Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Комплексное развитие транспортной инфраструктуры Забайкальского края и роль транспортного комплекса в развитии региона | Издательский дом

Комплексное развитие транспортной инфраструктуры Забайкальского края и роль транспортного комплекса в развитии региона

 


Заместитель министра территориального развития Забайкальского края Дмитрий Палкин

 

Главной задачей в сфере функционирования и развития транспортной отрасли Забайкальского края является создание условий для экономического роста, повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения через обеспечение доступа к безопасным и качественным транспортным услугам.

 

 

Транспортный комплекс Забайкальского края включает железнодорожный, автомобильный, воздушный и водный виды транспорта и непосредственно деятельность органов государственной власти, связанную с организацией обслуживания населения всеми видами транспорта, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории региона, регулируется Законом Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 312-ЗЗК «Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах пригородного и межмуниципального сообщения на территории Забайкальского края», государственной программой Забайкальского края «Развитие транспортной системы Забайкальского края», утвержденной постановлением правительства Забайкальского края от 29 мая 2014 года № 315.

 

Необходимо отметить, что пассажирский транспорт общего пользования является важнейшей составной частью социальной и транспортной инфраструктуры Забайкальского края. Его устойчивое функционирование является одним из показателей качества жизни населения.

Перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом в Забайкальском крае осуществляют свыше 3600 предприятий различных форм собственности и индивидуальных предпринимателей. В перевозочном процессе задействовано около 13 000 единиц подвижного состава.

 

Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.

Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012 года № 280, введен правовой механизм лицензирования. Целью регулирования являлось упорядочение рынка автотранспортных услуг, обеспечение безопасности перевозочного процесса.

 

Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в рамках действующего законодательства, применимы только в отношении лиц, получивших официальное разрешение (лицензии) на осуществление данного вида деятельности. Однако по ряду причин значительное большинство перевозчиков осуществляют регулярные перевозки по заказам, т.е. предпочитают теневой сектор как наиболее экономически благоприятный. В связи с этим в настоящее время произошло резкое увеличение объемов перевозок пассажиров автомобильным транспортом по заказам.

 

В соответствии с Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, перевозки пассажиров по заказу – это разовые перевозки пассажиров на экскурсии и т.п., фактически эти перевозки являются регулярными. Пассажирские перевозки по заказам осуществляются на основании уведомления о начале осуществления деятельности. Регулярные пассажирские перевозки могут осуществляться только на основании лицензии.

 

По этой причине для эффективного противодействия возможным действиям террористов, а также в целях координации и совершенствования работы по выявлению и устранению причин и действий, способствующих подготовке и реализации террористических акций, их выявлению и пресечению необходимо внести изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования перевозок пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом в целях лицензирования этого вида деятельности.

 

 

Водный транспорт

 

В муниципальном районе «Сретенский район» Забайкальского края транспортное обслуживание населения и связь с районным центром, с 15 поселениями осуществляется по р. Шилка единственным видом транспорта – речным.

Пассажирские перевозки осуществляет предприятие речного транспорта ООО «Пристань», которое имеет в наличии два пассажирских теплохода типа «Заря» 1976 года выпуска.

   С началом открытия навигации на реке Шилка ООО «Пристань», в соответствии с договором на осуществление регулярных маршрутных перевозок пассажиров водным транспортом общего пользования, заключаемым с Министерством территориального развития Забайкальского края, осуществляются перевозки пассажиров по социально значимому маршруту г. Сретенск – с. Верхние Куларки, протяженностью 135 км.

 

Правительство Забайкальского края ежегодно оказывает финансовую поддержку предприятию, осуществляющему социально значимые пассажирские перевозки.

 

 

Воздушный транспорт

 

Учитывая географические особенности Забайкальского края, крайне неравномерную плотность проживающего населения, недостаточно развитую сеть автомобильных дорог, организация и развитие маршрутной сети местных авиаперевозок являются одними из первоочередных социально значимых задач, стоящих перед правительством Забайкальского края.

В настоящее время перевозка пассажиров воздушным транспортом по социально значимому маршруту Чита – Чара осуществляется 3 раза в неделю ОАО «Авиакомпания «Ангара» (г. Иркутск), с которой Министерством территориального развития Забайкальского края заключен договор на осуществление пассажирских перевозок на местных авиалиниях в межмуниципальном сообщении на территории Забайкальского края.

 

   На мероприятия в области воздушного транспорта в 2015 году краевым бюджетом предусмотрены субсидии в размере 30,0 млн рублей.

 

В целях проработки вопроса организации пассажирских перевозок в город Краснокаменск, с. Газимурский Завод, с. Красный Чикой Министерством территориального развития Забайкальского края совместно с ООО «Аэросервис» был подготовлен и реализован план необходимых мероприятий:

·         26 июля 2013 года выполнен технический рейс по указанному маршруту;

·         с 5 августа 2013 года официально открыты полеты по маршруту Улан-Удэ – Чита – Краснокаменск и в обратном направлении.

 

Полеты на первоначальном этапе выполняются 2 раза в неделю по 1-м, 4-м дням недели. Стоимость билета на маршруте Чита – Краснокаменск составляет 3,5 тысячи рублей.

В настоящее время в целях расширения программы региональных авиационных перевозок правительством Забайкальского края приобретены два самолета типа Л-410 УВП.

19 мая 2015 года ООО «Аэросервис» приступило к выполнению регулярных пассажирских полетов на самолетах Л-410 УВП в с. Красный Чикой.

 

В планах использование самолетов на местных и межрегиональных маршрутах: Чита – Краснокаменск – Чита; Чита – Газимурский Завод – Чита; Чита – Чара – Чита, Чита – Красный Чикой, Чита – Иркутск, Чита – Улан-Удэ, Чита – Благовещенск.

В 2014 году открыты новые маршруты из г. Читы в отдаленные труднодоступные населенные пункты по маршрутам: Чита – Усугли – Тунгокочен – Красный Яр – Юмурчен, Чита – Усугли – Тунгокочен – Усть – Каренга. Для этого обучены коменданты посадочных площадок, проведена определенная работа по восстановлению посадочных площадок. Полеты осуществляет на самолетах Ан-2 компания ООО «Аэросервис».

 

В целях обеспечения требуемого уровня безопасности полетов, обеспечения устойчивого транспортного сообщения, реализации федеральных и региональных программ развития Забайкалья, в том числе программ освоения месторождений юго-востока и севера региона, правительство края на протяжении ряда лет прорабатывает вопросы по включению мероприятий по реконструкции федеральных аэропортов с. Чара и г. Краснокаменска в федеральные целевые программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» и «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года».

В настоящее время необходимым условием для развития местных и региональных воздушных перевозок, а также аэропортовой деятельности, как в Забайкальском крае, так и в Сибирском федеральном округе в целом, является формирование базовых эффективных механизмов государственной поддержки деятельности авиаперевозчиков и операторов аэропортов.

 

Региональные и местные маршруты в настоящее время не способны генерировать пассажиропотоки, обеспечивающие рентабельность перевозки,вследствие высоких удельных затрат и эксплуатации воздушных судов малой вместимости. Это, в свою очередь, определяет высокую себестоимость авиаперевозок.

 

Данный вид авиаперевозок является социально значимым и не является предметом коммерчески эффективного бизнеса. Именно на маршрутах регионального и местного значения практически отсутствует конкуренция и стоимость перевозки высока для населения. Правительство Забайкальского края ежегодно оказывает финансовую поддержку авиакомпаниям, осуществляющим авиационные перевозки на территории Забайкальского края. Однако учитывая дефицит финансовых средств, развитие региональной авиации проходит медленно, поэтапно.

 

 

Железнодорожный транспорт

 

Ежегодно Министерством территориального развития Забайкальского края с ОАО «Забайкальская пригородная пассажирская компания» заключается договор на осуществление пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. Согласно указанному договору на 2015 год объем вагонокилометровой работы составит 3 117 226 тысяч ваг-км по 23 маршрутам следования пригородных поездов. С 01 апреля 2015 года отдельным категориям граждан и обучающимся предоставляются льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения в виде 50%-ной скидки от стоимости проезда в пригородных поездах.

Однако, как и для большинства субъектов Российской Федерации, железнодорожные пригородные перевозки для Забайкальского края являются крайне убыточными и субсидируются из краевого бюджета. В силу того, что бюджет края на 2015 год формировался в условиях максимально возможного дефицита бюджета и предельного государственного долга, планируемое поступление собственных налоговых платежей в краевой бюджет не позволяет предусмотреть в бюджете Забайкальского края средства на полное возмещение убытков ОАО «ЗППК». В связи с этим правительство Забайкальского края вынуждено прибегать к таким мерам, как увеличение тарифов на проезд в пригородных поездах (увеличение которых не производилось с 2009 года), отмена пригородных поездов на тех направлениях, где есть возможность организовать регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом. Таким образом, по сравнению с 2014 годом стоимость проезда на пригородных поездах по первой десятикилометровой зоне с 22 рублей увеличилась до 35 рублей, отменены пригородные поезда сообщением Оловянная – Борзя, Могоча – Амазар.

 

 

Автомобильные дороги

 

На территории Забайкальского края расположено более 21 563 тысяч км автомобильных дорог, в том числе 1 722,613 км автомобильных дорог федерального значения и около 7 696,782 км автодорог регионального или межмуниципального значения Забайкальского края, а также около 12 144,0 км автодорог местного значения, в том числе улично-дорожная сеть около 8 658,816 км.

Технико-эксплуатационное состояние федеральных автомобильных дорог поддерживается в основном за счет средств капитального ремонта, ремонта и содержания автодорог. Вместе с тем на автодорогах существует целый ряд проблемных участков, на которых сегодня значительно снижена средняя скорость движения. К ним относятся участки с ненормативными радиусами кривых (120–500 м при допустимом 600 м), запредельными продольными уклонами (80–120‰ при допустимом до 50‰), а также участки, проходящие по населенным пунктам и пересекающие железную дорогу в одном уровне. Решить эти задачи возможно лишь за счет реконструкции и строительства автодорог.

 

Состояние сети автодорог регионального или межмуниципального значения характеризуется как неудовлетворительное. Автодороги, построенные преимущественно хозяйственным способом, остро нуждаются в капитальном ремонте, реконструкции и строительстве. Из 7 696,782 км автомобильных дорог 5873,13км(76,31%) не соответствуют нормативным требованиям.

Из общей протяженности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения всего 789,622 км имеют асфальтобетонное покрытие и 1315,8 км с черным покрытием, гравийное покрытие – на 5466,76 км, грунтовое покрытие – 121 км.

Особую озабоченность вызывает состояние искусственных сооружений на автодорогах края. Общее количество мостов – 1050 шт., в том числе деревянных – 622 шт., т.е. 59% от общего числа мостов. Деревянные мостовые сооружения являются временными и не способны отвечать современным требованиям по пропускной способности и требованиям обеспечения безопасности дорожного движения. Эти мосты требуют постоянного ремонта и больших финансовых затрат.

 

С 1 января 2012 года вступил в силу Закон «О дорожном фонде Забайкальского края» (далее – Закон). Возрождение дорожного фонда явилось значительным шагом в реформировании системы финансирования дорожного хозяйства. Появилась возможность определенной стабильности финансирования, обеспечения в ближайшее время необходимых темпов прироста сети, должного уровня ее развития, содержания и ремонта, а также предоставления субсидий из средств дорожного фонда Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городским округам. С принятием Закона значительно увеличен размер финансирования дорожной деятельности Забайкальского края в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

 

При этом средств краевого дорожного фонда не достаточно даже для нормативного содержания региональных автодорог (при том что утвержденный норматив содержания краевых дорог в 2,5 раза ниже, чем средний по России), а дороги Забайкальского края остро нуждаются в капитальных вложениях. Поэтому необходимо наращивать ежегодное субсидирование в рамках федеральных целевых программ в размере не менее прогнозируемого размера бюджетных ассигнований дорожного фонда Забайкальского края на очередной финансовый год. Таким образом, финансируя капитальные вложения из федерального бюджета, дорожный фонд Забайкальского края будет задействован на выполнении работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, доводя норматив содержания до среднероссийских показателей.

 

В настоящее время на территории Забайкальского края реализуется ряд объектов на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения:

·         строительство развязки в разных уровнях на пересечении автодороги Улан-Удэ – Забайкальск и автодороги Чита – Смоленка – подъезд к федеральной автодороге Чита – Хабаровск (район Каштака);

·         строительство подъезда от федеральной автомобильной дороги «Амур» Чита – Хабаровск к п. Ключевский в Могочинском районе Читинской области;

·         реконструкция автодороги Краснокаменск – Мациевская, участок км 7 + 200 – км 43 + 762 в Забайкальском, Краснокаменском районах Забайкальского края;

·         реконструкция автомобильной дороги Краснокаменск – Мациевская на участке км 64 + 000 – км 74 + 000 в Забайкальском районе;

·         реконструкция автомобильной дороги Чара – Чапа-Олого на участке км 1 + 933 – км 3 + 968 в Каларском районе;

·         реконструкция подъезда от автомобильной дороги федерального значения Р-297 Амур» Чита – Хабаровск к г. Нерчинску на участке км 0 + 000 – км 21 + 000 в Нерчинском районе Забайкальского края (1-й и 2-й пусковые комплексы);

·         капитальный ремонт моста через р. Шилка на а/д Могойтуй – Сретенск – Олочи в Сретенском районе.

 

В 2012 году введены в эксплуатацию законченные реконструкцией и строительством 4 км автодорог регионального и межмуниципального значения, в 2013 году – 29 км, в 2014 году – 47 км.

 

К первоочередным объектам, необходимым к реализации, относятся:

1. Участок Могойтуй – Первомайский – Казаново автодороги Могойтуй – Сретенск – Олочи.

Протяженность данного участка – 91 км. За счет средств дорожного фонда Забайкальского края и федеральных целевых программ проведена реконструкция 32 км дороги. В настоящее время ведутся работы по реконструкции участка км 32 + 000 – км 43 + 000. Разработана проектно-сметная документация на участок км 43 + 800 – км 71 + 600.

2.  Реконструкция подъезда от автомобильной дороги Улан-Удэ – Романовка – Чита к с. Беклемишево. В 2013 году разработана проектно-сметная документация.

3.  Модернизация улично-дорожной сети г. Читы:

·         транспортная развязка на пересечении ул. Лазо – Ярославского;

·         транспортная развязка на пересечении ул. Ленина – Богомягкова;

·         реконструкция автодорог на пересечениях ул. Недорезова – Комсомольская.

4.  Реконструкция подъездов к международным автомобильным пунктам пропуска в Забайкальском крае:

·         реконструкция подъезда к с. Староцурухайтуй (см. п. 4);

·         реконструкция подъезда к пункту пропуска Олочи в Нерчинско-Заводском районе.

5.  Замена аварийных, деревянных автомобильных мостов на автодорогах регионального или межмуниципального значения Забайкальского края

 

В рамках работ планируется замена аварийных деревянных мостов временного типа на малых водотоках на металлогофрированные трубы, которые позволяют значительно снизить эксплуатационные затраты. На переходах через средние и большие водотоки планируется строительство новых капитальных сооружений.

 

В 2014 году начаты научно-исследовательские и конструкторские работы при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Забайкальского края по применению зол уноса и золошлаковых смесей Забайкальских энергетических станций при выполнении дорожных работ на автомобильных дорогах Забайкальского края и обеспыливанию автомобильных дорог с переходным типом покрытия с применением местных материалов.

В рамках содержания автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Забайкальского края осуществляется монтаж автономного светодиодного оборудования для освещения пешеходных переходов на вышеуказанных дорогах.

 

Местные автодороги в большинстве своем не имеют технической документации, относятся к автомобильным дорогам Vтехнической категории или внекатегорийные, имеют в основном переходные покрытия, находятся в неудовлетворительном состоянии. Для приведения автодорог в надлежащее состояние необходимо выполнение работ по их реконструкции, капитальному ремонту и ремонту.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ с 01 января 2014 года, учитывая необходимость ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения, в муниципальных образованиях созданы муниципальные дорожные фонды, отчисления в которые происходят напрямую от поступления доходов уплаты акцизов на нефтепродукты. Размер отчислений определяется в зависимости от протяженности автомобильных дорог.

По поручению губернатора Забайкальского края с 2015 года размеры субсидий муниципальным районам увеличены в 2 раза.

Правительство Забайкальского края считает правильным шагом создание муниципальных дорожных фондов, так как в муниципальных образованиях появляются средства для содержания автомобильных дорог местного значения. При этом работы по содержанию автомобильных дорог являются наиболее важными для обеспечения сохранности местных дорог, тем более что данные работы не подлежат субсидированию.

 

В соответствии с федеральным законодательством 1390 км автомобильных дорог местного значения переданы с баланса Забайкальского края в муниципальную собственность.

   Для повышения качества автомобильных дорог на территории Забайкальского края строителями используются такие инновационные методы, как:

·         укладка геоматериалов при устройстве дорожной одежды при реконструкции подъезда от федеральной автомобильной дороги «Амур» Чита – Хабаровск к п. Песчанка;

·         замена деревянных мостов на металлические арочные гофрированные конструкции разомкнутого контура арочного очертания при реконструкции дорог регионального значения.

В целях сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в настоящее время работают два пункта передвижного весового контроля. В 2015 году приступили к проектированию стационарного пункта весового контроля с автоматической системой взвешивания на автомобильной дороге Улан-Удэ – Романовка – Чита.

 

 

Подготовка кадров

 

            В Забайкальском крае реализована программа многоуровневого обучения специалистов в сфере дорожного строительства. Инженеров по специальности «автомобильные дороги и аэродромы» готовит Забайкальский государственный университет. В связи с реформой образования в Российской Федерации в 2015 году университет выполнит первый выпуск бакалавров по специальности «строительство».

 

            Читинский техникум железнодорожного транспорта ведет подготовку по средне-профессиональному уровню образования специальности «строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов», обеспечивая дорожно-строительные организации Забайкальского края дорожными рабочими и машинистами дорожно-строительной техники.

   Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса ведет подготовку по специальности «техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования», обеспечивая дорожно-строительные организации Забайкалья машинистами и механиками.

   Следует отметить, что ближайшими регионами, ведущими подготовку специалистов по аналогичным специальностям, являются Иркутская область и Хабаровский край. Таким образом, специалисты, подготовленные в Забайкальском крае, широко востребованы в Республике Бурятия, Еврейской автономной области и Амурской области, в частности Забайкальский государственный университет создает студенческие строительные отряды на базе ОАО «Икат-плюс» и ЗАО «Труд».

 

   При достаточно развитой многоуровневой системе обучения и подготовки специалистов дорожной отрасли в Забайкальском крае отмечается острая нехватка специалистов дорожной направленности, как инженерно-технических работников, так и машинистов катков, грейдеров, бульдозеров и т.д. При этом зачастую заработная плата в отрасли дорожного хозяйства превышает 25 тысяч рублей. Это объясняется демографическим кризисом 90-х годов и недостаточной профориентационной работой учебных заведений. Так, выпуск инженеров-дорожников Забайкальским государственным университетом в последние годы составляет всего 8–10 специалистов в год.

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика