Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: ООО «Новое качество дорог» | Издательский дом

ООО «Новое качество дорог»

 

 

1 января 2016 года исполнится 2 года с начала официальной эксплуатации «Северного обхода Одинцова», платного дублера автомобильной магистрали Москва – Минск на участке от МКАД до 33-го км.

 

Платная дорога «Новый выход на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва – Минск», известная как «Северный обход Одинцова», стала первым инфраструктурным проектом федерального уровня, реализованным по концессионному соглашению в рамках государственно-частного партнерства. Концедентом проекта является Государственная компания «Автодор», а концессионером – ОАО «Главная дорога». Организатором консорциума на стороне концессионера выступила управляющая компания ЗАО «Лидер», привлекшая к совместному участию в проекте передовые российские и западные компании в области строительства и эксплуатации платных инфраструктурных объектов, обеспечив тем самым высокое качество построенной автомобильной дороги. После завершения инвестиционной фазы проекта и строительства трассы концессионер передал объект для управления специализированной операторской компании – ООО «Новое качество дорог», призванной эксплуатировать трассу в интересах автолюбителей, с учетом обязательств перед концессионером и инвесторами.

 

 

Дорога как бизнес-проект

 

«Северный обход Одинцова» – проект, во многом особенный для нашей страны. Современная скоростная магистраль, построенная государством в сотрудничестве с частным капиталом. Платная дорога в статусе государственной собственности, переданная на 30 лет в эксплуатацию концессионеру и управляемая специально созданной компанией-оператором.

 Подобная схема решения инфраструктурных проблем давно и успешно используется во всем мире, но в нашей стране нашла свое применение относительно недавно. Несмотря на то что в последние годы платных участков на карте России появляется все больше, мы, по сути, до сих пор находимся в процессе привыкания к новому сервису. К дороге как бизнес-проекту.

 Меж тем подобный подход, если разобраться, выглядит абсолютно логичным. Государство экономит бюджетные средства, привлекая инвесторов для улучшения транспортной инфраструктуры. При этом построенная дорога остается федеральной собственностью и лишь на время действия концессионного соглашения передается концессионеру для возврата вложенных инвестиций. Автомобилисты же получают главное – дополнительную транспортную артерию, современную высококачественную дорогу, дублирующую один из наиболее популярных и загруженных маршрутов.

 

 Именно так и произошло в случае с «Северным обходом Одинцова». Появление платного участка помогло разгрузить Минское, Можайское и Рублево-Успенское шоссе, а жители Запада Московского региона получили возможность экономить время и собственные нервы, объезжая затруднения по пути на работу или домой. Дорога была действительно необходима – существовавшие магистрали с трудом справлялись со значительно возросшим за последние годы транспортным потоком.

Постоянно растущий трафик на платном участке является лучшим доказательством того, что дорога появилась в нужное время и в нужном месте. При этом стоит отметить, что даже спустя два года у «Северного обхода Одинцова» есть потенциал для дальнейшего увеличения пропускной способности.

 

 Дело в том, что дорога по праву считается одной из самых современных в России. Это касается не только инноваций, которые применялись на этапе строительства и позднее – в процессе эксплуатации, но и новейших технологий, используемых в деле сбора платы за проезд.

 

 

Оплата проезда

 

 С момента открытия платного участка компания-оператор «Новое качество дорог» делает особый упор на продвижение транспондера как самого удобного и быстрого способа оплаты проезда. Не секрет, что «бутылочным горлышком» любой платной дороги являются пункты оплаты. На самой дороге по определению не может быть затруднений – отсутствие светофоров и пересечений на одном уровне убирает все преграды на пути следования автомобилистов. Другое дело – пункты взимания оплаты. Останавливаясь, пользователь дороги вынужден тратить по 20–30 секунд на оплату проезда и получение чека, невольно задерживая движение.

 

 Транспондер, являющийся миниатюрным автономным бортовым устройством, позволяет оплачивать проезд совсем без остановки – на скорости до 30 км/ч.

 Если при оплате наличными по одной полосе может проехать 150–200 транспортных средств в час, то технология «Нон-стоп» для проезда по транспондеру пропускает до 800 ТС в час, а при дальнейшем развитии может увеличить этот показатель и вовсе до 1200 ТС. Таким образом, увеличение количества пользователей транспондером в ближайшем будущем должно привести к тому, что единственное «конструктивное» ограничение пропускной способности платной дороги станет неактуальным. А если вспомнить, что стоимость проезда по транспондеру значительно ниже в сравнении с оплатой наличными, становится очевидным, что единственным, по сути, ограничителем его популярности является время.

 

 Как мы уже говорили, автомобилисты только привыкают к платным дорогам – как к тому, что проезд приходится оплачивать, так и к современным способам оплаты. Впрочем, динамика развития существующих платных дорог позволяет надеяться, что данный сервис имеет хорошие перспективы в России.

 Важно отметить, что успешное функционирование действующих проектов является своеобразным сигналом для инвесторов, которые также привыкают к мысли, что автомобильная дорога может быть бизнесом. Можно надеяться, что появление новых платных участков, как и «Северный обход Одинцова», построенных по концессионной модели государственно-частного партнерства, не заставит себя ждать.

Количество современных и качественных дорог будет постоянно расти, улучшая транспортную доступность районов и регионов страны, устраняя инфраструктурные ограничения для развития экономики Российской Федерации. Одновременно это будет способствовать укреплению новых экономических механизмов реализации инфраструктурных проектов, основанных на привлечении финансовых и организационных ресурсов частного капитала в рамках государственно-частных партнерств.

 

 

«Северный обход Одинцова» является магистралью протяженностью 18,5 км с максимальной разрешенной скоростью движения 110 км/час, разделенными встречными потоками и многоуровневыми развязками. Количество полос движения на этом участке – от восьми до четырех. Пропускная способность дороги – 70–80 тысяч автомобилей в сутки.

 

ООО «Новое качество дорог»(http://www.m-road.ru/) – оператор платной автомобильной дороги «Новый выход на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва – Минск («Северный обход Одинцова»). Создана в январе 2013 года для оперативного управления, сбора платы за проезд и технологического контроля дороги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика