Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Безопасность на дорогах – в ногу со временем | Издательский дом

Безопасность на дорогах – в ногу со временем

 


Начальник ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва – Нижний Новгород ФДА» Максим Голдобин

 

Инновационная деятельность в дорожном хозяйстве имеет высокую социально-экономическую значимость.

 

 

Применение новых технологий, техники, конструкций и материалов способствует существенному улучшению потребительских свойств автомобильных дорог, повышению безопасности дорожного движения, снижению затрат на дорожные работы, увеличению сроков службы автомобильных дорог и инженерных сооружений, снижению отрицательного воздействия на окружающую среду. Именно поэтому особое внимание ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва – Нижний Новгород ФДА» уделяет внедрению инноваций, связанных с безопасностью дорожного движения.

 

 

Километры дорог

 

Сегодня в оперативном управлении находятся свыше 1000 (1049,764 км) км дорог. Из них более трети относятся к дорогам первой технической категории. Управление в качестве заказчика осуществляет строительство, реконструкцию, ремонт, капитальный ремонт и содержание на федеральных дорогах, проходящих по территориям пяти областей: Московской, Владимирской, Ивановской, Костромской и Нижегородской.

 Основной транспортной артерией является трасса М-7 «Волга», протяженностью 711,095 км. Это одна из самых важных автомагистралей страны, обеспечивающая связь российской столицы и центральных районов России с волжской столицей – Нижним Новгородом и культурными центрами Приволжского округа, а посредством других дорог – с промышленными центрами Урала и Западной Сибири.

Кроме того, на праве оперативного управления за учреждением закреплены автомобильные дороги М-7 «Волга», подъезд к г. Иваново; М-7 «Волга», подъезд к г. Владимиру, Р-600 Кострома – Иваново и 1Р-158 Н. Новгород – Саратов.

 

 

Система безопасности

 

Автомобильные дороги, подведомственные Управлению, составляют около 2% от общей протяженности федеральной сети. В поле тяготения трассы М-7 «Волга» проживает свыше 7 млн человек, что составляет 5% от всего населения страны, в связи с чем федеральная дорога Москва – Нижний Новгород является одной из наиболее загруженных в России. Среднесуточная интенсивность движения составляет 86 тысяч автомобилей в сутки, а на головном участке она достигает 100 тысяч. При таком интенсивном движении транспортных потоков и таких нагрузках на дорожное полотно особое значение приобретает использование инновационных технологий не только в строительстве и содержании, но и в обеспечении безопасности движения на автомагистрали. Внедрение программ повышения безопасности на дорогах является одной из основных задач Управления.

 

Сегодня Управлением принята концепция, предусматривающая минимизацию конфликтных точек путем ликвидации левых поворотов и разделения транспортных потоков встречных направлений, а также обеспечение безопасности самой незащищенной категории участников дорожного движения – пешеходов.

Дорожники «держат руку на пульсе» в области развития новых технологий: начиная с 2013 года Управление успешно реализует комплекс мероприятий по внедрению инноваций на федеральной трассе М-7.

 

 

Деятельность ЦУП

 

Для оперативного контроля дорожной ситуации при Управлении создан и успешно функционирует ЦУП (центр управления производством), решающий в оперативном режиме задачу обеспечения бесперебойного и безопасного движения по дорогам федерального значения.

ЦУП собирает из различных источников (ГИБДД, МЧС, участники дорожного движения, сотрудники ФКУ и подрядных организаций, Интернет), обрабатывает и оперативно доводит до заинтересованных лиц информацию о транспортно-эксплуатационном состоянии подведомственной сети автомобильных дорог.

Для решения поставленных задач в оснащение ЦУП входят: телефонная и электронная связь, сеть метеостанций и видеокамер, аппаратно-программный комплекс «Дортранснавигация», сеть пунктов учета интенсивности движения, специализированный метеопрогноз и Интернет.

 

 

«Ваша скорость»

 

Одной из современных технологий, применяемых на трассе М-7, является установка информационных табло «ваша скорость». Данная мера направлена на снижение количеств ДТП с участием пешеходов. В действии она представляет собой комплекс приборов измерения скорости, на которых, по мере приближения автомобиля, загораются цветовые сигналы – «зеленым» показывается допустимая скорость, а «красным» – превышение. Нововведение, выполняя профилактическую функцию, позволяет воздействовать на участников дорожного движения и обеспечивать поддержание безопасного скоростного режима на территории населенных пунктов.

Также на федеральных автодорогах приняты меры по дополнительному визуальному обозначению пешеходных переходов с применением инновационных технологий. Дорожные знаки «Пешеходный переход» заменены на новые, выполненные на флуоресцентной основе желтого цвета. Разметка на пешеходных переходах выполнена в сочетании белого и желтого цветов, что значительно повышает ее зрительное восприятие.

 

Успешно реализуются мероприятия по обустройству нерегулируемых пешеходных переходов современными техническими средствами, что позволяет обеспечить необходимый уровень безопасности и визуализации опасных мест. На подобных участках устанавливают: светофоры типа «Т. 7», которые при помощи светового индикатора привлекают внимание водителей к объектам повышенной опасности, знаки 5.19 «Пешеходный переход» с внутренней светодиодной подсветкой, которая значительно увеличивает его видимость на дороге, а также освещение зоны пешеходного перехода, предупреждающие знаки «Пешеходный переход», которые обладают импульсным индикатором для сигнализации водителю о приближении к пешеходному переходу. В 2014 году 41 пешеходный переход был оборудован инновационными техническими средствами: 11 – в Московской, 19 – во Владимирской, 6 – в Нижегородской, 1 – в Костромской, 1 – в Ярославской областях.

Следует отметить, что с момента установки данных технических средств, с ноября 2014 года, до настоящего времени в сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество наездов на пешеходных переходах, где были применены инновационные технологии, и количество ДТП с участием пешеходов сократилось по разным показателям на 50–70%.

 

 

Инновационная деятельность

 

Среди инноваций можно выделить установку тросового ограждения, оснащенного сигнальными флажками и автономными световыми индикаторами по оси проезжей части, на аварийно опасных участках трассы: конструкция предотвращает выезд автотранспорта на полосу встречного движения и снижает тяжесть ДТП.

Установка тросовых ограждений на км 118 – км 133 автомобильной дороги М-7 «Волга» во Владимирской области с учетом строительства четырех разворотных петель позволила организовать безопасное движение на данном участке дороги, полностью исключить левые повороты в границах населенных пунктов и не допустить встречных столкновений транспортных средств.

Установка 8551 пог. м металлических дорожных ограждений по оси проезжей части позволила исключить выезд транспортных средств на встречную полосу движения, тем самым повысив защищенность участников дорожного движения, и снизить тяжесть последствий ДТП. Наиболее ярким примером является 31 км автодороги М-7 «Волга» в Московской области, где был полностью ликвидирован очаг аварийности. В течение 2013 и 2014 годов в указанном месте зарегистрировано 10 ДТП, в которых 5 человек погибло и 10 получили ранения. С момента установки осевого ограждения не произошло ни одного даже самого мелкого ДТП.

 

Также новым решением является установка делиниаторов и направляющих столбиков по оси проезжей части для разделения транспортных потоков в местах приближения к нерегулируемым пешеходным переходам, а также устройство островков, обеспечивающих дополнительную безопасность пешеходов во время их нахождения на разделительной полосе.

Несмотря на имеющиеся сложности с эксплуатацией данных технических средств, наезды автотранспорта на данные устройства свидетельствуют о предотвращении встречных столкновений и, как следствие, сохранении жизней и здоровья участников дорожного движения. Всего на сети дорог управления установлено 2286 делиниаторов.

 

Если говорить об инновациях, то нельзя обойти стороной и тему применения новых подходов при строительстве дорожных объектов, обеспечивающих безопасность самой незащищенной категории участников дорожного движения – пешеходов. Разумеется, самым эффективным способом обеспечения безопасности является строительство надземных пешеходных переходов. В этом году осуществляется проектирование 13 надземных пешеходных переходов.

Еще одним передовым опытом станет применение быстровозводимых надземных пешеходных переходов. На автомобильной дороге М-7 «Волга» будут установлены металлические временные пешеходные переходы, которые решают проблему обеспечения безопасности дорожного движения пешеходов в период проведения работ и будут выполнять свою дальнейшую функцию до момента строительства капитальных пешеходных переходов. Первый такой переход появится уже в октябре во Владимирской области, где на участке км 145 + 700 до км 149 + 500 федеральной автомагистрали М-7 «Волга», расположенном на подъезде к Лакинску, проводится капитальный ремонт.

 

 Преимущества такого типа переходов в том, что возведение пролетных строений занимает всего сутки, что создает минимум неудобств для автомобилистов. При размещении в населенных пунктах проблема доступности для маломобильных групп населения решается применением лифтовой подъемной платформы, а сборная конструкция и фундамент позволяют после строительства постоянного пешеходного перехода разбирать объект и использовать его повторно в другом месте. Надо сказать, что такой надземный пешеходный переход не уступает в комфорте традиционным: предусмотрено освещение и остекление, позволяющее защитить пешеходов от атмосферных осадков и шума. Срок службы подобных конструкций составляет до 50 лет; количество возможных сборок-разборок – 15.

Комплексное решение вопросов безопасности дорожного движения на федеральных автомобильных дорогах с применением новейших технологий и оборудования – одно из необходимых условий успешного функционирования объектов дорожной инфраструктуры, продиктованное самим временем.

 

Сегодня внедрение и использование инноваций в дорожной отрасли – это неотъемлемая часть работы ФКУ «Упрдор Москва – Нижний Новгород», ведь совершенствование системы содержания и ремонта автомобильных дорог, развитие и внедрение инновационных технологий являются необходимыми условиями для модернизации и развития всего автодорожного хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика