Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Дороги Крыма: развитие и перспективы | Издательский дом
#

Дороги Крыма: развитие и перспективы

 

Начальник ГКУ РК «Служба автомобильных дорог РК» Василий Савченко

 

О результатах работы службы автомобильных дорог и перспективных направлениях развития сети автомобильных дорог общего пользования в Республике Крым журналу «Транспортная стратегия – XXIвек» рассказал начальник ГКУ РК «Служба автомобильных дорог РК» Василий Савченко

 

 

Сеть автомобильных дорог общего и необщего пользования Республики Крым составляет 6182,26 км, в том числе региональных общего пользования 1685,2 км; межмуниципальных 4416,6 км; необщего пользования региональных 80,46 км; 347 мостов и путепроводов общей протяженностью 8308 пог. м, водопропускных труб 4923 шт. общей протяженностью 74 000 пог. м. По данным проведенной в 2014 году первичной диагностики автомобильных дорог, 85% автомобильных дорог не соответствует нормативным значениям по показателям прочности дорожной одежды, 79% автомобильных дорог не соответствует нормативным значениям по показателю ровности дорожного покрытия, 53% автомобильных дорог не соответствует нормативным значениям по показателю сцепных свойств дорожного покрытия. По результатам экспертных оценок технического состояния искусственных сооружений выявлена следующая градация по техническому состоянию:

·         сооружения в хорошем состоянии – 2%,

·         сооружения в удовлетворительном состоянии – 34%,

·         сооружения в неудовлетворительном состоянии – 56%,

·         сооружения в предаварийном состоянии – 7%,

·         сооружения в аварийном состоянии – 1%.

 

Дорожная сеть Республики Крым запроектирована и построена в 40–50–е годы XX века и не была рассчитана на современные нагрузки, возросшую интенсивность дорожного движения и многократное увеличение грузоподъемности транспортных средств (в настоящее время автомобильными дорогами передвигаются большегрузные автомобили весом до 50–60 тонн). Все автомобильные дороги имеют твердое покрытие. Значительная часть автомобильных дорог пролегает в горной местности, имеет усложненные условия эксплуатационного содержания и выполнения работ, учитывая сложность горных перевалов, оползневые процессы, селевые выносы, падение скальных обломков.

 

Курортно-рекреационная отрасль является ведущей для Республики Крым. Уникальная природа, география, климатические условия, большое количество исторических памятников, которые известные далеко за пределами России, привлекают миллионы туристов и отдыхающих. Во время курортного сезона население Крыма увеличивается втрое, резко возрастает интенсивность дорожного движения на основных транспортных коридорах Крыма, а именно Харьков – Симферополь – Алушта – Ялта, Херсон – Джанкой – Феодосия – Керчь, Красноперекопск – Симферополь, объездная города Симферополя, Симферополь – Феодосия – Керчь, Симферополь – Бахчисарай – Севастополь, Ялта – Севастополь, Алушта – Судак – Феодосия. На подходах к Симферополю в летний период суточная интенсивность дорожного движения достигает 42,3 тысячи авт./сут., в районе города Ялты – 38,8 тысячи авт./сут., Алушты – 23,6 тысячи авт./сут., в районе города Феодосии – 28,5 тысячи авт./сут., на подходах к городу Бахчисараю – 24,0 тысячи авт./сут., к городу Евпатории – 22,8 тысячи авт./сут.

 

Согласно Государственным строительным нормам России, межремонтные сроки для капитального ремонта составляют 12–18 лет, далее асфальтобетон разрушается прогрессирующими темпами, особенно в условиях чрезмерной загруженности автотранспортом. Для текущего ремонта, который осуществляется с целью восстановления эксплуатационных характеристик покрытия, этот период составляет в среднем 5–7 лет. В условиях недостаточного выделения средств из государственного бюджета Украины на настоящий момент пропущено по 2–3 межремонтных срока по большинству автомобильных дорог Крыма.

 

Несмотря на трудности, Службе удается улучшать ситуацию с обеспечением безопасности дорожного движения.

Однако начиная с 2014 года Служба автомобильных дорог в РК осуществляет комплексную программу развития автомобильных дорог общего пользования, в том числе выполняет систему мероприятий по обнаружению мест концентрации ДТП и их устранению, что позволяет снижать аварийность на особо опасных участках автомобильных дорог.

В результате правильно выбранной стратегиипо ключевым направлениям развития сети автомобильных дорог в РК и последовательной реализации ее мероприятий значительно снизилось количество аварий, сопутствующими условиями которых были недостатки в эксплуатационном содержании автомобильных дорог.

Опережающими темпами снижается количество мест концентрации ДТП и аварийно опасных участков.

В летний период интенсивность движения на автомобильных дорогах в пределах курортной зоны и на туристических маршрутах вырастает в 2–3 раза. Поэтому безопасность дорожного движения является приоритетом.

Работы осуществляются, наряду с уже хорошо зарекомендовавшими себя технологиями, с применением новых материалов, техники и технологий.

С целью обеспечения безопасности дорожного движения в 2014 году устанавливаются дорожные знаки с использованием алмазной пленки 5-го поколения, в том числе знаки в обрамлении желтого цвета по Европейским стандартам, что позволяет обеспечить безопасность дорожного движения в условиях недостаточной видимости.

Мировая практика показывает, что инвестиции в развитие автомобильных дорог всегда были рычагом вывода экономики из кризиса, а также создания дальнейших предпосылок для долгосрочного ее развития. Строительство дорог создает новые рабочие места не только в дорожной отрасли, но и в смежных отраслях экономики вследствие значительного мультипликативного эффекта, который равняется 12:1, то есть при нормальной работе дорожной отрасли обеспечивается работа еще 12 смежных отраслей (ТЭК, добывающая промышленность, машиностроение, грузоперевозки и прочие сектора).

 

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

 

Крым – ведущий регион России в сфере туризма, на его территории сосредоточено свыше 40% всех санаторно-курортных учреждений. Уже сейчас во время курортного сезона полуостров посещает около 6 млн человек. Опыт проведения массовых мероприятий международного уровня в России (Олимпиада 1980 года, чемпионаты мира по видам спорта, международные форумы, саммиты) показывает, что во время значимых международных событий повышается количество туристов и отдыхающих, стремительно возрастает интенсивность движения по основным автомобильным магистралям Крыма.

Имеющиеся пункты пропуска через государственную границу в международном аэропорту Симферополь, порты в городах Севастополе, Феодосии, Керчи, Ялте, паромная переправа через Керченский пролив, а также развитая сеть автомобильных дорог по направлениям создают условия для полноценного участия Республики Крым в обслуживании транспортных потребностей участников и посетителей Крыма. Во время событий можно ожидать массовое прибытие в Крым международных делегаций, туристов, отдыхающих, автотуристов – иностранных подданных на собственных автомобилях и т.п. При этом автомобильный транспорт как автономное средство передвижения будет доминирующим.

 

Ключевые направления развития дорожной сети Автономной Республики Крым определены на основе анализа тенденций движения грузо- и пассажиропотоков автомобильными дорогами, перспектив развития территории полуострова, направлений развития сети автомобильных дорог общего пользования, определенных Федеральной целевой программой № 790. Служба автомобильных дорог осуществляет комплексный и системный подход к развитию сети автомобильных дорог, были выделены ключевые направления, и с 2014 года осуществляются работы по капитальному ремонту (с применением ресурсосберегающих технологий), реконструкции автомобильных дорог международного значения по нормам І технической категории, нового строительства обхода Симферополя (с применением передовых для Крыма инженерных конструкций и технологий), осуществляются противооползневые мероприятия методом экологически безопасного сухого вращательного бурения.

Хотя указанные мероприятия приносят заметный положительный эффект, необходимо выделения значительных средств на дальнейшее развитие сети автомобильных дорог. Исходя из этого, Служба автомобильных дорог Республики Крым заинтересована в привлечении частных инвестиций в развитие сети автомобильных дорог общего пользования.

 

 

Симферополь – Феодосия – Керчь

 

 Протяженность данного маршрута составляет 214 км без учета коммунальных зон обслуживания, 19 мостов протяженностью 227 пог. м; 169 труб протяженностью 3540 пог. м. По данным диагностики, все мосты находятся в удовлетворительном состоянии.

Маршрут Симферополь – Феодосия – Керчь (см. карту) строился в 50-е годы прошлого столетия по существующим на то время строительным нормам, которые не могли учесть современных нагрузок на дорожное полотно. За последние два десятилетия в разы увеличилась как интенсивность автомобильного движения, так и грузоподъемность транспортных средств. Современные грузовые автомобили имеют грузоподъемность до 50–60 тонн. Во время курортного сезона на отдельных участках автодороги среднесуточная интенсивность транспортного потока достигает 31 800 автомобилей. Таким образом, современные нагрузки на автомобильную дорогу в разы превышают ее технические характеристики и категорийность, что приводит к катастрофическому разрушению покрытия.

На это время направление Симферополь – Феодосия – Керчь находится в аварийном состоянии. Дорожное покрытие деформировано, распространены колейность, наплывы, трещины, просадки. Автомобильная дорога Симферополь – Феодосия – Керчь срочно нуждается в капитальном ремонте.

Ремонт автомобильной дороги Симферополь – Феодосия – Керчь предусмотрен планом работ на 2015 год.

 

 

Реконструкция автомобильной дороги Харьков – Симферополь – Алушта – Ялта (на участке км 525 + 860 – км 651 + 960 до города Симферополя)

 

Основной автотранспортной магистралью, которая соединяет южное, западное побережья Крыма, порты Керчь, Феодосия, Ялта, Севастополь и город Симферополь с южными и восточными регионами Украины, городами Донецком, Днепропетровском, Харьковом и далее с выходом на большие города и столицу Российской Федерации, является автомобильная дорога Харьков – Симферополь – Алушта – Ялта (см. карту). Автомобильная дорога имеет большое значение для курортно-рекреационной сферы региона. Большой наплыв автотуристов, колонны из автобусов, которые перевозят на отдых детей к южному побережью, ставят высокие требования к повышенной пропускной способности транспортного коридора, достойному сервису на маршруте и надежной организации безопасности движения на а/д Харьков – Симферополь – Алушта – Ялта. Уже сейчас во время курортного сезона интенсивность движения увеличивается до 32 000 автомобилей в сутки, а на отдельных участках – до 48 000 автомобилей в сутки. В 2015 году можно ожидать приток отдыхающих и существенное повышение интенсивности движения автомобильного транспорта на маршруте Харьков – Симферополь.

 

Автодорога имеет II категорию и, учитывая современную интенсивность дорожного движения, не соответствует потребности в пропускной способности и безопасности. Остро стоит вопрос в проведении реконструкции дороги с переводом ее в I категорию.

Развитие автомобильной дороги Харьков – Симферополь предусмотрено Федеральной целевой программой № 790.

 

 

Противооползневые мероприятия на автомобильных дорогах общего пользования

 

На территории Республики Крым сосредоточено свыше 40% всех санаторно-курортных учреждений России, из них 90% сконцентрировано на узкой трехкилометровой прибрежной полосе у моря. Главную угрозу для транспортного сообщения и жизнеобеспечения этого района представляют оползневые процессы. Служба автомобильных дорог в Республике Крым вместе с Ялтинской инженерно-геологической и гидрологической партией Государственной геологической службы и Министерством транспорта РК ведет непрерывный мониторинг оползневых участков, составлен кадастр оползней, которые разрушают автомобильные дороги.

В Крыму наблюдается более 1576 оползней, из них 250 кадастровые, которые разрушают автомобильные дороги, 79 оползней являются наиболее активными (см. табл.). Общая длина участков дорог, которые проходят по телу оползней, составляет 37,2 км. Наиболее поражены оползнями участки автомобильных дорог Симферополь – Ялта и Ялта – Севастополь, на которые приходится 70% всех дорожных оползней Крыма. На начало 2015 года общая линейная пораженность указанных дорог составляет 15,1%, на 1 км автомобильной дороги в среднем приходится 1,5 оползня.

 

 

Оползневые процессы на автомобильных дорогах южного побережья

Автономной Республики Крым

Показатели

ед. изм.

Маршруты

Симферополь –Ялта – Севастополь

Гончарное – Ялта

Бахчисарай – Ялта

Алушта – Судак –Феодосия

Протяженность

км

160

53

70

120

Количество оползней

шт.

170

16

19

27

В том числе активных

шт.

56

7

7

9

Протяженность дорог по телу оползней

Км

22,4

4,0

2,8

8,0

Пораженность оползнями

%

14,0

7,5

4,0

6,7

 

 

Активизация оползневых процессов представляет значительную угрозу безопасности дорожного движения и непрерывности транспортного сообщения с курортными районами полуострова.

Проблема оползней вызывает резонанс в средствах массовой информации, наносит значительный ущерб экономике региона, отпугивает инвесторов, служит причиной многочисленных неудобств для отдыхающих и местных жителей. С целью ликвидации последствий оползней привлекаются подразделения МЧС, Российская Федерация вынуждена отдельным постановлением выделять средства из резервного фонда государственного бюджета.

 

Перспективы развития оползневых процессов в ближайшие годы угрожающие. Исследования показывают, что с 2015 года начинается эпоха роста активности оползневых процессов ІX цикла с максимумом массовой активности в 2015–2016 годах, когда в пределах автомобильных дорог в активном состоянии будет около 70% оползней; 5–10% оползневых участков покажут интенсивную и катастрофическую активность.

Данная ситуация обязывает Службу автомобильных дорог принимать экстренные меры по инженерной защите автомобильных дорог на оползневых участках. По результатам обследования выполнено технико-экономическое обоснование по инженерной защите автодорог от действия оползневых процессов. По предварительным данным, организация инженерной защиты этих объектов от влияния оползней оценивается в сумме 9 млрд рублей.

Службой автомобильных дорог в Республике Крым разработан проект Программы работ по инженерной защите автодорог от оползней на период 2015–2016 годов с привлечением научно-исследовательских и проектных институтов, применением современных строительных материалов и новых технологий. Противооползневые мероприятия на автомобильных дорогах Крыма включены в план работ на 2015 год.

 

Каждый оползень имеет свои особенности и нуждается в индивидуальном подходе. Ликвидация оползня – продолжительный процесс, занимает в среднем от 6 до 10 месяцев. Для закрепления каждого оползневого участка разрабатывается комплекс мероприятий.

Выполнение работ по инженерной защите автомобильных дорог позволило предупредить оползневые процессы, в 2014 годах случаев прерывания дорожного сообщения вследствие оползней не наблюдалось. Особенности расположения и геологического строения Южного берега Крыма определяют сложности в борьбе с оползневыми явлениями, ведь отсутствует возможность строительства дорог в обход оползневых участков. Опыт показывает, что предупреждать оползневые явления намного дешевле, чем бороться с их следствиями, ведь это приводит не только к значительным затратам по факту, но к потерям в экономике вследствие прерывания транспортного сообщения для целых районов. Для курортных районов Крыма автомобильные дороги являются единственным и наиболее удобным средством сообщения.

Ежегодная потребность в финансировании противооползневых мероприятий составляет 1,5 млрд рублей.

 

 

Реконструкция туристических маршрутов

 

Участок автомобильной дороги Харьков – Симферополь – Алушта – Ялта км 662 + 750 – км 734 + 300, автомобильная дорога Ялта – Севастополь и Симферополь – Бахчисарай – Севастополь являются туристическими маршрутами, проходят большей частью в пределах населенных пунктах в густонаселенном районе Южного берега. Дороги проходят по сложным горным участкам, которые находятся под воздействием оползневых процессов. Автомобильные дороги имеют 2-ю и 3-ю техническую категорию, и, учитывая имеющуюся интенсивность движения (в районе г. Алушты в летний период интенсивность движения достигает 38,8 тысячи авт./сут., в районе г. Ялты – 59,2 тысячи авт./сут.), необходимо проведение реконструкции данных автомобильных дорог с расширением проезжей части по нормам І технической категории. Также необходимо осуществление мероприятий по организации безопасности дорожного движения: устройство пешеходных переходов (в том числе надземных и подземных), устройство освещения, пешеходных дорожек, ограждения, строительство противоаварийных съездов, подпорных стен, другие работы.

 

Автомобильная дорога регионального значения Р-29 Алушта – Судак – Феодосия на юго-востоке Крыма между городами Алуштой – Судаком – Феодосией протяженностью 120,6 км. Очень извилистое двухполосное асфальтированное шоссе, соединяющее населенные пункты Солнечногорск, Рыбачье и Морское юго-западного берега, имеет два ответвления: шоссе Приветное – Белогорск и Судак – Грушевка. Автомобильная дорога делится на три категории дороги:

– II категория дороги – 8,0 км протяженность,

– III категория дороги – 104,6 км протяженность,

– IV категория дороги – 8,0 км протяженность.

По состоянию на сегодняшний день автомобильная дорога не соответствует нормам категорий.

 

 

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

Состояние крымских дорожных артерий вызывает глубокую озабоченность. Хроническое недофинансирование дорожной отрасли Крыма за последние 20 лет привело к плачевному состоянию всей дорожной инфраструктуры, и низкий поклон тем дорожникам, которые в сложившейся ситуации смогли сохранить пропускные транспортные характеристики автомобильных дорог полуострова.

Итак, состояние дорог, как мы отметили, оставляет желать лучшего. За последние 20 лет постоянно нарушались все регламентные межремонтные сроки. Текущие ремонты и содержание дорог осуществлялись по остаточному принципу. В настоящее время основная часть дорог нуждается в капитальном ремонте либо реконструкции. Но встает риторический вопрос: как охватить ремонтами все 6200 км? Ведь стоимость капитального ремонта на отдельных участках может достигать 50 млн рублей за 1 км дороги. Под новые транспортные нагрузки требуется привести в нормативное состояние подстилающие грунты оснований. Заменить слабые и пучинистые грунты. Полностью переделать земляное полотно, заменить слои дорожной одежды на дренирующие материалы, предусмотреть мероприятия по недопущению капиллярного поднятия влаги, нормативное отведение из насыпей дождевых вод, восприятие современных нагрузок от транспорта. Соответственно необходимо постелить современное асфальтобетонное покрытие. В такой ситуации может оказать неоспоримую помощь применение новых технологий. Одной из этих технологий является российская технология стабилизации грунтов, которая используется при строительстве дорог разных категорий, при сохранении всех эксплуатационных характеристик по сравнению со стандартной технологией. Применение данной технологии позволяет экономить до 35% средств относительно обычных методов строительства.

 

Стабилизатор, применяемый при строительстве, является экологически чистым материалом, на него имеются вся необходимая документация и сертификаты. Строительным материалом становится практически любой грунт, находящийся под ногами (глина, суглинки, чернозем, солончаки, бархатный песок и т.д.).

В чем преимущество стабилизации? При внесении стабилизатора в грунт начинают формироваться длинные цепочки, которые «оплетают» все элементы. Эти цепочки прочные и гибкие. По всей протяженности дороги получается водонепроницаемая монолитная плита, которая за счет этих цепочек обладает не только прочностью, но и гибкостью. Полученная плита может являться основанием для асфальтобетонного покрытия, а также оставаться основным конструктивным элементом, по которому возможно осуществлять движение автотранспорта согласно дороге четвертой категории. При применении данной технологии не возникает необходимости 100%-ной замены грунтов основания и земляного полотна, что позволяет облегчить необходимость вывоза слабых грунтов и завозки новых инертных материалов. Данная технология прошла согласование на техническом совете ГУП РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» и проходит проверку в профильных проектных институтах.

 

 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ

 

1. Финансирования предусмотреноФедеральной целевой программой № 790. Мощности строительных и проектных организаций России, в том числе и Республики Крым, позволяют выполнять весь объем работ в соответствии с действующими нормативами и по стратегическим направлениям развития сети автомобильных дорог общего пользования. График выполнения работ зависит от объемов выделенного финансирования.

2. Резервирование земельных участков (перевод в земли запаса) под приоритетные направления развития автомобильных дорог общего пользования со следующим их отводом Службе автомобильных дорог в Республике Крым. Это позволит не отвлекать средства государственного бюджета на выкуп земельных участков, реализовывать проекты за средства международных финансовых организаций и концессионные проекты, так как основным условием их реализации является наличие земельного отвода.

4. Переоформление государственных актов на право постоянного пользования земельными участками под автомобильными дорогами общего пользования, которые уже находятся на балансе Службы и по которым в наличии государственные акты и технические отчеты с советских времен. По прогнозным подсчетам, для переоформления государственных актов на землю на все автомобильные дороги общего пользования, которые находятся на балансе Службы автомобильных дорог в Крыму – 6182,26 км, – нужна сумма около 200 млн рублей. Это значительные и неоправданные затраты. Целесообразным является разработка упрощенного порядка переоформления земельных участков под существующими автомобильными дорогами общего пользования на основе существующих государственных актов и технических отчетов, данные о которых занесены в региональные земельные кадастры.

 

 

План мероприятий по капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Крым на 2015 год

 

ВСЕГО – 3 135 400,0 тысяч рублей

КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ – 495 915,88 тысяч рублей

РЕМОНТ – 1 651 784,12 тысяч рублей

СОДЕРЖАНИЕ – 987 700,0 тысяч рублей

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика