Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: О безопасности плавания в полярных районах | Издательский дом

О безопасности плавания в полярных районах

 

Начальник отдела навигационных комплексов гражданских судов АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» Юрий Белоус

 

Специалист по маркетингу АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» Юрий Пуриков

 

 

Решение ряда задач государственной политики Российской Федерации в Арктике – освоение шельфа, защита национальных интересов, развитие транспортного потенциала Севморпути и некоторых других – связано с активным развитием судоходства в Арктическом бассейне, включая его приполюсные районы.

 

 

Минимизация неизбежно возрастающих при этом рисков совершения аварий возможна за счет внедрения в практику высокоширотного плавания средств автоматизации контроля навигационной безопасности, в том числе электронных картографических навигационных информационных систем (ЭКНИС), предназначенных для работы во всех широтах, и создания соответствующих электронных навигационных карт (ЭНК). При этом сами методы контроля навигационной безопасности плавания должны оставаться традиционными, так как они регламентируются правилами Российского морского регистра судоходства и «Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта».

 

В настоящее время существует большое количество отечественных и зарубежных ЭКНИС, одобренных различными классификационными обществами. Однако ни одна из них не предназначена для работы в приполюсных районах, что обусловлено в том числе следующими обстоятельствами:

·         невозможностью отображения приполюсных районов плавания (выше 83–84º с.ш.) на картах нормальной равноугольной цилиндрической проекции Меркатора, используемых существующими ЭКНИС;

·         необходимостью выработки навигационных параметров в системе координат, совместимой с системой координат карты, обеспечивающей отображение приполюсных районов.

 

ЭКНИС для контроля навигационной безопасности плавания во всех широтах должны иметь возможность работы как в географических координатах (ГК) с ЭНК в нормальной равноугольной цилиндрической проекции Меркатора, так и в квазигеографических координатах (КГК) с использованием ЭНК в поперечной равноугольной цилиндрической проекции Меркатора. Необходимость перехода при плавании в широтах выше 85º с.ш. из ГК в КГК обусловлена прежде всего тем, что на эти районы невозможно построить адекватную положению точки на геоиде карту в нормальной проекции Меркатора.

 

 

Система квазигеографических координат

 

Система КГК строится для условно сферической Земли, радиус которой определяется используемой геодезической системой координат, с условным переносом северного полюса в точку пересечения географического экватора с географическим меридианом 180º, использованием географических меридианов 90º Е и 90º Wв качестве квазиэкватора и географических меридианов 0º и 180º в качестве начального квазимеридиана (рис. 1).

 

Положение любой точки (К) на поверхности Земли в КГК определяется квазиширотой φq(величиной дуги квазимеридиана от квазиэкватора до квазипараллели точки К) и квазидолготой λq(величиной дуги квазипараллели от начального квазимеридиана до квазимеридиана точки К). Направления в КГК – квазикурс Кq, квазипутевой угол ПУqи квазипеленг Пq – отличаются от направлений в ГК – курса К, путевого угла ПУ и пеленга П на угол перехода Qмежду северной частью географического меридиана и квазисеверной частью квазимеридиана точки К. Нормальная (поперечная) равноугольная цилиндрическая проекция Меркатора представляет собой проекцию на поверхность условного цилиндра, касающегося земной поверхности по экватору (квазиэкватору) сетки ГК (КГК) на поверхности Земли. Вид сетки ГК и КГК на поверхности Земли для широт выше 75º с.ш. приведен на рис. 2.

 

Сдерживающим фактором появления карт на приполюсные районы является то, что выпуск официальных ЭНК в КГК в поперечной равноугольной цилиндрической проекции Меркатора не предусмотрен действующими стандартами Международной гидрографической организации (МГО). Выходом из сложившейся ситуации могло бы явиться создание неофициальных ЭНК на основе официальной картографической информации. Учитывая, что основным содержанием ЭНК на Центральный Арктический бассейн (ЦАБ) является информация о глубине моря, такие ЭНК могут быть получены в результате наложения на сетку ГК или КГК графического изображения базы данных рельефа дна ЦАБ в соответствующих координатах.

 

Предложенный подход к картографическому обеспечению ЭКНИС при плавании в приполюсных районах одобрен ведущими организациями в области морской навигации и гидрографии ОАО «ГНИНГИ», ФКУ «280 ЦКП ВМФ», Управлением навигации и океанографии Минобороны РФ и используется в ЭКНИС разработки АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» как технология двойного применения.

 

 

Система безопасности

 

Одной из последних разработок концерна в этой области является система информационной поддержки безопасности плавания (СПБП) в высоких широтах «Арктика-И», предназначенная для информационного обеспечения и содействия безопасности плавания, в том числе в ледовых условиях в широтах до 90º с.ш., морских судов различного назначения путем интеграции ЭНК, информации от РЛС, АИС, НАВТЕКС, навигационных датчиков, гидрометеоинформации, ледовых карт, спутниковых снимков ледовой обстановки, а также отображения данных IP-видеокамер наружного наблюдения.

 

Структурно и организационно в состав СПБП входят:

·  рабочее место штурмана;

·  система освещения гидрометеорологической и ледовой обстановки.

 

Конструктивно и функционально система представляет собой рабочий пост рулевой рубки и может устанавливаться как в составе интегрированных мостиковых и навигационных систем, так и автономно.

 

Особенностями СПБП «Арктика-И» по сравнению с другими ЭКНИС являются следующие:

1. Для отображения приполюсных районов (φ > 80 ° N) могут использоваться:

– официальные электронные навигационные карты (ЭНК) в нормальной равноугольной цилиндрической проекции Меркатора;

– картографическая сетка географических координат, совмещенная с информацией о глубине моря из базы данных рельефа дна Центрального Арктического бассейна в нормальной равноугольной цилиндрической проекции Меркатора;

– географическая сетка квазигеографических координат, совмещенная с информацией о глубине моря из базы данных рельефа дна Центрального Арктического бассейна в поперечной равноугольной цилиндрической проекции Меркатора;

– официальная электронная карта Центрального Арктического бассейна RU191115 в стереографической проекции.

2. Картографическая сетка географических координат используется в районах, на которые отсутствуют ЭНК.

3. Картографическая сетка квазигеографических координат используется в связи с невозможностью создания ЭНК в квазигеографических координатах в соответствии требованиями стандартов МГО S-57 и S-52.

4. При использовании сетки квазигеографических координат навигационные параметры, определяющие место судна, его курс, направление и скорость движения относительно грунта, а также параметры, определяющие положение подвижных и неподвижных объектов относительно судна, вырабатываются в квазигеографических координатах (рис. 3).

 

Для доставки на судно гидро-, метео- и ледовой информации реализован канал беспроводной интернет-связи с сервером ФГБУ «ААНИИ» через систему спутниковой связи Iridium, обеспечивающей связь в любой точке Мирового океана.

 

Эксплуатационно-технические характеристики и степень защиты СПБП «Арктика-И», предлагаемой АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» для оснащения судов арктического плавания, полностью соответствуют требованиям Российского морского регистра судоходства (РМРС) к электронным картографическим навигационным информационным системам (ЭКНИС), стандарту IEC 62376 к электронным картографическим системам и требованиям Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта.

              

 

АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор»

Россия, 197046, г. Санкт-Петербург,

ул. Малая Посадская, д. 30

Тел./факс: (812) 499-83-01

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика