Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Внедрение георадарных технологий в дорожной отрасли | Издательский дом
#

Внедрение георадарных технологий в дорожной отрасли

 

Председатель Комитета по транспортному строительству Ассоциации «Национальное объединение строителей», генеральный директор СРО НП «СОЮЗДОРСТРОЙ» Леонид Хвоинский

 

Накануне Дня работников дорожного хозяйства, который отмечается в третье воскресенье октября, мы побеседовали о результатах подходящего к концу строительного сезона и предварительных итогах года с председателем Комитета по транспортному строительству Ассоциации «Национальное объединение строителей», генеральным директором саморегулируемой организации «Некоммерческое партнерство «Межрегиональное объединение дорожников «СОЮЗДОРСТРОЙ» Леонидом Хвоинским.

 

 

Леонид Адамович, с какими итогами, с каким настроением сотни российских подрядных предприятий, входящих в саморегулируемую организацию, встречают День работников дорожного хозяйства?

 

– В праздник настроение должно быть праздничное. Хотя ни для кого не секрет, что в этом году произошло снижение объемов средств, направляемых на дорожное строительство. По разным организациям показатели отличаются, но в среднем эта цифра доходит до 30 процентов. Небольшим утешением можно считать то, что на знаковых объектах работы продолжаются. Наши предприятия участвуют в строительстве автомагистрали Москва – Санкт-Петербург, Центральной кольцевой автомобильной дороги, мостового перехода через Керченский пролив. Они принимают участие в выполнении программ по строительству и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры в Москве, в реконструкции отдельных участков дорог в различных регионах России. Но в целом дорожные строители переживают трудное время. Судя по заявлениям лидеров государства и по прогнозам Министерства финансов, ситуация начнет выправляться только в 2017 году.

 

Грустное начало для предпраздничного разговора. До 2017 года часть предприятий может не дожить, если не предпринимать каких-то действий. Как можно исправить ситуацию?

 

–Исправить ситуацию может изменение подхода к организации строительства автомобильных дорог, к финансированию именно этого направления.Наглядный пример – введение нормативного финансирования на содержание автомобильных дорог, подведомственных Федеральному дорожному агентству Минтранса России. Благодаря последовательному курсу и четкому плану, Росавтодор за несколько лет перешел на финансирование по нормативам.

Аналогичным образом надо поступать и со строительством автодорог. Все дорожники и общественность помнят поставленную Президентом России задачу об удвоении строительства дорог за десятилетие. Свои предложения по этому вопросу я излагал на рабочей группе по подготовке заседания президиума Государственного совета по вопросам совершенствования сети автодорог, состоявшегося 8 октября 2014 года. Идея состоит в том, чтобы перестать тратить средства на реконструкцию и капитальный ремонт имеющихся автомобильных дорог, решая при этом дорогостоящие вопросы с дополнительным отводом земель и переносом коммуникаций. Вместо этого надо принять программу строительства новой, российской скоростной сети автомагистралей. Она пройдет по местам, где отсутствует застройка и коммуникации, соединив четырехполосными автомобильными дорогами все региональные центры и крупные населенные пункты. Для строительства такой сети следует применять цементобетонные технологии. В современных условиях затраты на устройство цементобетонных и асфальтобетонных автодорог практически сравнялись. А за счет увеличенного межремонтного срока новые дороги из цементобетона, при минимизированных дополнительных затратах на содержание, будут служить несколько десятилетий.

 

Ваши предложения логично укладываются в известную концепцию о том, каким образом многие государства выходили из кризиса за счет строительства автомобильных дорог. Люди получали работу, предприятия – загрузку, страна – развитую инфраструктуру, работающую на экономику. Вместе с вами и общественностью мы будем поднимать этот вопрос, пока не добьемся положительных результатов. А институт саморегулирования способен внести свою лепту в решение возникающих проблем? Государство, предоставив профессиональному сообществу право самим определять, кто может участвовать в строительстве, прислушивается к профессионалам?

 

–Как общественное объединение, мы участвуем в обсуждении законодательных актов, в парламентских слушаниях, в комитетах, комиссиях и рабочих группах министерств и ведомств.Мы последовательно выражаем и отстаиваем интересы сотен организаций, которые объединяем. К большому сожалению, не всегда нас слышат. Яркий пример – в принятии закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В ходе его обсуждения каждый настоящий дорожник и каждый настоящий строитель обеими руками голосовали за введение предквалификации. Но этого не случилось. Парадоксально, но сейчас государственный закон препятствует тому, чтобы строительные работы выполнялись самыми профессиональными, самыми опытными, самыми подготовленными и хорошо оснащенными организациями. В результате даже государственные заказчики вынуждены искать возможности, чтобы обходить этот закон для привлечения к строительству настоящих профессионалов.

 

Поняв, что действующий закон, заменивший печально знаменитый 94-ФЗ, не снял основных противоречий, строительное сообщество поднимает идею принятия нового закона о строительном подряде. Что, на ваш взгляд, должно обязательно войти в него?

 

– Основное условие – предквалификация. Государству нужен закон, который откроет дорогу настоящим профессионалам. И в этом направлении необходимо закрепить роль отраслевых саморегулируемых организаций. Основная задача института саморегулирования заключается в обеспечении качества и безопасности строительства объектов.Это полностью совпадает с желанием любого заказчика. Для выполнения своих функций мы проводим ежегодные проверки организаций, входящих в наше Партнерство, отслеживаем и организуем повышение квалификации инженерно-технических специалистов, обобщаем и распространяем передовой опыт, разрабатываем технические стандарты на выполнение работ. Определив, что предприятия соответствуют требованиям российского законодательства и правилам саморегулирования, мы можем дать не только Свидетельство о допуске к работам, но и определить его место в рейтинге подрядных предприятий, который будет необходим при проведении предквалификации.

 

Насколько известно, многие саморегулируемые организации объединяют предприятия из различных сфер строительства. Хватит ли их компетенции для составления рейтинга предприятий, выполняющих узкоспециализированные работы?

 

– Любая саморегулируемая организация способна привлечь опытных профессионалов для проведения проверок и определения уровня оснащения и степени готовности предприятия к тем или иным видам работ. Но я убежден, что вести адекватный рейтинг отраслевых подрядных предприятий должна именно отраслевая саморегулируемая организация. Так, в Совет СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» входят авторитетные в нашей отраслируководители, которые способны по справедливости оценить возможности каждого подрядчика. Тем более что рекомендация саморегулируемой организации будет подтверждаться ее компенсационным фондом.

 

Что еще может сделать и что делает для отрасли саморегулируемая организация НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ»?

 

– В последнее время мне нередко доводится слышать о переводах иностранных технических нормативов, которые используются при разработке отечественной документации и стандартов Таможенного союза. Не все знают, что именно наша организация организовала, профинансировала перевод и предоставила свободный доступ к тысячам страниц переведенных технических материалов, аутентичность которых подтверждена Госстандартом.

Лучшее из иностранных технических норм было учтено при подготовке стандартов саморегулируемой организации. За шесть лет мы разработали 53 документа по дорожной тематике. В 2015 году СРО НП «МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» разрабатывает еще три стандарта организации в области строительства автомобильных дорог и мостовых сооружений. По ним завершено публичное обсуждение, получены экспертные заключения технического комитета, сданы окончательные редакции. Стандарты планируется принять на Общем собрании членов Партнерства в феврале 2016 года. Кроме того, мы планируем начать разработку еще двух стандартов организации.

Очень важно, что разработанные документы принимаются в качестве стандартов Национального объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство. Они приняты всеми строительными саморегулируемыми организациями и входящими в них предприятиями. Фактически это национальные стандарты, и уже ведется работа по приданию им официального статуса.

 

– Кризис не стал помехой работе по стандартизации? Как в отрасли относятся к этому?

 

– Отношение положительное. Наша работа поддержана Федеральным дорожным агентством Минтранса России и Государственной компанией «Российские автомобильные дороги». То же самое с подрядчиками. Дело в том, что разработка многих документов инициирована теми, кто по собственной инициативе применил ту или иную современную технологию, информация о которой не была заложена в российской нормативно-технической документации. Так было, например, с технологией термопрофилирования дорожных покрытий, которую освоило ОАО «Севзапдорстрой». С появлением стандарта саморегулируемой организации дорожники получили возможность добиваться права на использование новой техники при выполнении контракта с государственным заказчиком.

В целом положительные данные опытного применения стандартов собраны с 342 объектов дорожного строительства, реконструкции и капитального ремонта. Убедившись, что наша работа востребована, мы пошли дальше. В этом году, по решению Совета Партнерства, с Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом (МАДИ) заключен договор на разработку видеоприложений к стандартам в области строительства автомобильных дорог, мостовых сооружений и аэродромов. Задача состоит в том, чтобы, воспользовавшись электронным средством коммуникации, любой желающий мог, открыв стандарт, нажать на ссылку и увидеть процесс выполнения конкретной технологической операции. Благодаря визуализации положений стандартов, сухие технические документы превращаются в практическое пособие, удобное для применения, которое позволит эффективно воспринимать требования к технологии работ и контролю их выполнения. Стандарты с видеоприложениями будут доступны всему дорожному сообществу. Мы передадим их в учебные заведения для использования в качестве обучающего материала для молодых специалистов строительных организаций или на курсах повышения квалификации работников.

 

– Подготовка кадров тоже входит в задачи саморегулируемой организации?

 

– Для обеспечения качества и безопасности строительных работ квалификация кадров имеет определяющее значение. Поэтому обучению специалистов мы уделяем особое внимание. Начинали с организации повышения квалификации инженерно-технического состава, которая теперь проводится раз в пять лет под нашим контролем и по программам, согласованным с СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ».

Продолжили тесными контактами с профильными вузами, в которых наши представители участвуют в работе государственных экзаменационных комиссий. Опытных специалистов и руководителей предприятий Партнерства нередко привлекают к образовательному процессу в качестве лекторов.

Затем мы обратили внимание на необходимость подготовки квалифицированных рабочих специалистов и провели обследование учебных центров по всей России, определив базовые во всех федеральных округах. С учетом выполняемой работы Федеральное дорожное агентство поручило нам создать рабочую группу по формированию системы непрерывного профессионального образования.

Все результаты нашей работы доводятся до широкого круга дорожников России. Имеющаяся информация располагается на сайте Партнерства в открытом доступе. Несколько раз в год мы проводим семинары на актуальные темы. Для участия в них и обмена опытом собираются дорожники со всей страны. В этом году мы посчитали наиболее актуальными вопросы применения цементобетонных технологий, в прошлом – выносили на обсуждение теплые асфальтобетонные смеси. На наших выездных расширенных Советах Партнерства мы рассматривали вопросы термопрофилирования дорожных покрытий, обменивались опытом по холодной регенерации асфальтобетона, изучали и обобщали вопросы импортозамещения техники.

 

– Внушительный перечень задач и достижений для одной организации. От имени журнала я поздравляю вас с Днем работников дорожного хозяйства и желаю вашей организации успешной деятельности на благо дорожной отрасли России.

 

– Спасибо. В свою очередь я поздравляю с профессиональным праздником всех дорожников Российской Федерации. Пусть этот праздник принесет удовлетворение от выполненных объемов работ. Желаю больших трудовых побед в строительстве, ремонте и содержании дорог и мостов. Счастья, здоровья, успехов и благополучия вам и вашим семьям!

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика