Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Безопасность судоходства | Издательский дом

Безопасность судоходства

 

Директор Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Анна Фоменко

 

 

Основной миссией Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» являются создание, содержание, эксплуатация и развитие закрепленного за Азово-Черноморским бассейновым филиалом федерального имущества, в том числе имущественных комплексов, обеспечивающих безопасность мореплавания, а также выполнение работ (оказание услуг) в морских портах Туапсе, Геленджик, Новороссийск, Анапа, Тамань, Кавказ, Темрюк и Ейск.

 

Безопасность судоходства является одной из важнейших характеристик уровня развития водной транспортной системы, обеспечивающей ее устойчивость, предотвращение вреда здоровью и жизни людей, ущерба экологии и имуществу, а также становится существенным элементом конкурентоспособности предприятий водного транспорта на рынке услуг.

 

 

Безопасная работа флота

 

В работе АЧБФ ФГУП «Росморпорт» важным является решение вопросов обеспечения безопасности мореплавания, охраны окружающей среды, обеспечения безопасности и охраны морских объектов.

За порядок в порту и обеспечение безопасности мореплавания прежде всего ответственность несет капитан порта, а непосредственно службы управления движением судов и лоцманские службы являются основным инструментом в обеспечении безопасности мореплавания. Благодаря четкой и слаженной работе по взаимодействию АЧБФ ФГУП «Росморпорт» с ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря» и ФГБУ «Администрация морских портов Азовского моря» порты работают с большей эффективностью, безопасность мореплавания находится на высоком уровне.

           

 

Стандарты безопасности

 

Известная трагедия с т/х «Адмирал Нахимов», случившаяся в августе 1986 года на акватории порта Новороссийск, с особой остротой показала необходимость контроля соблюдения судами установленных нормативными документами и хорошей морской практикой стандартов безопасности мореплавания через учреждение СУДС. 

 

Работа СУДС осуществляется в соответствии с требованиями Резолюции ИМО А.857(20), а также международной конвенции СОЛАС-74 Глава 5, Правило 12, которые в свою очередь определяют основные задачи: «Службы управления движением судов способствуют обеспечению безопасности человеческой жизни на море, безопасности и эффективности судовождения и защите морской окружающей среды прилегающих береговых районов, мест проведения работ и морских сооружений от возможного неблагоприятного воздействия морского судоходства».

 

            Сегодня АЧБФ ФГУП «Росморпорт» предоставляет навигационные услуги с использованием следующих систем управления движением судов (далее – СУДС) в морских портах:

·         СУДС в морском порту Новороссийск – на всей акватории морского порта и Новороссийской бухты, на подходах к ней, а также на подходах к акватории морского порта Геленджик;

·         СУДС в морском порту Туапсе – на всей акватории морского порта и на подходах к ней;

·         СУДС в морских портах Тамань, Кавказ и Темрюк – на всей акватории этих портов и на подходах к ним (включая рейдовый перегрузочный район «Таманский» и проход по Таманскому судоходному пути в Керченском проливе). СУДС портов Кавказ, Темрюк и Тамань образуют Региональную систему управления движением судов Керченского пролива (РСУДС Керченского пролива) с единым центром в морском порту Кавказ.

 

Кроме этого, судам, осуществляющим заходы в указанные морские порты, а также судам, следующим транзитом, оказываются навигационные услуги, включающие в себя:

·         сбор, обработку, анализ и передачу судам информации, необходимой капитану для принятия решения по безопасному плаванию (по текущей навигационной обстановке, о состоянии средств навигационного оборудования, метеорологическую и гидрологическую обстановку, о состоянии судоходства, об изменениях в работе СУДС, об установленном уровне охраны и т.п.);

·         организацию движения судов (планирование начала движения судов, заявивших о готовности, на основе суточного графика операций в порту, утверждаемого капитаном порта; установление режимов и маршрутов движения судов);

·         оказание помощи в судовождении по запросу судна или по решению оператора СУДС;

·         контроль текущего перемещения судов и положения их на якорных стоянках и выносных причальных устройствах.

 

Операторский состав СУДС укомплектован высококвалифицированными специалистами с большим опытом работы на судах и имеющих дипломы капитана или старшего помощника капитана, прошедшими специализированную подготовку в морских тренажерных центрах Новороссийска (ФГБОУ ВПО «Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова) и Санкт-Петербурга (ФГБОУ ВПО «Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова).

 Все СУДС АЧБФ ФГУП «Росморпорт» отвечают современным как национальным, так и международным требованиям и функционируют в целях повышения уровня безопасности мореплавания, эффективности судоходства, охраны жизни на море, защиты морской среды и побережья в зоне своего действия, что позволяет обеспечить безаварийную работу в зоне ответственности СУДС и прилегающих районах.

 

            В свою очередь, АЧБФ ФГУП «Росморпорт» предоставляет круглосуточные услуги по лоцманской проводке российским и иностранным судам всех типов, осуществляющим судозаходы в морские порты Туапсе, Геленджик, Новороссийск, Анапа, Тамань, Кавказ Темрюк и Ейск.

 

Профессиональная квалификация лоцманов АЧБФ ФГУП «Росморпорт» соответствует требованиям «Положения о морских лоцманах Российской Федерации», утвержденного приказом Минтранса России от 22 июля 2008 года № 112. Лоцманы АЧБФ периодически проходят теоретическую и тренажерную подготовку по утвержденным программам повышения квалификации морских лоцманов в Институте повышения квалификации ФГБОУ ВО «ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», Институте водного транспорта имени Г.Я. Седова – филиале ФГБОУ ВО «ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова» в г. Ростове-на-Дону, в НОУ «Учебно-тренажерный центр «ГАЛС» в г. Ростове-на-Дону. Все лоцманы АЧБФ допущены к самостоятельной проводке судов в указанных портах распоряжениями соответствующих капитанов морских портов. 

 

 

Управление связи

 

АЧБФ обеспечивает устойчивое функционирование глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ), включающей в себя сеть береговых радиостанций, объекты инфраструктуры, уникальных специалистов и комплекс непрерывно проводимых мероприятий для безусловного выполнения международно-правовых обязательств Российской Федерации в области обеспечения безопасности мореплавания на Черном и Азовском морях. Основной задачей ГМССБ является обеспечение радиосвязи в каждом морском районе А1 и А2 с целью:

·         приема сигналов тревоги при бедствии в направлении «судно – берег»;

·         передачи сигналов тревоги при бедствии в направлении «берег – судно»;

·         передачи и приема сообщений для координации поиска и спасания;

·         передачи и приема навигационных и метеорологических сообщений;

·         предупреждений и срочной информации;

·         передачи и приема радиосообщений общего назначения.

 

В соответствии с рекомендациями ИМО и разработанными Минтрансом нормативными документами в Российской Федерации были созданы морские районы ГМССБ А1 и А2. Аварийное наблюдение на частотах бедствия и связь при спасательных операциях в этих районах обеспечивают базовые (береговые) станции ГМССБ.

·         морской район А1 – зона в пределах охвата береговых станций (БС), оснащенных УКВ-радиостанцией с селекторным вызовом, с помощью которой ведется непрерывное наблюдение за сигналами бедствия;

·         морской район А2 – зона (исключая морской район А1) в пределах охвата береговых станций, оснащенных ПВ/КВ-радиостанцией с селекторным вызовом, с помощью которой ведется непрерывное наблюдение за сигналами бедствия.

 

Важнейшим фактором конкурентоспособности морских портов, помимо наличия развитой инфраструктуры, является должный уровень безопасности мореплавания на подходах и акваториях морских портов. Данная задача является одной из основных для АЧБФ ФГУП «Росморпорт». Для решения поставленных задач филиал поддерживает в надлежащем техническом состоянии, обеспечивает функционирование, осуществление модернизации и нового строительства объектов морских районов А1, А2 ГМССБ, расположенных в морских портах Анапа, Геленджик, Ейск, Кавказ, Новороссийск, Тамань, Темрюк, Туапсе, и береговой станции международной службы НАВТЕКС (международная автоматизированная система оповещения для передачи навигационной, метрологической информации безопасности мореплавания и сообщений по поиску и спасанию на море) в порту Новороссийск.

 

На сегодняшний день филиал обеспечивает непрерывную работу следующих морских районов ГМССБ:

·         Морской район А1 Береговая станция (БС) на горе Дооб, г. Геленджик;

·         Морской район А1 БС на горе Лысая, г. Анапа;

·         Морской район А1 БС порта Туапсе;

·         Морской район А1 БС порта Ейск;

·         Морской район А1 БС Приморско-Ахтарск;

·         Морской район А1 БС Должанская;

·         Морской район А1 БС Темрюк;

·         Морской район А2 БС на горе Дооб, г. Геленджик;

·         Морской район А2 БС Темрюк.

 

В состав сети береговых станций ГМССБ входят два крупнейших радиоцентра: радиоцентр «Геленджик» и радиоцентр «Темрюк». Именно на них расположено приемное и передающее оборудование морских районов А2 ГМССБ.

 

Радиосвязь с судами в морском районе А2 ГМССБ на Черном море обеспечивается с помощью радиоцентра «Геленджик», а в морском районе А2 ГМССБ на Азовском море – с помощью радиоцентра «Темрюк».

Все береговые станции морских районов А1 и А2 ГМССБ имеют соответствующие свидетельства, подтверждающие их соответствие международным и национальным требованиям по использованию в ГМССБ.

Центр управления связи ГМССБ Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» и Морской спасательно-координационный центр расположены в городе Новороссийске.

 

 

Техническая модернизация

 

С целью обеспечения безопасности мореплавания, снижения навигационной аварийности, организации поиска и спасения в случае бедствия и предотвращения экологических катастроф, а также усиления контроля за судоходством в прибрежных водах, АЧБФ проводит активную работу по модернизации технических объектов безопасности мореплавания в Азово-Черноморском бассейне.

В 2012 году завершены работы по реконструкции объектов ГМССБ порта Новороссийск.

В 2015 году проводится модернизация береговой станции международной службы НАВТЕКС в порту Новороссийск. Планомерно реализуется модернизация оборудования и средств ГМССБ восточной части Азовского моря. Также в текущем году выполняется проектирование «Реконструкции объектов ГМССБ Азовского моря морских районов А1 и А2».

 

Планы на 2016 год – техническое перевооружение объектов ГМССБ порта Туапсе, строительство приемного центра морского района А2 ГМССБ на мысе Ахиллеон (БС Темрюк).

Проводятся подготовительные мероприятия по проектированию реконструкции БС ГМССБ Ейск и морских районов А1 и А2 ГМССБ Новороссийск в 2017 году.

В период с 2013 по 2015 год были выполнены проектные работы «Реконструкция систем управления движением судов на подходах к морским портам Российской Федерации. Реконструкция СУДС порта Новороссийск» в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России на 2010–2015 годы». Данный проект подразумевает полную модернизацию постов РТП «Геленджик» и ПРН «Южная Озереевка» с заменой старого оборудования на новое, замену оборудования РРЛ связи с данными постами, а также замену оборудования на Центре СУДС.

 

В результате проведения работ по реконструкции и модернизации систем обеспечения безопасности мореплавания повышается уровень обеспечения безопасности мореплавания и эффективности судоходства, охраны жизни на море, защиты морской среды в зоне ответственности АЧБФ ФГУП «Росморпорт», что позволяет государству на протяжении уже 25 лет однозначно выполнять свои международные обязательства по обеспечению безопасности мореплавания и охране человеческой жизни на море.

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика