Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Кризис делу не помеха | Издательский дом

Кризис делу не помеха

 

Министр транспорта РФ Максим Соколов

 

Прошедший год стал непростым для российской транспортной отрасли. Из-за санкций упали объемы внешних перевозок, а вслед за ними сократился объем внутренних перевозок. Об основных направлениях развития транспортной отрасли в России, наиболее интересных и значимых проектах в интервью журналу «Транспортная стратегия – XXIвек» рассказал министр транспорта РФ Максим Соколов.

 

 

– Максим Юрьевич, можно подводить итоги прошедшего года. Что происходит с грузоперевозками в стране в текущих экономических условиях?

 

– В 2015 году объем перевозок грузов без учета железнодорожного транспорта необщего пользования составил 6,4 млрд т, это 94,3% к 2014 году. Небольшое снижение было на железнодорожном, автомобильном, внутреннем водном транспорте. Это связано со снижением спроса, частично повлияло сокращение выпуска продукции в строительном секторе.

Зато на воздушном транспорте объем перевозок грузов вырос на 2,4% – до 1,1 млн т грузов. Объем перевалки грузов в морских портах тоже увеличился. То есть рынок балансировал. Такая же тенденция сохраняется и для первых месяцев 2016 года.

За последние три года наиболее высокими темпами развивался воздушный транспорт. Рост численности авиапассажиров превысил мировые темпы в три раза. В 2015 году в России было перевезено более 92 млн пассажиров,аэропорты обслужили более 126 млн российских и иностранных граждан на внутренних и международных рейсах.

Впечатляющую динамику демонстрирует аэропорт Симферополь. Он уже вошел в пятерку крупнейших аэропортов России по пассажиропотоку: в прошлом году он принял более 5 млн пассажиров. В мае 2016 года там начнется строительство нового терминала, который позволит обслуживать более 7 млн пассажиров в год.

 

– Что делается для развития региональных авиаперевозок?

 

– Госполитика по развитию региональных и местных авиаперевозок позволила увеличить долю внутренних воздушных линий до 57% от всего авиатрафика. Субсидируется порядка 288 маршрутов. Это маршруты с Дальнего Востока и Сибири в центральную часть России, а также из Калининграда. Объем средств на субсидирование в 2015 году составил более 9 млрд рублей. Для отдельных категорий граждан: студентов, пенсионеров, инвалидов – перевозки осуществляются по специальному тарифу из европейской части страны на Дальний Восток с 1 апреля по 31 октября, эта программа включает 67 маршрутов.

 

– Могли бы Вы назвать приоритетные транспортные проекты?

 

– Таких проектов очень много, и каждый по-своему интересен, поэтому сложно выделить какой-то один, они для нас все в приоритете. В сфере железнодорожного транспорта это, прежде всего, проект высокоскоростной магистрали «Москва – Казань». Это крупнейший инфраструктурный проект в современной России. На БАМе и Транссибе ведется модернизация инфраструктуры, ее цель – рост пропускной мощности на 66 млн т в год.

В сфере дорожного хозяйства наш самый масштабный проект – транспортный коридор «Европа – Западный Китай» длиной почти 9000 км, из которых 2200 км проходит по территории России. Этот коридор в полном объеме начнет работать в 2018 году – как раз к чемпионату мира по футболу.

 

Многое делается и для развития воздушного транспорта. Введены в эксплуатацию аэропортовые комплексы в Казани, Сочи, Самаре, Владивостоке, Белгороде, Санкт-Петербурге, Уфе, Екатеринбурге, Петропавловске-Камчатском. Были модернизированы десятки аэропортов. Начато строительство новых – в Саратове, Ростове-на-Дону и Анапе.

 

– Развитие Арктики входит в число приоритетов?

 

– Конечно! В первую очередь это развитие Севморпути для коммерческих перевозок, с созданием соответствующей инфраструктуры в Арктическом бассейне.Количество заявок на плавание по Севморпути увеличивается. За 2015 года выдано 715 разрешений, в том числе 124 судам под иностранным флагом.Объем перевозок грузов по Севморпути в 2015 году впервые за постсоветское время превысил рубеж в 5 млн т и вырос почти на 30% по сравнению с 2012 годом. Потенциал доставляемых грузов по Севморпути к 2030 году оценивается в 80 млн т. Со строительством порта Сабетта открывается доступ к Мировому океану. Надо понимать значение Севморпути и для России: он обеспечивает связь 27 субъектов РФ.

 

– Как реализуется транзитный потенциал нашей страны?

 

– Географическое положение России позволяет выступать ей в качестве узловой точки транспортных путей между Европой и Азией. Если прибавить к этому потенциалу сбалансированное распределение транспортных потоков, строительство терминалов и внедрение интеллектуальных систем управления, то это может дать большой экономический эффект и заметно увеличить конкурентоспособность нашей страны на мировых рынках. Вот такие у нас задачи в области транзита.

 

– Как сделать транспортную инфраструктуру России привлекательной для китайских инвесторов, особенно в контексте реализации проекта Нового шелкового пути?

 

– На территории нашей страны уже создана достаточно мощная транспортная инфраструктура: Транссибирская железнодорожная магистраль, разветвленная дорожная сеть, портовая инфраструктура. Однако, учитывая обширные размеры нашей страны, ее уникальное климатическое и географическое положение, спрос на создание и развитие объектов современной транспортной инфраструктуры постоянно растет.

Россия может обеспечить движение по коридору, связывающему Китай с Европой, любым видом транспорта – водным, железнодорожным, автомобильным и воздушным. Возможно оптимальное сочетание этих видов транспорта. Конкурентоспособности этого международного коридора способствует и сформированное единое таможенное пространство со странами ЕАЭС.

 

Подписанное в мае прошлого года лидерами наших стран совместное заявление по сопряжению совместного строительства Евразийского экономического союза и экономического пояса Шелкового пути позволит сформировать интегрированную транспортную систему, обеспечивающую целостность транспортной услуги от пункта отправления до пункта назначения. С этой целью в настоящее время ведется активная работа по согласованию гибких тарифных условий, оптимизации таможенных и налоговых процедур, упрощению пограничного и иных видов контроля, развитию смешанных перевозок с применением единого документа, внедрению новейших информационных систем и оборудования, позволяющего упростить передачу информации о товарах и транспортных средствах в целях осуществления беспрепятственной перевозки.

В качестве положительного примера можно отметить начавшуюся реализацию двух крупнейших инфраструктурных проектов, таких как «Европа – Западный Китай» и ВСМ «Москва – Казань».

 

Весьма перспективным представляется развитие взаимодействия при совершенствовании мостовой и портовой инфраструктуры в приграничных районах, модернизации региональных аэропортов, сооружении подъездных путей к месторождениям полезных ископаемых, а также задействование транзитного потенциала Транссибирской железнодорожной магистрали, создание транспортных коридоров из северо-востока Китая в направлении российских портов на Дальнем Востоке.

Новые возможности для кооперации в перечисленных сферах открываются и в связи с развитием промышленности и сложных видов производств в центральных и северо-западных провинциях Китая, удаленных от морских портов и тяготеющих к железнодорожной инфраструктуре стран Таможенного союза. Переключение значительного потока, следующего по пути «из Китая в Китай», а также из Китая в Европу морским путем и транзитом по железной дороге, также создает предпосылки для движения через территорию России.

Все эти факторы вместе и даже по отдельности могут сделать привлекательным сектор транспортной инфраструктуры.

 

Максим Юрьевич, сейчас в различных отраслях экономики активно внедряются и развиваются интеллектуальные системы. Как обстоят дела в сфере транспорта?

 

– Мы постоянно работаем над внедрением передовых информационных, телематических и транспортных технологий на всех видах транспорта. С их помощью уже сейчас мы можем проводить дистанционный мониторинг транспортных потоков, создавать центры организации дорожного движения и многофункциональные ситуационные центры. Новые технологии позволили развернуть инфраструктуру по взиманию платы с грузовиков массой свыше 12 тонн, внедрить системы фото- и видеофиксации правонарушений.

 

Для эффективного мониторинга состояния транспортного комплекса страны и уровня его технологической безопасности создается автоматизированная информационно-аналитическая система управления транспортным комплексом (АСУ ТК), которая будет интегрирована со всеми важнейшими информационными ресурсами как транспортной отрасли, так и других сфер экономики. Такой уровень взаимодействия органов управления дорожным движением, общественным транспортом, служб экстренного вызова и дорожных служб позволяет значительно повысить эффективность управления всеми субъектами транспортного комплекса в городских условиях, быстрее реагировать на чрезвычайные ситуации, отслеживать текущие показатели работы.

 

Это уже не только создание и развитие отдельных сервисов, но технологии, которые интегрируют их в единое информационное пространство – в область интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Важнейшей функцией является информирование о расписаниях общественного транспорта, дорожной ситуации, метеоданных и прочих показателях, необходимых для пассажиров и водителей. Так, к примеру, актуальная информация о дорожных работах и объектах придорожного сервиса позволит более эффективно планировать маршрут поездки, рассчитать логистику пассажирских и грузовых перевозок, сэкономить как финансовые ресурсы, так и время.

 

– То есть навигационные системы тоже задействуются?

 

– Да, огромным подспорьем и толчком для развития ИТС на автомобильных дорогах России будет создание предусмотренной законом о навигационной деятельности Государственной информационной системы навигации на автомобильных дорогах (ГИС НАД), которая ляжет в основу практически всех навигационно-информационных сервисов на дорогах страны. Автоматизированные системы уже создаются на федеральных автомобильных трассах, отдельные элементы ИТС давно используются на железнодорожном транспорте, в авиации, в морском и речном судоходстве. Имеется успешный опыт реализации проектов ИТС в Москве, Казани, Сочи и Санкт-Петербурге.

 

– Планируется ли координация между различными видами транспорта?

 

– Единое информационное пространство касается всех видов транспорта. Интеграция деятельности информационных служб аэропортов, автомобильных, железнодорожных и морских вокзалов позволит учитывать распределение пассажирских и грузовых потоков, точно определять место расположения и характеристики транспортных хабов, пассажирских и грузовых терминалов. Кроме того, развитие интеллектуальных транспортных систем в России позволит выйти на новый уровень взаимодействия между производителями транспортных средств, строительными и сервисными компаниями в транспортном комплексе, что будет способствовать внедрению новейших комплексных технологий в отрасли.

 

– Чем объясняется активное внедрение инновационных технологий в дорожном строительстве в последнее время?

 

– Сейчас потребность в инновационном развитии дорожного хозяйства определяется влиянием нескольких фундаментальных факторов. В первую очередь, это бурный рост парка транспортных средств, увеличение доли легковых автомобилей с высокими динамическими характеристиками и грузовых автомобилей с повышенными осевыми нагрузками. Из-за этого увеличивается загрузка дорог, появляются заторы, поэтому повышаются требования по основным показателям потребительских свойств автомобильных дорог. Значительная стоимость основных дорожно-строительных материалов, современной высокопроизводительной техники требует ускоренной разработки и применения экономически оправданных технологий и материалов. Применение новых технологий в строительстве и эксплуатации дорог позволяет повысить безопасность дорожного движения и соблюдать экологические нормы.

 

По заказу Росавтодора ФГБУ «РОСДОРНИИ» подготовило Каталог эффективных технологий, новых материалов и современного оборудования дорожного хозяйства. Его отличительной особенностью является наличие информации о конкретных объектах дорожного хозяйства, расположенных в различных регионах России, проектирование, строительство, ремонт и содержание которых выполнено с применением инноваций.

 

– Какие именно инновационные технологии применяются в дорожном хозяйстве?

 

– Основные инновации, соответствующие критической технологии увеличения пропускной способности и оптимизации уровня загрузки автомобильных дорог, направлены на применение интеллектуальных транспортных систем, автоматизированных систем управления транспортными потоками и маршрутного ориентирования водителей. Росавтодором согласованы десятки стандартов, регламентирующих применение новых материалов и добавок на федеральных автомобильных дорогах.

 

Для увеличения срока службы дорожного покрытия применяются покрытия, устойчивые к колееобразованию, геосинтетические материалы. Значительную часть инноваций составляют новые технологии и материалы для укрепления грунтов земляного полотна, приготовления модифицированных асфальтобетонных смесей, регенерации дорожных покрытий и применения местных дорожно-строительных материалов. Увеличение сроков службы искусственных сооружений дает высокий объем применения гофрированных конструкций и композитных материалов. Также применяются технологии энерго- и ресурсосбережения, повышения долговечности дорог, сокращения себестоимости перевозок. Практический опыт показывает, что наибольший эффект от применения прогрессивных технологий достигается, если этот процесс распространяется на все стадии жизненного цикла автомобильной дороги – от ее проектирования до строительства и последующей эксплуатации.

 

– Максим Юрьевич, благодарим Вас за интервью.

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика