Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Поступательное развитие транспортной отрасли | Издательский дом

Поступательное развитие транспортной отрасли

 

Итоги года официально пока не подведены, но необходимо отметить результаты, которых удалось достичь в реализации приоритетных проектов:

· Введен в эксплуатацию центральный участок ЗСД в Санкт-Петербурге, всего за 20 минут теперь жители могут пересечь 5-миллионный мегаполис.

· Продолжается строительство главного объекта страны – Крымского моста, возведена уже двухсотая опора сооружения.

· Запущено движение на МЦК длиной 54 км, объект значительно разгрузил московское метро. За 3 месяца МЦК воспользовались 19 млн пассажиров, в среднем 300 тысяч человек в сутки.

· Построено и реконструировано более 300 км федеральных автодорог, отремонтировано более 8,5 тысячи км трасс. На региональной и местной сети будут введены в эксплуатацию 2,5 тысячи км, отремонтировано порядка 13 тысяч км дорог.

· Модернизируется БАМ и Транссиб, строятся железнодорожные подходы к портам Азово-Черноморского бассейна, проектируется ВСМ «Москва – Казань».

· Достигнуты существенные результаты по обеспечению транспортного сообщения с Республикой Крым. Аэропорт Симферополя увеличил почти на 4% количество обслуженных пассажиров, их уже более 5 млн. Через Керченскую переправу перевезено более 6 млн пассажиров в обоих направлениях – рост более 20%. Перевозки по «единому билету» из Анапы и Краснодара в города-курорты Крыма увеличились на 15% и составили более 400 тысяч человек.

 

 

Программы субсидирования

 

В 2016 году было реализовано 5 программ субсидирования, это 287 направлений (маршруты с Дальнего Востока и Сибири в центральную частью России, а также из Калининграда и Симферополя, региональные маршруты на территории Северо-Кавказского, Южного, Северо-Западного, Приволжского, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов). Запланированные на 2017 год программы субсидирования авиаперевозок будут реализованы в рамках ассигнований федерального бюджета.

Если говорить об аэропортовой инфраструктуре, то в рамках подготовки к ЧМ-2018 введены новые терминалы в аэропортах Самары, Н.Новгорода, Екатеринбурга, модернизированы Внуково и Пулково. Реконструируются аэропорты Волгограда (введена в эксплуатацию ВПП-2), Калининграда, Саранска, Домодедово, Шереметьево (идет строительство ВПП-3). Строится новый аэропорт в Ростове-на-Дону. В аэропорту Уфы введена ВПП-2. Реконструируются ВПП аэропортов Норильска и Кызыла. Строится аэродромная инфраструктура в

воздушных гаванях Ульяновска, Нижнекамска, начато строительство ВПП в аэропорту Улан-Удэ. Как видите, работы проводятся масштабные.

 

 

Эффективность системы «Платон»

 

Устранение шероховатостей, которые возникли при запуске системы «Платон», в первый год показало всю эффективность работы данной системы. За счет «Платона» удалось отремонтировать более 1 тысячи км дорог в 40 городах и регионах, на эти цели правительство выделило почти 11 млрд рублей. Более 12 млрд рублей выделено на ремонт и строительство искусственных дорожных сооружений в 19 регионах. Первый объект уже открыт – это мост через реку Белую в Уфе. В 2017 году будет построен еще ряд объектов: мосты в Нижегородской и Ростовской областях, Республике Алтай и Карелии. В 2018 году откроется движение по Фрунзенскому мосту в Самаре, в 2019-м – по мосту через р. Волгу в подмосковной Дубне.

Сегодня вычет транспортного налога в рамках средств, перечисленных в систему «Платон», закреплен законодательно. Количество зарегистрированных грузовиков составило 775 тысяч. 60% рынка – это физические лица. Система обобщает уникальную информацию о деятельности перевозчиков и движении грузов, позволяет значительно уменьшить количество «серых» перевозчиков и бороться с перевозкой контрабандных грузов. Система нам помогла уже в том, что выявила примерное количество тех и других. И это оказалось полезным, уже сейчас в данных системы заинтересованы и налоговые органы и многие другие.

 

Вклад системы в конечные цены на продукты питания не превысил 0,1%, это неощутимо для граждан. Поэтапный возврат к изначальному тарифу в 2017 году необходим для реализации запланированной программы развития дорожной сети, что позволит расширить список регионов, которые получат деньги на ремонт и строительство дорог.

 

 

Финансовые показатели

 

Показатели освоения бюджетных средств в целом по стране значительно улучшаются. В ноябре все субъекты отчитались о выполненных работах в рамках трансфертов, что составило 11 млрд рублей. Часть субъектов находятся в стадии приемки объектов и расчетов с подрядчиками, это лишь юридические процедуры.

В 4-м квартале традиционно проходит приемка большого объема работ, расчетов с подрядчиками. Часть средств предусмотрена на разные компенсации – отвод земель, переустройство коммуникаций.

Контроль за расходованием региональных фондов осуществляется самими субъектами. Основная причина задержки в освоении средств – позднее заключение контрактов с подрядчиками из-за затягивания конкурсных процедур. Мы неоднократно обращали внимание субъектов на необходимость оперативных корректировок региональных бюджетов после поступления трансфертов. В ряде случаев имеет место неисполнение работ подрядчиками.

 

Сегодня средняя стоимость строительства 1 км однополосной трассы составляет 59 млн рублей. Это в 1,5–2 раза меньше, чем в США, Германии и Канаде. Дешевле только в Китае (29 млн) и Польше (почти 26 млн). Также важно учитывать, что до 30% стоимости работ – это выкуп земель, снос строений и компенсации собственникам. Эти деньги уже входят в общую стоимость, в других странах они вынесены «за скобки». Мы подготовили новую методику, позволяющую раздельно учитывать затраты и более объективно и дифференцированно рассчитывать стоимость 1 км дороги. Кроме того, на цену существенно влияют расходы на транспортировку материалов. Чтобы не переплачивать за доставку, Росавтодором разработан отечественный аналог зарубежной системы Superpave – метода объемного проектирования дорожных покрытий.

Разработана программа развития сети платных дорог, она предполагает развитие сети скоростных федеральных дорог до 2030 года. В 2017 году ожидается ее утверждение Правительством РФ. Сейчас у нас порядка 5 тысяч км скоростных трасс, это 10% от общей протяженности федеральной сети. В основном это трассы в направлении портов северо-запада и юга. После 2020 года сеть будет расширяться в восточном направлении (Приволжский округ, Уральский регион, Сибирь). Мы планируем нарастить протяженность высокоскоростных платных автодорог категории 1Б до 20 тысяч км. Документ предполагает существенное улучшение безопасности движения, увеличение скорости доставки грузов.

Строительство платных скоростных трасс не исключает бесплатную альтернативу. Подчеркну, что это требование законодательства, оно

соблюдается, поэтому у граждан всегда будет возможность проехать по бесплатной дороге, проходящей по смежному маршруту.

 

 

Общетранспортные итоги

 

Подводя итоги года, конечно же нельзя не затронуть темы Керченского моста. Работа идет в соответствии с графиком. Выполнены противооползневые мероприятия, построены необходимые временные подъездные дороги, завершено строительство одного технологического и двух рабочих мостов. Ведутся работы по сооружению еще одного технологического и одного рабочего мостов. Введен в эксплуатацию вахтовый поселок строителей на Таманском (на 3650 мест) и Керченском (на 2000 мест) полуостровах.

Ежесуточно на объекте задействованы порядка 200 единиц техники и порядка 3500 человек. Рабочее движение по автодорожной части планируется открыть в декабре 2018 года, по железнодорожной – в 2019 году.

Если говорить о высокоскоростном движении поездов по Крымскому мосту – вопрос имеет свою перспективу, учитывая необходимость интеграции транспортной системы Крыма в общий транспортный комплекс России. В планах деятельности Министерства транспорта – внимательное рассмотрение вопроса технической возможности пропуска поездов по Крымскому мосту на высоких скоростях. Предложение по обновлению стратегии скоростного и высокоскоростного сообщения готовится для рассмотрения в правительстве.

Говоря о ситуации в железнодорожной сфере, хочу отметить, что по итогам года ожидается показатель более 1 млрд перевезенных пассажиров, в т.ч. в дальнем следовании более 100 млн (рост около 3%). Общий пассажирооборот за 11 месяцев составил более 115 млрд пасс.-км (рост почти 4%), в дальнем следовании – порядка 90 млрд пасс.-км (+5%).

 

Поездами «Ласточка» на Черноморском побережье Кавказа в 2016 году перевезено на 12% больше пассажиров, чем в 2015 году.

В 2016 году субсидировались дальние перевозки, перевозки учащихся старше 10 лет (скидка 50% в учебный период). РЖД за свой счет дополнительно предоставляло льготу в летние месяцы. В 2016 году в организованных группах перевезено 522 тысячи детей, оформлено больше 12 тысяч детских групп. Предоставлялись субсидии для выравнивания тарифов в сообщении с Калининградской областью.

За три летних месяца пассажирооборот увеличен на 8% к лету 2015 года и составил больше 46 млрд пасс.-км, в первую очередь за счет дальнего следования, где обеспечен прирост по всем железным дорогам (в дальнем следовании почти 38 млрд пасс.-км (рост более 10%.). С 30 апреля по 31 августа в Крым и обратно в смешанном сообщении перевезено свыше 350 тысяч пассажиров (рост 14%). С 01 июня по 31 августа перевезено более 2,5 млн детей в возрасте от 10 до 17 лет, что выше на 16%, чем в 2015 году. С 01 июня по 31 августа на курорты Черноморского побережья перевезено около 6,5 млн пассажиров (+16%).

 

Особой популярностью пользуется поезд «Дневной экспресс» (перевезено около 10 млн человек, рост 22%). Растет спрос на поезда «Сапсан» (рост перевозок в 2016 году 37%), заполняемость поездов более 80%.

С 2017 года снижен с 10 до 0% НДС на перевозки пассажиров в дальнем следовании.

Отдельно, наверное, следует сказать о пригородном железнодорожном сообщении. По итогам 2016 года в этом сегменте ожидается рост пассажирских перевозок почти на 0,5% – 926 млн человек. Продлена ставка НДС 0% до 2030 года, а также льготный тариф на услуги инфраструктуры при перевозках пассажиров в пригородном сообщении. Предоставлены субсидии более 32 млрд рублей на обнуление инфраструктурного тарифа. В 2017 году предусмотрены субсидии в размере 36 млрд рублей.

Разработаны и утверждены комплексные планы транспортного обслуживания населения с учетом всех видов транспорта, что позволило зафиксировать маршрутную сеть пригородных поездов в долгосрочной перспективе до 2030 года.

Мы ожидаем принятия федерального бюджета на 2017-й и плановый период 2018–2019 годов, одобренного Советом Федерации. В нем предусмотрены ассигнования на развитие транспортной отрасли. Разумеется, бюджетные ограничения есть. В этих условиях мы будем концентрировать свои усилия на приоритетных мероприятиях, таких как строительство Крымского моста, модернизация и строительство объектов в рамках подготовки к ЧМ 2018 года, строительство автомобильных трасс и модернизация аэропортовой и аэродромной инфраструктуры. Будет проведен капитальный ремонт федеральных дорог в Новгородской, Московской, Воронежской, Владимирской, Нижегородской областях, Республике Карелия. Запланированы реконструкция и строительство трасс в Псковской, Мурманской, Тверской, Амурской, Ростовской, Тюменской, Ленинградской областях, Республике Татарстан.

В 2017 году завершатся дноуглубительные работы в порту Сабетта, будут реконструированы гидротехнические сооружения в Самарской, Вологодской, Саратовской, Новосибирской областях, Республике Карелия. Запланированы работы по реконструкции сооружений в портах Бронка, Новороссийск, Кавказ, Усть-Луга. Продолжится обновление морского флота. Буквально под новый год планируется сдача дизель-электрического ледокола «Новороссийск». На Онежском заводе ожидается окончание строительства четырех рабочих катеров и двух самоходных барж. Планируется начать строительство еще 15 судов, среди которых рабочие катера, ледокольные буксиры и дноуглубительные суда.

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика