Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Ключевой регион России | Издательский дом
#

Ключевой регион России

 

Министр транспорта РФ Максим Соколов

 

Транспортной стратегией и другими системными документами Минтранса России важная роль в развитии транспортной системы отводится Дальневосточному региону страны.

 

 

 Дальний Восток является одним из ключевых регионов, влияющих на реализацию основных направлений транспортной политики государства, закрепленных в Транспортной стратегии России до 2030 года, например, таких как «создание инфраструктуры единого транспортного пространства, обеспечивающего доступные и безопасные транспортные связи между территориями страны и мира» и «Международная интеграция и продвижение интересов России в сфере транспорта на целевых рынках по всему миру».

Большинство территорий Дальневосточного региона имеет прямой выход к морю. По сути, весь Дальний Восток является «морскими воротами» России, обеспечивая удобные связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В силу своего уникального географического положения Дальний Восток является ключевым связующим звеном транспортной системы России, находящимся на стыке как функционирующих, так и перспективных международных транспортных коридоров, что повышает роль Российской Федерации в формировании транзитных грузо- и пассажиропотоков, связывающих Европу со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока, страны Азии – с Северной Америкой. Это развитие межрегиональных рынков и привлечение дополнительных инвестиций в экономику восточных регионов Российской Федерации. Кроме того, интеграция в систему международных транспортных коридоров создаст также дополнительные возможности для развития российской транспортной системы и дальнейшего совершенствования ее производственной, информационной и технологической инфраструктуры.

 

Интегрированность региона в международные транспортные коридоры, а также мощная развивающаяся промышленная и ресурсно-сырьевая база повышают значимость реализуемых на Дальнем Востоке транспортных проектов. Эти проекты оказывают влияние не только на развитие непосредственно региона, но и на экономику России в целом, дают толчок к развитию связанных отраслей, таких как строительство, машиностроение и другие, создающие новые рабочие места. Для того чтобы подчеркнуть важность Дальневосточного региона как для транспортной системы, так и для экономики России в целом, достаточно сказать, что по его территории проходят маршруты трех международных транспортных коридоров, не считая Северный морской путь. Это активно развивающиеся МТК «Запад – Восток», основой которого являются Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали, «Приморье-1» и «Приморье-2».

 

 

Масштабные проекты

 

Для развития транспортных коридоров и транспортной системы в целом был разработан ряд проектов, о каждом из которых более подробно.

 

БАМ и Транссибирская магистраль

 Наиболее масштабным проектом стал проект реконструкции БАМа и Транссибирской магистрали, играющих ключевую роль в доставке продукции Дальнего Востока, Байкальского региона на российские и рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, развитии транзита экспортно-импортных грузов и международного транзита грузов, прежде всего контейнерных, в сообщении стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы.

Для обеспечения пассажирского движения и пропуска грузовых поездов повышенного веса будет завершено строительство совмещенного мостового перехода через р. Амур и реконструирован тоннель под р. Амуром у города Хабаровска.

Для освоения перспективных внешнеторговых перевозок получат развитие пограничные станции Гродеково и Хасан, с обустройством пунктов пропуска Нижнеленинское – Тунцзян и Благовещенск – Хэйхэ.

Развитие Байкало-Амурской магистрали позволит поддержать перспективные грузопотоки с вновь осваиваемых крупных месторождений минерального сырья и предприятий по их переработке, а также угля в Центральную Россию и на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В соответствии с наращиванием объема грузопотоков пропускная способность Байкало-Амурской магистрали в направлении морских портов Ванино и Советская Гавань будет доведена до 80–100 млн тонн к 2025 году. Частными инвесторами будут построены новые морские перегрузочные комплексы в этих портах.

Важнейшим инвестиционным проектом является модернизация линии Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань (500 км) с реконструкцией участка Оунэ – Высокогорная. Для увеличения пропускной и перерабатывающей способности будет проведена модернизация технических устройств станций Братск, Усть-Илимск, Комсомольск-Сортировочный, Комсомольск-Грузовой, Новый Ургал и Тында. На участках тепловой тяги будет осуществлен переход на электрическую тягу.

 

В октябре 2013 года в рамках Расширенной туманганской инициативы (РТИ) на 14-й сессии Консультативной комиссии РТИ были утверждены два стратегических документа по развитию транспортной инфраструктуры в Расширенном туманганском коридоре:

·                    Региональная транспортная стратегия;

·                    Среднесрочный план действий в сфере транспорта.

 

Указанные документы предусматривают создание транспортного коридора «Суйфэньхэ» и формирование с российской стороны транспортного коридора «Приморье-1»: от границы с Китаем в п. Гродеково (ж/д) и в п. Пограничный (автомобильный) до портов Приморского края (Восточный, Находка, Владивосток) и от границы с Китаем в Забайкальске (ж/д и автомобильный) до соединения с Транссибирским транспортным коридором и автомобильной магистралью Владивосток – Москва.

 

А также Туманганского транспортного коридора – с российской стороны транспортный коридор «Приморье-2»: от границы с Китаем в п. Краскино (авто) и ст. Камышовая (ж/д) до портов Приморского края (Зарубино, Посьет) и от границы с Китаем в п. Соловьевске (ж/д и авто) до соединения с Транссибирским транспортным коридором и автомобильной магистралью Владивосток – Москва.

В настоящее время ОАО «РЖД» реализуется 1-й этап развития Восточного полигона сети ОАО «РЖД» на период 2013–2017 годов (проект «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей», далее – Проект развития Восточного полигона), в который входят мероприятия, направленные на развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры, развитие основных фондов хозяйств, в т.ч. и на направлении МТК «Приморье-1».

На направлении МТК «Приморье-1» на 1-м этапе реализации Проекта развития Восточного полигона планируется развитие четырех предпортовых и припортовых железнодорожных станций, развитие сортировочной станции Уссурийск, реконструкция станции Новонежино и разъезда Красноармейский, также предусмотрены мероприятия по усилению устройств электроснабжения и развитию локомотивного хозяйства. Кроме того, запланировано строительство технологического жилья на станции Смоляниново.

 

На направлении МТК «Приморье-2» в 1-й этап Проекта развития Восточного полигона входит развитие железнодорожной инфраструктуры участка Махалино – Камышовая – Госграница.

В целях реализации проекта международного транспортного коридора «Приморье-1» в 2014 году проводились экспериментальные перевозки контейнерных поездов через ЖДПП Гродеково – Суйфэньхэ в направлении порта «Восточный» и далее – в страны АТР. В настоящий момент перевозка транзитных контейнеров из Китая через ЖДПП Гродеково – Суйфэньхэ осуществляется в постоянном режиме.

В рамках программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» в настоящее время ведется строительство железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск, также с 2017 года нами предполагалось начать строительство второго пускового комплекса от станции Правая Лена до станции Якутский речной порт (левый берег) в Республике Саха (Якутия). Однако в связи со значительным сокращением бюджетного финансирования осуществление данного проекта было отложено и планируется после 2020 года.

Реализация этих мероприятий даст возможность создания в Дальневосточном федеральном округе нового транспортного коридора на основе интермодального транспортного узла в г. Якутске (Республика Саха (Якутия), интегрированного с Северным морским путем внутренними водными путями.

 

Морские ворота России

Говоря о роли Дальнего Востока как морских ворот России, обеспечивающих удобные связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, нельзя не упомянуть о развитии портов Дальнего Востока, играющих важнейшую роль в формировании транзитного грузопотока через территорию России, способствуя превращению географических особенностей нашего государства в его конкурентные преимущества.

Группа Дальневосточных портов уже сегодня является весьма привлекательным узлом для импорта и транзита контейнеризованных грузов. В настоящее время эти порты являются основными узлами, через которые производится импорт товаров стран АТР.

Сегодня Дальневосточные порты России демонстрируют рост объемов перевалки.

 

Совместно с бизнес-сообществом в направлении Восточного полигона реализуется проект развития транспортного узла Восточный – Находка, направленный на модернизацию круглогодично глубоководного морского порта. Развитие за счет средств федерального бюджета необходимой транспортной инфраструктуры: железнодорожной, автомобильной и морской – позволит осуществить строительство новых и развитие существующих портовых мощностей по перевалке угля, а также увеличение мощности существующего контейнерного терминала. Проект позволит обеспечить интеграцию узла Восточный – Находка в международный транспортный коридор «Транссиб». В результате ожидается существенное повышение эффективности системы мультимодальных перевозок экспортно-импортных и транзитных грузов и обеспечение роста грузооборота порта, чем также будет увеличен экспортный и транзитный потенциал Российской Федерации.

Кроме того, в рамках развития транспортного коридора «Приморье-2» предполагается к реализации проект «Большого порта Зарубино». В рамках проекта планируется поэтапное строительство перегрузочных комплексов универсального морского порта в бухте Троицы п.г.т. Зарубино Приморского края грузооборотом до 60 млн тонн грузов в год (транзит, экспорт, импорт), в том числе: зернового (до 33,5 млн тонн в год), контейнерного (до 2,5 млн TEUs в год) и бункеровочного (до 1,5 млн тонн в год) терминалов, а также развитие железной и автомобильной дорог, соединяющих Зарубино и Хуньчунь (Китай).

 

Реализация проектов развития портовой инфраструктуры придаст новый импульс развитию экономических и инвестиционных отношений между Российской Федерацией и странами Азиатско-Тихоокеанского бассейна, позволит расширить экономическое пространство Российской Федерации, создать значительное количество новых рабочих мест на Дальнем Востоке, а также увеличить объем налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации (как в период их строительства, так и во время дальнейшей эксплуатации).

 

Дорожная сеть региона

 Транспорт всегда играл особую роль в социально-экономическом развитии Дальнего Востока. Это связано прежде всего с тем, что регион, с его огромными территориями, неравномерным хозяйственным освоением, разной плотностью населения и мощным промышленным и ресурсно-сырьевым потенциалом, как никакой другой зависит от оптимально налаженной и эффективно действующей транспортной системы.

В области автодорожного строительства приоритетным направлением является формирование опорной магистральной дорожной сети, которая обеспечит надежное сообщение между крупными экономическими районами и населенными пунктами Дальневосточного региона.

Реконструкция автомобильной дороги «Уссури» (Хабаровск – Владивосток) будет способствовать развитию экономики и торговли с пограничными районами Китая, Северной и Южной Кореи, а также с Японией и другими государствами АТР.

 

Будут построены автомобильные дороги «Лена» (Невер – Якутск) и «Колыма» (Якутск – Магадан), а также реконструированы существующие их участки, ограничивающие их пропускную способность. Автодорожная сеть Чукотского автономного округа будет соединена с автомобильной дорогой «Колыма». Все эти мероприятия обеспечат круглогодичную связь северо-востока макрорегиона с дорожной сетью страны.

 

Отдельное внимание необходимо уделить строительству автомобильного мостового перехода через реку Лену в районе г. Якутска, целями которого являются:

·                    достижение круглогодичной поставки и завоза грузов вместо сезонного завоза;

·                    создание условий для эффективной работы транспортной системы Республики Якутия (Саха) за счет формирования Якутского транспортного узла, который соединит автомобильные дороги «Колыма», «Вилюй», «Амга» с железной дорогой Беркакит – Томмот – Якутск и федеральной трассой «Лена»;

·                    формирование перспективного международного транспортного коридора «Европа – Севморпуть – Тикси – Якутск – Благовещенск – Китай – страны АТР».

 

В настоящее время осуществляется презентация проекта инвесторам.

 

В целях обеспечения северного завоза и обеспечения транспортных связей труднодоступных территорий важной задачей является увеличение протяженности внутренних водных путей Сибири и Дальнего Востока с гарантированными габаритами судовых ходов и освещаемой обстановкой.

В 2014 году Правительством Российской Федерации утверждены нормативы на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений и принято решение о поэтапном к 2018 году переходу к стопроцентному финансированию затрат на содержание таких объектов.

На внутреннем водном транспорте будут проведены реконструкция и уточнение состава водных путей, улучшение их эксплуатационных параметров, в том числе увеличение протяженности путей с гарантированными габаритами судовых ходов. Потребуются первоочередное развитие и техническое перевооружение речных портов: Хабаровск, Благовещенск, Поярково, Покровка, Зея, Свободный, Якутск, Осетрово, Олёкминск, Ленск, Зырянка, Черский, Белая Гора и Хандыга, а также развитие инфраструктуры арктических портов Тикси и Зеленый Мыс.

 

Намечено строительство перегрузочных комплексов в устьях рек Лены, Яны, Индигирки и Колымы.

Также планируются мероприятия по модернизации и строительству защитных гидротехнических сооружений на российской части острова Большой Уссурийский и строительству постоянного автомобильного пассажирского пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации.

 

Авиационная подвижность

Размеры региона, а также трудность и капиталоемкость развития системы наземных транспортных коммуникаций определяют необходимость наличия устойчивого авиационного сообщения с ним. Авиационное обеспечение напрямую зависит от безопасного и эффективного функционирования сети аэропортов.

Особое внимание необходимо уделить модернизации инфраструктуры воздушного транспорта, которая на сегодняшний день во многом не соответствует текущим потребностям транспортного процесса. Из 29 аэродромов на территории Дальневосточного федерального округа только три можно отнести к классу «А».

Значительная часть внутренних местных и региональных перевозок осуществляется через аэропорты с малой интенсивностью перевозок, входящие в состав федеральных казенных предприятий (ФКП)и расположенные на территориях Дальневосточного федеральногоокруга.

 

В соответствии с решениями Правительства Российской Федерации на базе 67 аэропортов создано 7 федеральных казенных предприятий, из которых 4 в ДФО: ФКП «Аэропорты Севера», ФКП «Аэропорты Камчатки», ФКП «Аэропорты Чукотки», ФКП «Аэропорты Дальнего Востока». На функционирование аэропортов в 2014 году выделено из федерального бюджета 2,054 млрд рублей (кассовое исполнение составило 100%). Всего средств на ФКП выделено 3,076 млрд рублей, 66,7% приходится на ДФО.

Наиболее востребованной в районах Дальнего Востока стала Программа субсидирования перевозок в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении (осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 года № 1095).

Субсидия предоставляется авиакомпаниям, осуществляющим воздушные перевозки пассажиров регулярными рейсами по утвержденным маршрутам с 1 апреля по 31 октября на ежегодной основе.

Программа распространяется на граждан Российской Федерации в возрасте до 23 лет, граждан Российской Федерации – женщин в возрасте свыше 55 лет и мужчин в возрасте свыше 60 лет, граждан Российской Федерации – инвалидов I группы любого возраста и сопровождающих их лиц, а также лиц, сопровождающих детей-инвалидов.

Минтрансом России подготовлен проект постановления, распространяющий действие программы на инвалидов с детства II и III групп.

Программа реализуется с 2009 года. Количество пассажиров в 2014 году составило более 495 тысяч человек (что почти в 3 раза больше, чем в 2009 году).

Маршрутная сеть Программы увеличена путем включения в нее маршрутов в крупные региональные узловые аэропорты: Екатеринбург и Новосибирск. Данные меры позволили не только высвободить часть затрат федерального бюджета для дальнейшего роста субсидированных перевозок, поскольку субсидированию подлежат более короткие и, соответственно, более дешевые участки маршрута следования пассажиров, но и обеспечили формирование маршрутов из узловых аэропортов в рамках программ субсидирования региональных перевозок, что повысило эффективность программ господдержки, а также обеспечило необходимые условия для развития международных хабов на базе узловых аэропортов.

 

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации в данную программу в 2015 году дополнительно включены 9 новых субсидированных маршрутов на круглогодичной основе для обеспечения доставки воздушным транспортом детей в возрасте до 18 лет (при наличии путевки) во Всероссийский детский центр «Океан», расположенный в г. Владивостоке.

В 2015 году Росавиацией были заключены договоры о предоставлении субсидий с 11 авиаперевозчиками: ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии», ОАО «Авиакомпания «Сибирь», ОАО «Авиакомпания «Якутия», ЗАО Авиакомпания «Алроса», ОАО «Авиакомпания «Таймыр», ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», ООО «Авиакомпания «Вим-Авиа», ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии», ЗАО «Авиакомпания «ИрАэро», ОАО «Оренбургские авиалинии». Перевозки планируются по 44 маршрутам.

В целях развития региональных воздушных перевозок, в том числе в Дальневосточном федеральном округе, реализуется Программа субсидирования региональных воздушных перевозок на территории Российской Федерации и формирования региональной маршрутной сети Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 года № 1242).

По Программе субсидия предоставляется авиакомпаниям, осуществляющим воздушные перевозки пассажиров регулярными рейсами по утвержденным маршрутам с 1 января по 31 декабря на ежегодной основе.

Если в 2014 году в рамках данной программы в Дальневосточном федеральном округе полеты осуществлялись по 12 субсидированным маршрутам, по которым перевезено 64 тысячи пассажиров на сумму субсидии 595,2 млн рублей, что составляет 16,6% общего объема финансирования программы, то в 2015 году выполняются (или планируются к выполнению) 17 маршрутов. Сумма субсидий, предусмотренная на эти маршруты в 2015 году, составляет 1,4 млрд рублей, или 40% от объема финансирования программы (всего – 3,58 млрд рублей).

Кроме того, согласно антикризисному плану Правительства Российской Федерации предусмотрено увеличение на 650 млн рублей субсидирования организаций транспорта, осуществляющих региональные воздушные перевозки пассажиров на территории Российской Федерации, в целях сохранения полетов по безальтернативным маршрутам в населенные пункты, где авиационный транспорт является единственным круглогодичным видом транспорта.

 

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06 июня 2015 года № 556 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидии из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации» Федеральному агентству воздушного транспорта были направлены дополнительные бюджетные ассигнования в размере 650 млн рублей на осуществление региональных воздушных перевозок.

Из 650 млн рублей дополнительных бюджетных ассигнований было распределено 226,6 млн рублей на девять дополнительных маршрутов Дальневосточного федерального округа, два из которых являются софинансируемыми маршрутами Чукотским автономным округом.

 

 

Подводя итоги

 

На развитие Дальневосточного региона в текущем году выделено на 26,8% больше бюджетных ассигнований, чем в 2014 году.Также в 2015 году из средств федерального бюджета субсидируется 69 маршрутов Дальневосточного федерального округа на сумму 5,33 млрд рублей.

В 2011 году Минтрансом России было принято решение о снятии ограничений на полеты иностранных авиакомпаний в международный аэропорт Владивостока, включая полеты по 5-й свободе воздуха между Владивостоком и пунктами на территории третьих стран. Авиационные власти Китая, Гонконга, Японии, Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда, Республики Корея, Индии, США, Германии и Франции получили соответствующие официальные уведомления по дипломатическим каналам.

Однако данные меры не позволили в значительной степени привлечь дополнительных иностранных перевозчиков выполнять полеты в аэропорт Владивосток. На сегодняшний день только две южнокорейские авиакомпании, одна китайская и одна северокорейская авиакомпании выполняют регулярные полеты во Владивосток, используя права режима «открытого неба».

 

В отношении пассажирского круизного сообщения на Дальнем Востоке необходимо отметить следующее:

1.            На развитие пассажирского, в том числе круизного сообщения направлена реализация мероприятия по проектированию и строительству морского вокзала в г. Петропавловске-Камчатском, включенного в федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года». Комплексным планом по развитию Северного морского пути предусмотрена реконструкция объектов инфраструктуры морского порта Петропавловск-Камчатский со сроком завершения работ в 2019 году.

2.            На поддержку развития флота, в том числе круизного, направлена реализация постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2008 года № 383, в соответствии с которым предоставлялись субсидии российским транспортным компаниям и пароходствам на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2009–2014 годах на закупку гражданских судов, а также на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным в 2008–2014 годах с российскими лизинговыми компаниями на приобретение гражданских судов.

В настоящее время Минтранс России прорабатывает возможность их пролонгации на 2015–2018 годы.

Реализация данного мероприятия позволит провести обновление транспортного флота, повысив его конкурентоспособность, создать условия для развития отрасли, а также судостроительным предприятиям осуществить модернизацию основного производственного фонда, ликвидировать технологическое отставание, завершить локализацию производств и обеспечить импортозамещение в сфере водного транспорта.

 

В настоящее время продолжается развитие Северного морского пути. На его акватории действуют восемь линейных ледоколов, из которых четыре атомных ледокола: «50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр» и «Вайгач» – и четыре дизель-электрических ледокола: «Адмирал Макаров», «Красин», «Капитан Хлебников» и «Капитан Драницын». Также в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» предусмотрено строительство четырех линейных дизель-электрических ледоколов (один мощностью 25 МВт и три ледокола мощностью по 16 МВт).

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика