Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Кош-Агачский район | Издательский дом

Кош-Агачский район

 


Глава администрации Муниципального образования «Кош-Агачский район» Ауэльхан Джаткамбаев

 

Кош-Агачский район располагается в юго-восточной части Республики Алтай. Является самым высокогорным и большим в республике, территория которого занимает 19 845 кв. км (21,4% от площади республики) гектаров.

 

 

Это самый отдаленный район от республиканского центра города Горно-Алтайска и железных дорог в городе Бийске. В северной части район пересекает Чуйский тракт, соединяющий Алтай с Монголией и являющийся единственной в районе дорогой с твердым покрытием. Кош-Агачский район имеет границы с Монголией, Китаем и Казахстаном.

В районе имеется 16 населенных пунктов, 12 сельских поселений, районный центр расположен в селе Кош-Агач.

 

 

Социально-экономическая сфера

 

Сегодня каждое муниципальное образование во многом самостоятельно несет ответственность за свое комплексное социально-экономическое состояние, имидж и перспективы развития. В настоящее время район представляет собой регион с развитой экономикой, социальной сферой и культурными традициями. В районе активно проводятся мероприятия по телефонизации и информатизации, ведется строительство объектов производственного, социального назначения, строительство жилья по программе индивидуального жилищного строительства.

Объекты социально-экономической инфраструктуры района представлены дошкольным образованием, общим и дополнительным образованием, системой здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, а также жилищно-коммунальным хозяйством, строительством и обеспечением граждан жильем. Важны также энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

 

 

Дошкольное образование

 

На территории Кош-Агачского района функционируют 14 МКОУ с 17 структурными подразделениями – детскими садами и МКУ «Детский сад общеразвивающего вида «Тийнеш». В сентябре 2014 года было открыто в МКОУ «Кош-Агачская СОШ им В.И. Чаптынова» структурное подразделение «Улыбка» № 2, в ноябре месяце МКУ «Детский сад общеразвивающего вида «Тийнеш». Все учреждения имеют свидетельства о государственной аккредитации и прошли лицензирование.

 

 

Общее и дополнительное образование

 

Доля выпускников МОУ, сдавших Единый государственный экзамен по русскому языку и математике, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, участвовавших в едином государственном экзамене по данным предметамна 2014 год, составило 97,11%, что на 0,575% выше уровня 2013 года (96,535%). В целях повышения качества сдаваемого ЕГЭ Управлением образования реализовывались мероприятия, направленные на повышение качества предоставления государственных услуг в сфере образования:

·         проведен анализ кадрового потенциала учителей школ с низкими результатами мониторинга и итоговой аттестации, организована работа по совершенствованию системы аттестации педагогических работников, в основу которой заложены конкретные результаты учителя;

·         в течение 2013/14 учебного года организованы курсы повышения квалификации учителей математики, русского языка и других предметов учебного плана в объеме не менее 72 часов по каждому предмету;

·         проводятся методические объединения с участием председателей предметных комиссий (подкомиссий) государственной экзаменационной комиссии Республики Алтай по общеобразовательным предметам;

·         усилен внутришкольный контроль за состоянием преподавания предметов и использования разнообразных форм и методов учебной и внеучебной деятельности;

·         эффективным шкалированием новой системы оплата труда и нормативно-подушевого финансирования для повышения качества труда и педагогического мастерства.

 

 

Здравоохранение

 

В районе имеется БУЗ РА «Кош-Агачская ЦРБ» на 104 койки. В 2015 году завершен главный корпус в осях 1–8, строительство хозяйственного блока ЦРБ в с. Кош-Агач, строительство инфекционного отделения, гаража и благоустройство территории.

 

 

Культура

 

В районе функционируют 13 сельских домов культуры, в населенных пунктах Ташанта и Новый Бельтир находятся в арендованном приспособленном здании. На 2015 год запланированы проекты экспертиз для дальнейшего строительства СДК в данных населенных пунктах.

В районе функционируют 15 библиотек, при нормативной потребности с учетом обеспеченности библиотеками в расчете на численность населения района, степени удаленности данных мест проживания населения 20 библиотек. Уровень обеспеченности библиотеками остался на прежнем уровне и составил 75%.

Доля муниципальных учреждений культуры, которым требуется капитальный ремонт, – 6 зданий. СДК сел Мухор-Тархата, Чаган-Узун, Ортолык, Джазатор, Жана-Аул, с. Бельтир.

 

 

Физическая культура и спорт

 

Увеличение численности систематически занимающегося спортом населения произошло за счет активной работы методической службы по привлечению населения к систематическому занятию физической культурой и массовым спортом. Также на рост показателя повлияло увеличение числа детей, занимающихся спортом в доп. образовательных учреждениях района, в связи с проведением летней Олимпиады спортсменов Республики Алтай в 2015 году в с. Кош-Агач.

 

 

 Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем

 

 Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя – 18,668 кв. м, за 2013 год – 18,329 кв. м, рост на 0,339 кв. м.

Общая площадь жилых помещений Кош-Агачского района на 01 октября 2015 года составила 350 300 кв. м. За 2014 год в районе введено 156 зданий общей площадью 13 605 кв. м, в том числе населением – 151 здание площадью 12 807 кв. м, юридическими лицами – 5 зданий площадью 798 кв. м. В основном объем жилой площади введен за счет собственных и заемных средств индивидуальных застройщиков.

             Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в расчете на 10 тысяч человек населения, – в 2014 году показатель составил 26,764 га, что на 16,034 га меньше, чем в 2013 году. Уменьшение площади произошло в связи с тем, что предоставление земельных участков в новых микрорайонах с. Кош-Агач приходилось на 2013 год. На плановые 2015–2016 годы ожидается увеличение площади земельного участка до 40,643 га, данный рост связан с расширением черты населенных пунктов сельских поселений района и утверждением проектов планировки новых кварталов микрорайонов районного центра. В 2017 году ожидается уменьшение показателя до 16,0 га, связанное с тем, что большая часть площадей будет освоена в предыдущие годы.

 

            Для жилищного строительства, индивидуального жилищного строительства в 2014 году предоставлено 50 га земельных участков, что на 13 га меньше, чем в 2013 году, т.к. основной объем земельных участков, предназначенных для строительства, был освоен в 2013 году. На плановый 2015 год прогноз построен со значением в 65 га, на 2016 год данный показатель составит 66 га, а в 2017 году 30 га за счет освоение нового квартала в микрорайонах «Аэропорт» и «ПМК» с. Кош-Агач и увеличения черты населенных пунктов сельских поселений муниципального района.

            Для комплексного освоения в целях жилищного строительства на отчетный период данные приведены с нулевым значением. В 2015–2016 годах планируется выделение площадей по 9,8 га в новых кварталах микрорайонов «Аэропорт» и «Восточный». На 2017 год показатель идет с нулевым значением, т.к. запланированные показатели освоения будут выполнены в 2015–2016 годах.

 

 

Жилищно-коммунальное хозяйство

 

 Доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирными домами, в общем числе многоквартирных домов, в которых собственники помещений должны выбрать способ управления данными домами, – данный показатель остался на уровне 2013 года – 80%. В 2016–2017 годах планируется уменьшение до 60% в связи с прекращением деятельности двух ТСЖ.

       Доля организаций коммунального комплекса, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по водо-, тепло-, газо-, электроснабжению, водоотведению, очистке сточных вод, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды или концессии, участие субъекта Российской Федерации и (или) муниципального района в уставном капитале которых составляет не более 25 процентов, в общем числе организаций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального района.Организацией, участие муниципального района в уставном капитале которой составляет не более 25 процентов, в общем числе организаций коммунального комплекса, по прежнему остается ООО «Континент», осуществляющее оказание услуг по водоснабжению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов. Общее число организаций коммунального комплекса дополняет МУП «Джазаторская ГЭС», которое оказывает услуги по электроснабжению. На плановые периоды 2015–2017 годов ожидается увеличение количества организаций коммунального комплекса за счет открытия «Солнечная энергия +» (электроснабжение).

 

 Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет,по прежнему остается 100%. В 2014 году увеличилось число многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет и получено разрешение на ввод на 4 ед., и составило 772 ед. (в 2013 году 768 ед.), темп роста составил 101%. Данные показатели увеличились за счет ввода в эксплуатацию 4 многоквартирных домов, построенных для детей-сирот. В плановом 2015 году ввода в эксплуатацию многоквартирных домов не предполагается. В 2016–2017 плановых годах предполагается ввести в эксплуатацию по 2 дома ежегодно.

 

 Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия в отчетном году, в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, – в 2014 году показатель составил 1,291%, что меньше уровня 2013 года на 2,831 п.п. (в 2013 году – 4,122%). Уменьшение доли населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия, связано с уменьшением финансирования по ФЦП «Жилище» на 2011–2015 годы», по ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий», по ФЗ-5 «О ветеранах».

В 2014 году получили жилые помещения и улучшили жилищные условия по ФЦП «Жилище» на 2011–2015 годы» по категории «Переселенцы из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» 11 граждан, по категории «Вынужденные переселенцы» – 1 чел., по ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий до 2017 года» – 3 чел.; по ФЗ-5 «О ветеранах» – 1 чел., по категории «Дети-сироты» – 14 чел.

 

            На плановые 2015–2017 годы предполагаем увеличение лиц, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия по программам, в том числе в 2015 году по ФЦП «Жилище» на 2011–2015 годы» по категории «Переселенцы из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей – 11 чел., по ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий до 2017 года» – 5 чел., по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» – 5 чел., по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем инвалидов – 1 чел., по ФЗ-5 «О ветеранах» – 1 чел.

На отчетную дату по всем программам на территории муниципального образования состоят в очереди 2323 гражданина, из них: по ФЦП «Жилище» на 2011–2015 годы» по категории «Переселенцы из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» – 1088; по вынужденным переселенцам – 9 граждан; по ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий до 2017 года» – 480 граждан; по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» по ФЦП «Жилище» на 2011–2015 годы» – 320 молодых семей; по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем инвалидов – 156 граждан; по ФЗ-5 «О ветеранах» – 75, по категории «Дети-сироты» – 195 чел.

 

 

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности

 

В 2014 году постановлением главы района были приняты Ведомственные целевые программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2013–2015 годы». На основании данной программы ежегодно во всех объектах социально-культурной сферы применяются современные энергосберегающие технологии.

 

Для проведения энергетического обследования и составления энергетических паспортов организации по оценкам эффективности энергопотребления, выявления резервов для снижения затрат ТЭР подписаны договора с ООО «Алтайский центр экспертизы».

На территории МО «Кош-Агачский район» находится 38 муниципальных учреждений, из них с 35 учреждениями заключены договоры на проведение энергетического обследования и составлены энергетические паспорта. По трем учреждениям не были заключены договора, так как они находятся в зданиях администрации.

Во всех объектах энергетические паспорта, разработанные в рамках проведения обязательного энергетического обследования, готовы, т.е. зарегистрированы в реестре саморегулируемой организации НП «ОНЭ и ЭО», что составляет 100%.

 

 

Развитие системы предупреждения ЧС и ликвидации их последствий

 

На территории МО «Кош-Агачский район» сохраняются высокий уровень угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что заставляет искать новые решения проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, развивать методы их прогнозов и предупреждения.

Возрастающие с каждым годом сложность и разнообразность возникающих пожаров и чрезвычайных ситуаций требуют комплексного подхода к организации мероприятий по тушению пожаров, аварийно-спасательных работ, предупреждения и защиты населения от чрезвычайных ситуаций, ликвидации и смягчения их последствий, в области гражданской обороны.

 

Эффективность ликвидации чрезвычайных ситуаций во многом определяется наличием материальных ресурсов. Достаточность материальных ресурсов позволяет в минимальные сроки локализовать чрезвычайную ситуацию, уменьшить масштабы ее последствий и решить главную задачу – спасти и организовать первоочередное жизнеобеспечение пострадавших. Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов определяются исходя из прогнозируемых угроз чрезвычайных ситуаций.

Важную роль в снижении уровня риска для населения, результативности проведения аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций имеет наличие материальных и финансовых ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оснащенности и готовности аварийно-спасательных формирований к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

 

Снижение числа погибших и пострадавших в результате различных чрезвычайных ситуаций, а также в условиях военного времени напрямую связано со своевременным оповещением населения об угрозах, в связи с чем существует необходимость в поддержании в постоянной готовности технических средств оповещения, включая автоматизированную систему.

 Для этого необходимо содержать в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении воен­ных действий или вследствие этих действий, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны, создавать и содержать в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (мобилизационный резерв).

Анализ имеющих место на территории МО «Кош-Агачский район» чрезвычайных ситуаций свидетельствует, что основными их источниками являются землетрясения, природные пожары, ливневые дожди, крупный град, ураганный ветер, наводнения и неблагоприятные метеорологические условия, представляющие существенную угрозу для безопасности граждан, объектов экономики, территории и в целом для устойчивого социально-экономического развития Республики Алтай. Наиболее часто повторяющимся природным явлением являются наводнения в весенний период, которые в сочетании с ливневыми дождями и обильным таянием снегов приводят к резкому повышению уровня воды в реках.

 

Система предотвращения возникновения аварий на потенциально опасных объектах морально устарела (60-х годов выпуска). Технологический износ составляет до 42,3%. Объемы финансирования на содержание и развитие систем предотвращения, возникновения аварий крайне низки по причине недостатка финансовых средств.

 

Были проведены следующие мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и снижению их последствий:

·         ограничение в размещении объектов внутри зданий;

·         подготовка органов управления к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;

·         определение необходимых сил и средств, мест их расположения и маршрутов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Приведение их в готовность к выполнению задач;

·         поддержание в постоянной готовности системы оповещения населения;

·         уточнение и подготовка к проведению мероприятий первоочередного жизнеобеспечения;

·         подготовка к оказанию пострадавшим квалифицированной и специализированной медицинской помощи с последующим стационарным лечением (развертывание дополнительных пунктов оказания медицинской помощи, закрепление персонала за местами размещения эвакуируемых, пополнение запасов медикаментов).

 

На объектах жизнеобеспечения населения и территории имеются минимально необходимые материальные резервы для содержания систем жизнеобеспечения и выполнения аварийно-восстановительных работ. Санитарно-эпидемиологическая обстановка в МО «Кош-Агачский район» в настоящее время стабильная.

 

Подготовка и обучение населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях, обучение мерам пожарной безопасности:

Обучением должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС МО «Кош-Агачский район» в 2013 году являлась выработка необходимых навыков, позволяющих квалифицированно планировать мероприятия по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, умело руководить работами по их выполнению, а также привитие практических навыков по руководству действиями в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций.

Основной формой обучения является проведение учебных занятий. Для этого предусмотрено углубленное изучение специальных тем в зависимости от категории слушателей. Отведено время для самостоятельной работы слушателей, в ходе которой проводятся консультации, слушатели изучают учебно-методические пособия, просматривают учебные видеоматериалы.

Таким образом, в целях поддержания должного уровня защиты населения и территорий МО «Кош-Агачский район» от чрезвычайных ситуаций необходимо обеспечить комплексный подход для достижения поставленной цели, поэтапный контроль выполнения мероприятий программы и оценку их результатов.

 

 

Транспортная доступность и защита окружающей среды

 

             На современном этапе развития экономики района перед транспортным комплексом стоит серьезная задача повышения существующего уровня обеспечения потребностей населения района в транспортном обслуживании и качества предоставляемых услуг. Характер подвижности населения, уровень развития производства и торговли определяют спрос на услуги транспорта. Вместе с тем транспорт является системообразующим фактором, влияя на уровень жизни и развития производительных сил. Однако в последние годы в сфере транспортных услуг накопилось много нерешенных проблем, которые мешают осуществлению перспективной социально-экономической политики района. Дальнейшему развитию транспортного комплекса препятствует убыточность перевозок пассажиров автомобильным транспортом. Трудное финансовое положение транспортных организаций объясняется главным образом ростом цен на топливо, электроэнергию и материалы, потребляемые транспортом, а также неполной компенсацией затрат на убыточные социально значимые перевозки.

 

      Рост количества личного транспорта привел к снижению спроса на пассажирские перевозки, что в свою очередь послужило причиной сокращения доходов автотранспортных предприятий и перевозчиков. Следствием трудного финансового положения предприятий являются большой износ и недостаток транспортных средств, вызванные низкими темпами обновления пассажирского парка. На предприятии пассажирского транспорта общего пользования преобладает морально и физически устаревшая техника, работающая во многих случаях за пределами нормативного срока службы. Изношенность технических средств транспорта не обеспечивает безопасности перевозок пассажиров, ухудшает экологическую ситуацию. Таким образом, проблема развития транспортного обслуживания населения представляет собой широкий круг взаимосвязанных технических, экономических и организационных вопросов, решение которых требует значительных объемов капиталовложений, оздоровления финансового состояния предприятий транспортного комплекса, усиления их поддержки и является необходимым условием стабилизации работы пассажирского транспорта, обеспечения его безопасности, улучшения условий и уровня жизни населения на территории Кош-Агачского района.

 

 Кош-Агачский район характеризуется развитой сетью транспортных коммуникаций. Транспортное обеспечение осуществляется по 11 внутримуниципальным маршрутам, к 2015 году планируется открытие 12-го маршрута Кош-Агач – Джазатор. Таким образом, развитие и модернизация транспорта являются факторами, стимулирующими социально-экономическое развитие Кош-Агачского района. Настоящей программой определяются цели, принципы, задачи, приоритеты и основные направления транспортной политики Кош-Агачского района на период 2013–2015 годов.

 Необходимым условием поддержания нормальной жизнедеятельности являются обеспечение содержания и ремонта дорожной сети Кош-Агачского района, ее обустройство в соответствии с требованиями обеспечения безопасности дорожного движения, улучшение технического и эксплуатационного состояния, повышение качества содержания.

 

Основными проблемами при содержании и ремонте автомобильных дорог местного значения в границах и вне границ населенных пунктов в границах Кош-Агачского района являются:

·         низкое качество дорожного покрытия (дорожное полотно, дорожное покрытие);

·         отсутствие отвода ливневых вод;

·         низкая укомплектованность элементами организации дорожного движения;

·         необорудование защитными дорожными сооружениями;

·         ненадлежащее состояние искусственных дорожных сооружений;

·         недостаточная освещенность автомобильных дорог.

 

Все это создает неудобства и трудности при эксплуатации автомобильных дорог местного значения в границах и вне границ населенных пунктов в границах Кош-Агачского района.

Развитие дорожной сети Кош-Агачского района, ее обустройство, решение вопросов организации дорожного движения, своевременный ремонт, обслуживание являются важнейшими задачами в обеспечении жизнедеятельности и экономического развития Кош-Агачского района.

Серьезной проблемой являются вывоз и размещение ТБО. Санитарно-эпидемиологическая обстановка не позволяет прекращать работу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, крупногабаритного мусора, уборке улиц.

 

Значительные объемы образования твердых бытовых отходов, отсутствие их переработки и неудовлетворительное состояние мест захоронения свидетельствуют о том, что для решения проблем в сфере обращения с отходами на территории муниципального образования Кош-Агачский район необходимо создать эффективную муниципальную систему управления отходами. В настоящее время обращение с твердыми бытовыми отходами на территории муниципального образования Кош-Агачский район осуществляется на основе разрозненных решений, главным образом направленных на регулярный сбор и вывоз отходов и на исполнение предписаний контролирующих органов о загрязнении отходами земель.

 

Ситуация в сфере обращения с бытовыми отходами, сложившаяся на территории муниципального образования Кош-Агачский район, приводит к опасному загрязнению окружающей среды и представляет реальную угрозу здоровью населения.

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика