Новые подходы к подготовке кадров
Старший методист Московского областного профессионального колледжа инновационных технологий Виктор Митронин
Международный эксперт WSRпо компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей», преподаватель колледжа Андрей Жигульский
С 11 по 14 августа 2015 года в г. Сан-Паулу (Бразилия) проходил чемпионат мира по рабочим специальностям WorldSkillsInternational*, объединивший на площади более 220 000 м2 1264 участника (студентов и выпускников колледжей в возрасте от 18 до 23 лет) и 1176 экспертов из 60 стран мира по 50 рабочим профессиям: от кондитерского искусства до ремонта двигателей самолетов.
Россию на международном чемпионате представляли участники и эксперты по 30 профессиям. По компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» нашу страну представлял студент Загртдинов Равиль (Республика Татарстан). Подготовку Равиля к соревнованиям проводил международный эксперт Жигульский Андрей Александрович – преподаватель Московского областного профессионального колледжа инновационных технологий (Щёлковский район).
Конкурсанты должны были справиться с заданиями по пяти модулям на автомобилях разных марок: · диагностика двигателя (FordFusion); · подвеска, рулевое управление, тормоза (ToyotaCorolla); · электрооборудование (VWTiguan); · двигатель; механическая часть (PSA); · коробка перемены передач; механическая часть (VWPolo).
Все рабочие места были оснащены современным инструментом и диагностическим оборудованием, представленным компаниями BOSCHи FLUKE. Задания состояли из двух частей. В первой части необходимо было выполнить работы по указанию эксперта, во второй – найти и устранить неисправности, введенные заранее в модули. Выполнение модульных заданий оценивали международные эксперты стран – участниц движения WS. Представитель России в этой номинации занял 30-е место из 41. По 500-балльной шкале набрал 479 баллов. Основными причинами неудачного выступления нашего конкурсанта явились недостаточное количество учебного времени на освоение компетенций в части проведения сборочно-разборочных работ, обнаружения неисправностей на автомобилях, представленных на чемпионате. Очень сильно подводила психологическая подготовка конкурсанта к работе в сложных конкурсных условиях, а также неудовлетворительное знание английского языка. Следует отметить, что представители других стран начинают подготовку своих конкурсантов к соревнованиям за два-три года до чемпионата, в то время как у нас на это было отведено несколько месяцев.
С целью устранения этих недостатков, по заданию Министерства образования и науки РФ, мы приступили к разработке основной профессиональной образовательной программы к ФГОС 3+ по специальности «ТО и ремонт автомобильного транспорта» с учетом опыта участия в чемпионатах WS. Кроме этого, так как на базе нашего колледжа создан специализированный центр подготовки национальной сборной по компетенции «ремонт и обслуживание легковых автомобилей», ведется разработка программы подготовки сборной к мировым чемпионатам. Для улучшения практической подготовки обучающихся по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» в колледжепроводится значительная работа по совершенствованию учебно-материальной базы. Создана лаборатория по ТО и ремонту, оснащенная самым современным оборудованием для диагностики и ремонта, а также всем необходимым инструментарием для проведения полного спектра ремонтных работ. Каждое рабочее место студента оборудовано компьютером с выходом в Интернет для возможности пользования руководствами по ремонту автомобиля. Лаборатория соответствует современным требованиям, предъявляемым к сервисным центрам. Созданы все условия для того, чтобы студент с первых часов прохождения лабораторно-практических занятий чувствовал себя в производственной среде, максимально приближенной к реальной. Важным элементом такого погружения в процесс является создание на базе колледжа аккредитованной линии технического контроля, где студенты под наблюдением аккредитованного специалиста проводят технический осмотр автомобилей колледжа и всех желающих автовладельцев, с последующей выдачей соответствующего документа.
Своим опытом педагогический коллектив колледжа делится посредством проведения семинаров, конференций, олимпиад и конкурсов профмастерства, а также создания учебников и методических пособий по автоделу в течение многих лет. Только за 2014–2015 годы издательством «Академия» было выпущено три учебных пособия по данной специальности.
Бразильский опыт
Интересен опыт Бразилии, занявшей 1-е командное место в чемпионате WSI2015 года. Основным организатором чемпионата был назначен Национальный центр профессиональной подготовки Senai. Этот центр объединяет 90 образовательных учреждений Бразилии и имеет в своем составе завод по производству мобильных учебных лабораторий. Наши делегаты, посетившие головное отделение центра в г. Сан-Паулу, увидели одну из главных составляющих успеха бразильской сборной – это великолепная современная база. Поразило техническое и методическое оснащение центра, в том числе лабораторий и мастерских по обслуживанию и ремонту автомобилей, где установлены агрегаты и составные части современных марок автомобилей. Как выяснилось, диагностическое оборудование центр закупает по лизингу, который позволяет в отличие от целевой закупки оборудования производить смену устаревшей техники вместо 10–15 лет эксплуатации за 3–5 лет. В то время как современные автомобили и агрегаты для тренировок предоставляют дилерские центры. На наш взгляд, основными векторами развития профессионального образования в нашей стране должно стать решение вопроса о возможности покупки по лизингу или других льготных условиях приобретения машин и оборудования для образовательных организаций, а также более тесное сотрудничество с дилерскими и сервисными центрами. Ведь без участия дилерских центров в процессе подготовки специалистов невозможно поднять подготовку студентов на должный уровень. Это и ознакомительные экскурсии для студентов, и оформление студентов на обучение по целевым договорам, и включение центров в дуальную систему обучения, а также предоставление студентам возможности на практических занятиях пользоваться руководствами по ремонту, используемых в сервисных центрах.
Вколледжеуделяетсяособоевниманиеобучениюпедагогическихработниковсовременным, передовыми инновационным технологиямвведущихРоссийскихимировыхучебныхцентрах. Сцелью повышения квалификации педагогических кадров других профессиональных организаций, Ресурсный центр колледжа, на базе своих современно-оборудованных лабораторий проводит обучение по программам «Современные методы технического обслуживания и ремонта автомобилей», «Работаналинииинструментальногоконтролятранспортныхсредств», «Электрооборудованиеидиагностикасистемуправлениядвигателем». Всвязистем, чтовдругихобразовательныхорганизацияхнетоборудования, собранноговлабораторияхРесурсногоцентра, разрабатываются программы сетевого обучения для того, чтобы студенты других колледжей могли пройти практическое обучение на уникальном оборудовании, подруководствоммеждународногоэкспертаWorldskills. Для комфортного проживания студентов и преподавателей в общежитии колледжа были подготовлены удобные гостевые комнаты квартирного типа готовые принять до 25 человек.
* WORLDSKILLS INTERNATIONAL(WSI) –это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом. Существует с 1946 года. Россия присоединилась к международному движению 17 мая 2012 года.
|
|
|