Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: На сегодня и на перспективу | Издательский дом

На сегодня и на перспективу

 

Директор филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»Владимир Ужаков

 

Решение о строительстве нового Центра управления полетами филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» принято по причине того, что действующий с 1981 года Центр не в полной мере отвечает современным требованиям в части оказания качественного аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства в условиях постоянного роста интенсивности воздушного движения.

 

 

В целях повышения пропускной способности воздушного пространства Московской зоны ЕС ОрВД, обеспечения безопасности полетов на требуемом уровне, удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, упорядочения потоков воздушного движения, оптимизации деятельности диспетчеров УВД, а также внедрения современных интеллектуальных технологий при управлении воздушным движением, сокращения эксплуатационных расходов, гармонизации национальной системы ОрВД с системами других государств в соответствии с глобальной концепцией ОрВД ИКАО, в настоящее время завершается процесс ввода в эксплуатацию АС ОрВД Московского укрупненного центра ЕС ОрВД.

 

 

Новая структура воздушного пространства Московской зоны

 

 Воздушное пространство самой сложной и загруженной Московской зоны ЕС ОрВД, на долю которой приходится более половины всех обслуживаемых воздушных судов в российском небе, независимо от их ведомственной принадлежности, до сих пор контролируется с использованием автоматизированной системы управления воздушным движением «ТЕРКАС» (АС УВД «ТЕРКАС»), разработанной еще во второй половине 1970-х годов шведской компанией Stansaab. На протяжении 35 лет работоспособность АС УВД обеспечивается на требуемом уровне и с приемлемыми показателями надежности. Однако, в настоящее время система не позволяет применять новые технологии при обслуживании воздушного движения, что является сдерживающим фактором для повышения пропускной способности как отдельных пунктов и секторов ОВД, так и всей зоны в целом.

 

 В связи с ростом интенсивности воздушного движения возникла острая необходимость создания новой структуры воздушного пространства Московской зоны ЕС ОрВД. В настоящее время разработан проект структуры, учитывающий не только мировые стандарты в части бесконфликтности маршрутов полетов воздушных судов, но и возможности максимального использования их бортового оснащения при выполнении полета в автоматическом режиме на любом его этапе. Процесс ОВД в новой структуре предусматривает значительное увеличение количества секторов УВД для обслуживания потоков вылетающих, прилетающих и транзитных воздушных судов, что невозможно сделать в существующей АС УВД «ТЕРКАС». Создаваемый Центр управления полетами (ЦУП) должен отвечать современным требованиям в области ОрВД, а по функциональным возможностям может стать одним из самых современных в Европе. Он создан на базе комплекса средств автоматизации управления воздушным движением «Синтез-АР4».

 

 

Центр управления полетами

 

Для реализации поставленных задач, согласно распоряжению Правительства № 1130-р от 27 августа 2007 года, за счет бюджетного финансирования началось строительство нового Центра управления полетами.

 Работы выполнялись по проектной документации, получившей положительное заключение Федерального государственного учреждения «Главное управление государственной экспертизы» (ФГУ «Главгосэкспертиза России») № 482-09/ГГЭ-4810/09 от 11 сентября 2009 года.

 

В здании ЦУП расположены:

·      диспетчерские залы (районный диспетчерский центр управления воздушным движением – РДЦ УВД, аэроузловой диспетчерский центр управления воздушным движением – АДЦ УВД);

·      центр планирования Московского зонального центра (ЦП МЗЦ);

·      технологические и служебные помещения.

 

При проектировании и строительстве нового здания была учтена совокупность современных организационных мер и инженерно-технических решений, направленных на защиту жизненно важных объектов и ресурсов предприятия от незаконного вмешательства в его деятельность.

 Заказчиком-застройщиком выступило ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», разработчиком и поставщиком оборудования – АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей», предприятие, имевшее богатый опыт создания радиолокационной техники и аппаратуры управления для ЕС ОрВД. Важнейшим элементом оборудования нового ЦУП МЦ АУВД является комплекс средств автоматизации управления воздушным движением «Синтез-АР4».

 

 Система УВД, установленная в новом ЦУП, разработана на базе ранее эксплуатировавшихся в России систем, однако в значительной степени является инновационной разработкой. Данные системы, как правило, создаются в творческом взаимодействии со специалистами заказчика. Поэтому в ходе различных видов испытаний как от диспетчерского, так и от технического персонала разработчику выдавались рекомендации, как улучшить реализацию различных функций, чтобы система была более «дружественной» при ее использовании. Все рекомендации рассматривались на приемочных комиссиях и при положительных результатах обсуждения передавались на реализацию разработчику.

 

Технологическое оборудование, установленное в новом ЦУП Московского центра АУВД, после проведения приемочных испытаний, с сентября 2015 года было передано заказчику для проведения эксплуатационных испытаний автоматизированной системы организации воздушного движения Московского укрупненного центра ЕС ОрВД, которые проводились в период с 05 октября по 20 ноября 2015 года.

 

Целью эксплуатационных испытаний являлось:

·         оценка технических характеристик АС ОрВД в реальных условиях эксплуатации;

·         определение пригодности и готовности АС ОрВД Московского УЦ ЕС ОрВД для обслуживания воздушного движения в зоне ответственности Московского УЦ ЕС ОрВД;

·         определение готовности эксплуатационного персонала к эксплуатации АС ОрВД;

·         оценка полноты и достаточности эксплуатационной документации для обеспечения эксплуатационной готовности АС ОрВД.

 

Отведенный на эксплуатационные испытания период времени не позволил сделать объективный вывод о надежности работы АС ОрВД нового ЦУП, и таким образом можно считать, что цель эксплуатационных испытаний не была достигнута в части «оценки технических характеристик АС ОрВД» и «определения пригодности и готовности АС ОрВД для обеспечения воздушного движения». Поэтому в итоговом Акте по результатам эксплуатационных испытаний были сделаны следующие выводы:

·   эксплуатационные испытания автоматизированной системы организации воздушного движения Московского укрупненного центра ЕС ОрВД не завершены;

·   готовность АС ОрВД Московского УЦ ЕС ОрВД для обслуживания воздушного движения в зоне ответственности Московского УЦ ЕС ОрВД не определена;

·   с учетом обращения АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей» № 15-07/23290 продлить эксплуатационные испытания АС ОрВД.

 

С полученными выводами обе стороны согласны.

 

 

Обучение персонала

 

В соответствии с планом подготовки к работе в новом ЦУП было проведено обучение диспетчерского персонала ОВД Московского аэроузлового диспетчерского центра (МАДЦ) и районного диспетчерского центра (РДЦ) правилам эксплуатации оборудования АС ОрВД «Синтез-АР4».

 Обучение проводили специалисты МАДЦ и РДЦ, которые прошли подготовку по Программе обучения инструкторского персонала и участвовали в испытаниях КСА УВД на разных этапах в составе испытательных бригад. Самих преподавателей обучали специалисты разработчика – ООО «Фирма «НИТА». Они провели обучение инструкторского персонала МАДЦ и РДЦ в марте 2015 года. Каждый специалист разработчика обучал в соответствии с тематическим планом по своему направлению: типы пультов и компоновка рабочих мест, функции КСА УВД, интерфейс, КСА «Метео».

 

 Процесс обучения состоял из теоретической части, тренажерной подготовки и практических занятий в ЦУП. Продолжительность обучения каждой группы составляла 32 часа: 8 часов лекций, 12 часов практических занятий на комплексном системном тренажере и 12 часов освоения рабочих мест, отработки использования КСА УВД и порядка взаимодействия в диспетчерских залах МАДЦ и РДЦ в новом ЦУП. С целью более качественного усвоения тематического материала распорядок дня учебных групп предусматривал чередование теории и практики. То есть занятия проводились в следующем порядке: сначала теоретические занятия по определенной теме, затем отработка практических навыков на тренажере с использованием специально подготовленных упражнений. Тренажерная подготовка специалистов МАДЦ и РДЦ проводилась отдельно после теоретических занятий с переходом на совместные упражнения. Это особенно важно при работе с менеджером организации прибытий (AMAN), когда нужно было, чтобы все специалисты МАДЦ и РДЦ слаженно осуществляли ОВД в соответствии с рекомендациями AMAN по упорядочению потока воздушных судов на аэродромы Московского аэроузла.

 

По окончании обучения персонал ОВД сдавал зачеты как по теоретическим, так и по практическим навыкам непосредственно на рабочем месте в ЦУП, а затем преподаватель из Института аэронавигации проводил аттестацию слушателей согласно списку контрольных вопросов по правилам эксплуатации КСА УВД «Синтез-АР4» с выдачей Сертификата.

 

 

Подводя итоги

 

Переход на управление воздушным движением с применением новой АС ОрВД позволит качественно повысить безопасность полетов при ОВД, внедрить новые процедуры и современные технологии при организации воздушного движения и использовании воздушного пространства, повысить пропускную способность Московской зоны ЕС ОрВД без увеличения загруженности диспетчерского состава и превышения нормативов пропускной способности секторов ОВД и является первоочередной задачей в планах развития филиала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика