудными знаками «Отличник воздушного транспорта» и «За безаварийный налет». В настоящее время Авиакомпанию «Норильск Авиа» возглавляет заслуженный пилот Российской Федерации Игорь Федорович Петренко.

 

Сегодня штат сотрудников не является оптимальным с учетом целей и задач, стоящих перед Авиакомпанией «Норильск Авиа». Средний возраст летно-технического персоналав авиакомпании составляет 45–50 лет, из-за дефицита авиационных специалистов, вызванного сокращением количества высших и средних учебных заведений авиационного профиля, затруднена ротация персонала.

Стремясь обеспечить приток подготовленных молодых специалистов гражданской авиации, авиакомпания проводит большую работу с высшими и среднеспециальными учебными заведениями авиационного профиля по привлечению выпускников этих заведений на работу.

Приток молодых специалистов позволяет «омолодить» летный и инженерно-технический состав. Тем не менее проблема несбалансированности персонала по возрастному критерию актуальна. Учитывая темпы старения персонала, темпы воспроизводства специалистов и их квалификацию, дефицит работников в сфере гражданской авиации будет ощущаться еще долгое время. Задача усложняется еще и тем, что срок подготовки летного персонала для выполнения полетов в сложных климатических условиях Крайнего Севера (за полярным кругом) составляет от 7 до 10 лет.

 

Кадровая политика в авиакомпании имеет разнонаправленный характер и охватывает все вопросы деятельности персонала. Ее основной особенностью является социальная направленность. В нормативных документах особое внимание уделяется таким показателям, как стаж работы в авиакомпании, высокий профессионализм, квалификация работника. В авиакомпании созданы условия для повышения квалификации и совершенствования профессионального мастерства молодых специалистов. В рамках действующих в ПАО «ГМК «Норильский никель» программ осуществляется социальная поддержка приглашенных с «материка» молодых специалистов гражданской авиации.

Развитие и воспитание молодых кадров – это создание основы для формирования команды профессионалов, способных обеспечить реализацию существующих и перспективных направлений деятельности авиакомпании.

 

 

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

 

Прогноз дальнейшего развития Авиакомпании «Норильск Авиа» связан с воздействием различных факторов риска, определяемых отраслевой спецификой, развитием экономики в целом, особенностями территории, на которой авиакомпания осуществляет свою деятельность. С целью минимизации влияния этих рисков авиакомпания постоянно осуществляет их мониторинг и оценку воздействия на результаты деятельности, реализует мероприятия по управлению этими рисками.

 

 

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

 

Развитие авиакомпании в большей степени зависит от перспектив развития ПАО «ГМК «Норильский никель». Увеличение объемов авиационных услуг напрямую зависит от потребностей в этих услугах предприятий металлургической и газовой отраслей. В то же время стратегические планы РФ по наиболее полному раскрытию ресурсного потенциала Арктики позволяют авиакомпании с оптимизмом смотреть в будущее.

 

 

 

Базовая посадочная площадка «Валёк»: здание ангара авиационной технической базы; склад ГСМ; перрон и расположенные на нем стоянки вертолетов

 

 

 

Помещение ангара авиационно-технической базы на посадочной площадке «Валёк», где происходит периодическое техническое обслуживание вертолетов

 

 

 

Кабина вертолета Ми-8МТВ, оснащенная современными средствами связи и оборудованием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика