Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Драйвера развития | Издательский дом

Драйвера развития

 

Министр транспорта РФ Максим Соколов

 

Транспорт наряду с другими базовыми отраслями экономики составляет каркас производственной и социальной инфраструктуры страны. Предсказуемая, устойчивая работа всех видов транспорта, работоспособность существующей сети и ее поступательное развитие являются обязательными условиями конкурентоспособностинациональной экономики и качества жизни людей.

 

Транспорт – один из основных элементов экономической и социальной стабильности в России! Это особенно заметно в периоды сильного влияния неблагоприятных внешнеэкономических и внешнеполитических факторов на экономику и общество в целом. Один из таких периодов мы с вами переживаем сегодня.

 

 

Работа транспорта в условиях кризиса

 

Показатели нашей работы напрямую зависят от экономической активности населения и субъектов хозяйствования. Если эта активность снижается, то и спрос на транспортные услуги падает, что отражается не только на наших результатах, но и на экономике страны в целом.

Именно в такие периоды мы должны: обеспечить стабильную работу системообразующих организаций отрасли, надежность функционирования транспортной инфраструктуры, продолжить реализацию начатых стратегически важных проектов, обеспечить доступность, качество и безопасность транспортных услуг.

В среднесрочной перспективе работа по этим направлениям позволит нам достигнуть положительных темпов роста показателей отрасли, что в свою очередь окажет благоприятное воздействие на ключевые макроэкономические параметры экономики и уровень социального благополучия в стране.

В самом общем виде перечисленные связи и составляют формулу взаимозависимости экономики и транспорта.

 

С учетом принятого правительством антикризисного плана и имеющихся бюджетных ограничений наша деятельность была сконцентрирована на решении задач по обеспечению доступности пассажирских перевозок в социально значимом сегменте, по реализации начатых приоритетных проектов и поддержанию работоспособности транспортной инфраструктуры, а также по поддержке финансовой устойчивости предприятий отрасли и обеспечению безопасности пассажиров.

Достигнутые результаты дают основания считать, что концентрация усилий и финансовых ресурсов для решения этих задач позволит в среднесрочной перспективе обеспечить потребности экономики и общества в транспортных услугах, а реализуемым транспортным проектам стать катализаторами экономического роста в стране.

В связи с этим позвольте кратко остановиться на предварительных итогах завершающегося года.

 

 

МОРСКОЙ И ВНУТРЕННИЙ ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

 

За текущий год объем перевалки грузов в морских портах страны увеличился более чем на 3% (3,2%) по сравнению с прошлым годом и превысил отметку в 495 млн тонн (495,8 млн тонн). Прирост перегрузочных мощностей морских портов составил 19,5 млн тонн.

Керченская паромная переправа за 9 месяцев обеспечила перевозку на паромах более 3 млн пассажиров (3,387 млн) в обе стороны. При этом только за 3 летних месяца перевезено почти 2,5 млн человек, что сопоставимо с результатами всего 2014 года (2,7 млн).

 Объем перевозок пассажиров на внутреннем водном транспорте увеличился по сравнению с прошлогодним периодом более чем на 6% (6,2%) и составил около 12 млн человек (11,8).

В условиях маловодности рек в европейской части России, а также в бассейнах рек Лены и Индигирки, уменьшенияобъемов потребления нерудных строительных материалов, в первые 9 месяцев годана внутреннем водном транспорте наблюдалось снижение грузооборота на 16% (16,2% – 50 361,2 млн т-км) и объема перевозок грузов на 1,2% (95,7 млн тонн) к соответствующему уровню прошлого года.

 

Продолжается обновление нашего флота. В сентябре государственный флаг страны поднят на дизель-электрическом ледоколе «Владивосток», построенном на Выборгском судостроительном заводе.

«Владивосток» – ледокол нового поколения с неограниченным районом плавания и высокой степенью автоматизации, способный преодолевать льды толщиной до 1,5 м. Еще один линейный дизель-электрический ледокол мощностью около 16 МВт «Мурманск» будет введен в эксплуатацию до конца года. Еще одним пополнением стал ввод в эксплуатацию трех многофункциональных аварийно-спасательных судов.

Продолжается работа по расширению мощностей транспортного узла Восточный – Находка в Приморье, комплексному развитию Мурманского транспортного узла, строительству арктического порта Сабетта. В этом году с частными инвесторами подписан целый ряд соглашений, направленных на развитие морского порта «Тамань».

Открыт новый морской многофункциональный перегрузочный комплекс «Бронка» мощностью 7,5 млн тонн в год.

 

В июне этого года Правительством утвержден Комплексный проект развития Северного морского пути (№ 3529п-П9). Реализация запланированных мероприятий к 2030 году обеспечит надежность транзитных перевозок и перевозок с мест добычи углеводородного сырья, расположенных на арктическом побережье и континентальном шельфе.
            За 9 месяцев 2015 года Администрацией Северного морского пути выдано 662 разрешения на плавание в акватории Северного морского пути, в том числе 114 судам под иностранным флагом.

 

 

ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ

 

В 2015 году российскими авиакомпаниями было перевезено 80 млн пассажиров, что почти на 0,5% выше показателя за аналогичный период 2014 года.

При этом отмечается выраженное перераспределение пассажиропотока с международных (-13,8%) в пользу внутренних перевозок. Во внутреннем сообщении прирост объема авиаперевозок пассажиров составил более 16%, местные перевозки по сравнению с 2014 годом выросли на 5%.

Не обошлось в этому году и без потерь. Несмотря на уход с рынка второй по величине авиакомпании «Трансаэро», нам удалось сохранить маршрутную сеть и выполнить обязательства перед пассажирами, которые купили билеты на ее рейсы.

Благодаря принятым мерам была организована беспрецедентная в российской гражданской авиации работа по бесперебойной перевозке порядка 2 млн пассажиров «Трансаэро» на рейсах группы компаний «Аэрофлот» и других российских авиаперевозчиков.

Приостановка воздушного сообщения с Украиной, Египтом, а также частично с Турцией (по чартерным перевозкам) и, как следствие, необходимость поиска новых рынков для российских авиакомпаний является новым вызовом во вновь складывающемся миропорядке.

 

Вместе с тем по результатам работы Межведомственной комиссии по допуску российских перевозчиков к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров в текущем году было выдано порядка 600 разрешений (допусков). Из них на выполнение регулярных международных пассажирских перевозок – 456, что дает основание полагать, что авиакомпании смогут оперативно отреагировать на меняющуюся конъюнктуру и перераспределить емкости на новые направления.

Государственная поддержка региональных и местных авиаперевозок в этом году реализуется посредством пяти программ субсидирования из федерального бюджета, направленных на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации. На эти цели в 2015 году предусмотрены средства из федерального бюджета в размере более 9 млрд рублей (9,2 млрд).

Количество перевезенных с использованием мер государственной поддержки пассажиров за 9 месяцев 2015 года составило 1,4 млн человек. На субсидирование этих пассажиров израсходовано чуть больше 7 млрд рублей (7,33 млрд рублей). Таким образом, перевозка каждого дополнительного пассажира обошлась федеральному бюджету в сумму немногим более 5 тысяч рублей. (5,3 тысячи рублей), что меньше в полтора – два раза по сравнению с лучшими международными практиками программ субсидирования США и Европы.

 

Этот факт позволяет сделать вывод о высокоэффективной работе, которая ведется по этому направлению.

Российские аэропорты обслужили более 126 млн российских и иностранных граждан на внутренних и международных рейсах. Объемы перевозок пассажиров через аэропорты России за указанный период текущего года увеличились на 2,5% по сравнению с прошлогодним аналогичным периодом.

В рамках подготовки к проведению встречи глав государств и правительств БРИКС и заседания Совета глав государств – членов ШОС был открыт новый международный терминал аэропорта Уфы.

В этом году в полном объеме завершился самый успешный в Европе проект ГЧП – строительство аэровокзального комплекса и новых терминалов в Петербурге.

В рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года проводится масштабная модернизация аэропортов в Калининграде и Воронеже. В Ростове-на-Дону строится новый аэропорт – «Южный».

Введены в эксплуатацию аэропортовые терминалы в Екатеринбурге и Самаре. По моему мнению, новый пассажирский терминал международного аэропорта Курумоч в Самаре является одним из лучших аэропортов в своем классе.

К концу года будет открыт новый пассажирский терминал в Нижнем Новгороде.В начале 2016 года планируется завершить реконструкцию аэропортового комплекса в Волгограде.

За счет внебюджетных источников полностью построен аэропорт в поселке Сабетта на полуострове Ямал.

 

Осуществлена реконструкция аэропортов Владикавказ, Махачкала. Продолжается модернизация аэропортов в Петропавловске-Камчатском, Екатеринбурге, Уфе, Воронеже, Минеральных Водах. Начата реализация проектов по реконструкции аэродромной инфраструктуры в аэропортах Норильска, Нижнекамска, Ульяновска, Хабаровска, Якутска и Кызыла. Запущено строительство нового аэропорта в Саратове.

Не могу не упомянуть о том, что Международная организации гражданской авиации (ИКАО) завершила месяц назад второй этап проверки, начатой еще в 2014 году. Эксперты проверили систему государственного контроля за обеспечением безопасности полетов в Российской Федерации на соответствие стандартам и рекомендуемой практике ИКАО.

Несмотря на непростую геополитическую ситуацию, в которой завершилась проверка, вотчете комиссии было отмечено, что государственная система контроля за обеспечением безопасности полетов в Российской Федерации обеспечивается на приемлемом уровне, при этом превышая среднемировые результаты проверок ИКАО.

 

 

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ

 

Несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию, по итогам 2015 года на сети железных дорог погрузка грузов снизилась незначительно, порядка 1,3% по отношению к аналогичному периоду 2014 года.

За первое полугодие по различным параграфам открыто 157 станций. Около 70% станций открыто для работы с крупнотоннажными контейнерами, что свидетельствует об увеличении рынка контейнерных перевозок в России.

 В настоящее время реализуется беспрецедентное со времен Советского Союза количество проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры.

Наибольшее внимание в этом году уделялось реализации важнейших комплексных инвестиционных проектов, в том числе модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба (необходимо отметить, что данные проекты реализуются с участием средств Фонда национального благосостояния), развитию Московского транспортного узла, реконструкции железнодорожной инфраструктуры на Таманском полуострове, участков Междуреченск – Тайшет и Выборг – Приморск – Ермилово.

 

Реализуется проект по развитию подходов к портам Азово-Черноморского бассейна со строительством вторых главных электрифицированных путей от Волгограда до Краснодара, обходом Краснодара и подходами к Новороссийску и Тамани с выходом к Керченскому мосту. Развиваются Новороссийский и Мурманский транспортные узлы.

За счет государственной поддержки начаты работы по реализации проекта строительства 137 км двухпутной электрифицированной железнодорожной дороги на участке Прохоровка – Журавка – Чертково – Батайск (обход Украины).

В декабре 2015 года введена во временную эксплуатацию новая железнодорожная линия Нарын – Лугокан в Забайкальском крае и открыто рабочее движение между станциями Лосево и Каменногорск в Ленинградской области. Общая протяженность этих линий составляет около 300 км (290).

В 2016 году все вышеперечисленные проекты будут реализовываться в полном объеме без потери темпа и сокращения работ.

 

В мае 2015 года в Москве в присутствии Президента России В.В. Путина и руководителя Китая Си Цзиньпина состоялось подписание меморандума с нашими китайскими партнерами о формах сотрудничества и финансирования проекта высокоскоростной магистрали Москва – Казань. ОАО «РЖД» был проведен конкурс и подписан контракт, начато проектирование линии ВСМ.

Магистраль пройдет по территории 7 субъектов России, общая численность населения которых превышает 25 млн человек.Это крупнейший инфраструктурный проект современной России.

Инвестиции в проект обеспечат масштабную поддержку российской промышленности, прежде всего металлургии, машиностроения, промышленности строительных материалов и других отраслей. Придадут динамику развитию регионов.

Также в 2015 году реализован ряд мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры в Московском железнодорожном узле. Здесь стоит отметить открытие скоростного движения на участке Москва – Крюково. Теперь по этому маршруту москвичи и жители области могут доехать за 25 минут на комфортабельных поездах «Ласточка», каждый из которых вмещает до 1400 пассажиров.

В целях обеспечения доступности пригородных пассажирских перевозок для уменьшения расходов пригородных пассажирских компаний, а также снижения финансовой нагрузки на бюджеты субъектов Федерации в этом году был установлен льготный тариф для перевозчиков за использование инфраструктуры железнодорожного транспорта (0,01).

 В апреле 2015 года приняты изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающие установление нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость по перевозкам пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.

 

На компенсацию потерь в доходах ОАО «РЖД» от указанного тарифа в федеральном бюджете были выделены субсидии в размере 33,8 млрд рублей. Еще около 8 млрд рублей будет компенсировано из бюджета организациям, осуществляющим пригородные железнодорожные перевозки пассажиров, в связи с установлением нулевой ставки НДС на данный вид услуг. Итого федеральная поддержка пригородных перевозок составит в текущем году порядка 42 млрд рублей.

На следующий год для обеспечения социальной стабильности и доступности пригородных перевозок для населения суммарный объем федеральной поддержки предусмотрен в размере уже 45 млрд рублей.

Продолжена работа по развитию международных транспортных коридоров. В августе на направлении коридора «Приморье-1» проследовал контейнерный поезд. В дальнейшем планируется осуществлять перевозки по данному маршруту на регулярной основе.

На направлении коридора «Приморье-2» в мае 2015 года состоялось открытие регулярного транзитного контейнерного маршрута из Китая через территорию России в Корею (Хуньчунь – Махалино – порт Зарубино – Республика Корея (порт Пусан). Потенциал этого коридора в будущем до 60 млн тонн в год.

 

Объем транзитных грузов по Транссибу в сообщении с Китаем за 9 месяцев практически удвоился (вырос почти на 89%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 66 тысяч контейнеров (ДФЭ). В первую очередь это направления Западный Китай – Европа через Казахстан и Китай – Европа через погранпереход Забайкальск. При этом мы видим продолжающийся рост и хорошие перспективы развития транзита на данном направлении.

Дополнительную динамику в текущем году получил коридор Север – Юг. Окончание строительства железной дороги, соединяющей Казахстан – Туркменистан и Иран по восточному побережью Каспия, позволило связать воедино железнодорожные сети от Ирана через Россию и до Европы.

 

Значимыми событиями уходящего года по оптимизации логистики грузопотоков и повышения качественных параметров транспортной системы в целом стали:

·         открытие Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра в Республике Татарстан, который расположен в зоне прохождения международного транспортного коридора Европа – Западный Китай на пересечении международных транспортных коридоров Север – Юг и Запад – Восток;

·         запуск мультимодального логистического центра «Южноуральский» в Челябинской области.

 

 

ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО

 

В сложившейся экономической ситуации основной задачей в сфере дорожного хозяйства является обеспечение стабильности и надежности функционирования дорожной отрасли.

В связи с этим расходы федерального бюджета были направлены на обеспечение необходимого уровня безопасности дорожного движения и увеличение доли дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям.

Расходы инвестиционного характера были сокращены и направлялись на стратегически важные объекты. И даже несмотря на это, в этом году в дорожном хозяйстве у нас есть значимые достижения. Среди них хочется назвать: мостовой переход через Дон в Ростовской области, участки дорог на трассах «Урал», «Уссури», «Вилюй», «Байкал», «Лена», «Сортавала», «Нарва».

 

Среди региональных проектов стоит отметить введенные в эксплуатацию автодорожный мост через реку Енисей в г. Красноярске и трассу Ростов-на-Дону – Азов в Ростовской области.

Среди крупных дорожных проектов, которым дан старт в этом году, в первую очередь хочется отметить строительство участка новой скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург протяженностью 140 км на территории Санкт-Петербурга, Ленинградской и Новгородской областей. Это головной участок международного транспортного коридора Европа – Западный Китай, формируемого в рамках подписанного соглашения между странами – членами ШОС.

Еще одним стартовавшим проектом федерального уровня является Центральная кольцевая автомобильная дорога длиной 334 км в Московской области. Этот проект, на который были получены средства из Фонда национального благосостояния, также является частью строящегося коридора Европа – Западный Китай.

 

В текущем году начата масштабная реконструкция федеральной трассы «Скандинавия» до границы с Финляндией. Реконструкция этой в перспективе «умной дороги» позволит значительно увеличить пропускную способность одной из главных транспортных артерий Северо-Западного региона.

Продолжается строительство центрального участка Западного скоростного диаметра (ЗСД) Санкт-Петербурга, масштабного проекта, который полностью должен быть завершен в следующем году. Из 46,6 км общей протяженности Западного скоростного диаметра 24,6 км проходят по мостам и эстакадам, при этом три моста являются уникальными с точки зрения проектирования и сооружения.

 

 

Правовые вопросы транспорта

 

Минтранс ведет работу по различным направлениям, в том числе и по нормотворчеству. Принимаются законы, подзаконные акты правительства и приказы Минтранса. Реализуются смежные проекты, такие как запуск в промышленную эксплуатацию знакового проекта ЭРА ГЛОНАСС. И много прочей работы и мероприятий.

Развитие транспортной системы имеет множественные эффекты. Снятие инфраструктурных ограничений в первую очередь дает выход российским товарам к новым рынкам, создание запаса пропускных способностей обеспечивает возможность нашим предприятиям оперативно реагировать на изменения мировой конъюнктуры и дает возможность переключить поставки с запада на восток или обратно, а также в другие направления в зависимости от спроса и цены на продукцию.

 

Возможности по повышению мобильности населения повышают его экономическую активность, а также и потребительский спрос, что также создает условия для роста экономки.

И сами по себе проекты по развитию инфраструктуры являются драйверами развития, поскольку создают новые рабочие места, формируют спрос на строительные материалы и продукцию машиностроения, по сути являются антикризисными мерами. 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика