Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Окно в Азию | Издательский дом

Окно в Азию

 

Как уже отмечалось ранее («Транспортная стратегия – XXIвек». 2014. № 27), Забайкальский край обладает мощными, по отдельным позициям уникальными запасами природных ресурсов. И это не только полезные ископаемые, но и лесные, водные, земельные, рекреационные ресурсы. Уникальные целебные свойства характерны для минеральных вод, лечебных грязей, лекарственных трав – около 300 источников холодных углекислых и термальных вод.

 

 

Значимым бизнес-ресурсом Забайкальского края является географическое положение, обеспечивающее экономические и транспортные связи между странами Европы, западными регионами России, Китаем, странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

 В истории Петр Iпрорубил окно в Европу, а новая евразийская стратегия России предполагает открытие «окна в Азию», и Забайкальскому краю, я уверен, здесь не только географически, но и исторически отведена значимая роль.

Подписание на территории края Нерчинского договора о границе с Империей Цин в 1689 году дало старт освоению Сибири. На современном этапе соседство с КНР – страной с одной из самых крупных и стремительно развивающихся экономик мира, а также наличие в крае достаточных мощностей энергетической и транспортной инфраструктуры, источников сырья, свободных земельных площадей являются факторами, определяющими инвестиционную привлекательность Забайкальского края для иностранных и российских инвесторов.

 

 

Транспортный узел Сибири

 

Транспортная система Забайкальского края представляет собой один из значимых транспортных узлов не только Сибирского федерального округа, но и Российской Федерации в целом. По югу и юго-востоку Забайкальского края на протяжении почти двух тысяч километров пролегает государственная граница с Монголией и Китаем (общая протяженность границ края – 4770 км, протяженность государственной границы с Китаем – 1064 км, с Монголией – 863 км).

На территории края находятся международный аэропорт, автомобильные и железнодорожные пункты пропуска, включая самый крупный российско-китайский пункт пропуска Забайкальск, который обеспечивает большую часть грузооборота с Китаем.

     В настоящее время в крае активно развиваются несколько перспективных сегментов реального сектора экономики: промышленное, транспортно-логистическое, туристско-рекреационное, агропромышленное. Несмотрянасерьезныеограничения, обусловленныевнешнимирисками, влияниемсанкционныхрежимов, введенныхрядомстранвотношенииРоссии, натерриторииЗабайкальскогокраяреализуетсярядпроектовобщегосударственногозначения. Дляинвесторов, реализующихкрупныеинвестиционныепроекты, вкраесозданинститутгосударственныхкураторовинвестиционныхпроектов.

 

 

Инвестиционные проекты региона

 

В рамках 12-го Красноярского экономического форума Забайкальский край презентовал ряд проектов, реализуемых в условиях напряженной социально-экономической ситуации.

Так, освоение полиметаллических месторождений юго-востока Забайкальского края предусматривает освоение Быстринского месторождения золото-железо-медных руд и создание горно-металлургического комбината мирового уровня с применением современных технологий добычи и переработки комплексных руд. Данный проект является частью инвестиционного проекта «Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкальского края». Развитие инфраструктуры, в том числе транспортной, предполагают такие крупные проекты, как освоение Удоканского месторождения меди, Зашуланского и Красночикойского каменноугольных месторождений.

Значимыми являются проекты комплексного развития города Краснокаменска, агропромышленных комплексов региона. Правительство Забайкальского края выступает инициатором проекта газификации Байкальского региона, в связи с чем заключены и реализуются соглашения с рядом крупных компаний.

 

Активно продвигаются в Забайкальском крае проекты развития туристско-рекреационного комплекса. Край включен в межрегиональные проекты «Великий чайный путь» и «Сибирский тракт», ведется работа по участию в проекте «Восточное кольцо России». Также инициировано продвижение проекта создания туристско-рекреационного комплекса на базе старейшей бальнеоклиматической здравницы Сибири и Дальнего Востока – курорта «Дарасун». Ресурсная база проекта – уникальный источник минеральной воды с высоким содержанием углекислоты и минеральных веществ, высокий уровень солнечной инсоляции.

Горно-таежный ландшафт определяет возможность строительства горнолыжной базы, в результате формируется современный туристско-рекреационный комплекс на Востоке России, сочетающий возможности совмещения санаторно-курортного лечения и активного отдыха.

В ближайшей перспективе – проведение в столице края городе Чите Четвертого международного форума «Байкальский диалог», на котором предполагается обсудить вопросы стратегического взаимодействия, направленного на развитие территорий Байкальского региона. В июне 2015 года в рамках заседания Парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» обсуждался проект форматного, комплексного по своей сути федерального закона «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона».

 

Для эффективного развития как межрегиональных, так и внешнеэкономических деловых, торговых и культурных связей необходимо на федеральном уровне формирование благоприятных условий для инвестиционной деятельности, выравнивание сложившихся диспропорций социально-экономического развития регионов. Ключевые аспекты – реализация глобальных инфраструктурных проектов и решение проблем преодоления демографических дисбалансов. Мощным инструментом экономической политики, направленным на устойчивое развитие восточных территорий страны, в том числе Забайкальского края, является режим территорий опережающего развития и особых экономических зон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика