#

Шелковый путь XXI века

 

Саморегулируемая организация НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» приняла участие в Международном автопробеге по дорогам Центральной Азии, где когда-то пролегала южная ветвь Великого шелкового пути. Кроме представителей стран ближнего зарубежья, в составе участников были эксперты из Германии, Словении, Италии. В числе основных задач – сбор информации о состоянии транспортных автодорожных коридоров и подготовка предложений по улучшению международных автомобильных дорог.

 

Маршрут Международного автопробега пролегал по южной ветви Великого шелкового пути. Современный автокараван Межправительственного совета дорожников повторил направление одного из древних маршрутов, местом назначения которого была Ферганская долина, с находившимися там зонами торгового предпринимательства начала современного летоисчисления.

Автомобили проехали по дорогам трех республик: Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана, от станции Алтынколь (пограничный пункт пропуска Хоргос на границе с Китаем) до города Турсунзаде на границе с Республикой Узбекистан. В составе колонны на разных участках насчитывалось от 13 до 35 автомобилей. По ходу движения участники осматривали места производства строительных работ и производственные мощности, задействованные на выпуске дорожно-строительной продукции.

 

Старт автопробегу был дан на станции Алтынколь, построенной для обеспечения доступности центра международной торговли Хоргос, который создается на казахско-китайской границе. В перспективе там планируется возвести целый город, в котором будут устроены современные торговые площади и склады, гостиницы, развлекательные центры и прочая инфраструктура. Развитие свободной торгово-экономической зоны стало одним из условий разворота работ по строительству транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай». Пока что не все планы воплотились в жизнь, но начало положено. На китайской стороне действует рынок. На казахской построена железнодорожная станция с необходимой сопутствующей инфраструктурой, от складов до жилых домов. К новенькому пассажирскому вокзалу один раз в двое суток прибывает электричка из Алматы. Этот маршрут постепенно набирает популярность. Но в полной мере торгово-экономическая зона станет доступной и начнет пользоваться популярностью с завершением строительства автомобильной дороги Алматы – Хоргос, которая стала конечным этапом прокладки транспортного коридора протяженностью 2787 км по территории Казахстана. Всего там за три года построено и реконструировано до норм первой технической категории 1391 км дорог, до норм второй технической категории – 1061 км. Объем плановых вложений превысил 5,5 млрд долларов США. Средства для развития дорожного строительства предоставили пять крупнейших международных банков.

 

Участок Алматы – Хоргос протяженностью 304 км разбит на несколько лотов. Работают иностранные подрядчики, но контрактами, как правило, оговаривается, что использование иностранного персонала не должно превышать 10%. Хотя бывают и исключения. На рассматриваемом участке 112 км строит турецкая компания СП «Догуш/Гульсан», 192 км строит итальянско-казахское СП «Тодини/Имперджилио/Казахдорстрой», мосты и развязки (в общей сложности 31 объект) возводит азербайджанско-казахское СП «Евракон/МО-1», и, наконец, внеклассный мост через реку Или строит чешская компания ОАО «ОНLZS». Всего в этом году предстоит ввести 150 км автодороги первой технической категории с цементобетонным покрытием. Остальное – в следующем.

 

После торжественного митинга караван автопробега в сопровождении дорожной полиции двинулся в путь, останавливаясь в местах выполнения дорожно-строительных работ.

На одной из остановок, на 233 км автодороги Алматы – Хоргос, участники автопробега осмотрели строящийся мост через реку Или. Длина моста – 700 м. Строительство начато в 2013 году, планируется окончить в апреле 2016-го. Половина пролетного строения уже собрана и надвинута на опоры.

На следующей остановке участники автопробега полюбовались работой бетоноукладчика, оставляющего за собой полосу цементобетонного покрытия. Свежеуложенное цементобетонное покрытие дороги первой категории, разделенное полосками деформационных швов, вызывало уважение к проделанной колоссальной работе по строительству магистральных автодорог в Казахстане. Она продолжается в результате осуществления программы инфраструктурного развития на 2015–2020 годы «Нурлы Жол» («Путь в будущее»).

 

Большая роль в выполнении дорожных работ в Казахстане отводится научным разработкам. Например, в последние 5–6 лет специалисты Каздорнии исследовали возможность использования 20 полимерных добавок. С их применением построено более 50 опытных участков, и осуществляется их мониторинг. Также заложено 19 опытных участков покрытий из теплых асфальтобетонных смесей. После выполнения опытных работ по устройству тонких слоев износа из холодных смесей на автодорогах республиканского значения стала применяться технология микросюрфейсинга. Казахские специалисты ведут работы по применению технологий омоложения асфальтобетонного покрытия с помощью специальных пропиточных составов. Особое внимание уделяется заделке деформационных швов современными составами и мастиками.

Интересным стало посещение ТОО АЗМК (Алматинский завод мостовых конструкций), который на 85% обеспечивает потребности мостовиков республики в железобетонных изделиях. Здесь разработаны новые технологические решения по монтажу сборных железобетонных конструкций. На заводе также изготавливаются цельноперевозимые предварительно напряженные железобетонные балки длиной 42 м. Они упрощают процесс монтажа и сокращают время строительства.

 

Дорога от Алматы до таможенного поста Кордай и пограничного пункта Ак-жол запомнилась хорошим состоянием, вызванным проведенным пять лет назад ремонтом с применением шероховатой поверхностной обработки. На одном из участков промелькнула вывеска «Трассовый медико-спасательный пункт». Такие пункты в Республике Казахстан устанавливают в местах концентрации ДТП. Они оснащены всем необходимым оборудованием для оказания первой помощи пострадавшим и их эвакуации. Также в памяти остался пункт придорожного сервиса «Евразия» с огромным залом для приема пищи, вращающиеся лопасти ветряных электростанций, великолепный воздух предгорий и сопровождающие караван автопробега хребты заснеженных гор.

Таможенный пост Кордай в Республике Казахстан караван автопробега преодолевает без лишних формальностей, а на пограничном пункте Ак-Жол в Республике Киргизстан всех ждет торжественная встреча с коротким митингом, на котором руководитель Межправительственного совета дорожников Бури Каримов в очередной раз рассказывает о целях автопробега.

 

Следующее утро начинается с очередной Международной конференции «Международные автомобильные дороги: качество, безопасность инновации, образование». Акцент делается на опыт специалистов Кыргызстана. Они рассказывают о своих дорожных программах, о строительстве автодороги Бишкек – Ош, которая не только объединила страну, но и сыграла большую роль в строительстве гидроэлектростанций, сделавших эту страну независимым энергетическим государством.

Как сообщил заместитель министра Улан Уезбаев, Министерство транспорта и коммуникаций Киргизской Республики ведет работу по развитию международных транспортных коридоров. Одним из основных направлений стало строительство автодороги «Север – Юг», от города Джалал-Абад до города Балыкчи. Она станет альтернативой маршруту Бишкек – Ош. Трасса соединит страну с Казахстаном и Россией на севере и Таджикистаном – на юге, что позволит Кыргызстану стать транзитным государством по маршруту Россия –Казахстан – Таджикистан в обход Узбекистана. Строительство такой дороги будет способствовать развитию международного и внутреннего туризма, улучшит доступ к разрабатываемым месторождениям: угольному Кара-Кече, урановому Мин-куш, золоторудному Макмал, а также к другим важным объектам. Районы проложения трассы: Сузакский, Тогуз-Тороузский, Джумгальский и Кочкорский – получат дополнительные возможности для социально-экономического развития.

 

Кроме этого проекта, на территории Кыргызстана реализуются проекты по реабилитации еще четырех международных транспортных коридоров.

 

 На въезде в Таджикистан участников автопробега ожидала традиционная теплая встреча. Затем состоялось первое знакомство с автодорогами. Участок примыкания к границе поддерживается в проезжем состоянии, но покрытие изношено до предела, заметно, что межремонтные сроки прошли лет десять назад, а может и больше. Разметки нет, установлено тросовое ограждение образца 60-х годов прошлого века. Такое начало настраивало на пессимистический лад, но участникам автопробега еще предстояло увидеть и услышать, что в Республике Таджикистан, как и у соседей, последние пять лет ведется большая работа по дорожному строительству. Прошлый, 2014 год в Таджикистане объявили Годом дорог. Из общей сети в 14 тысяч км, подведомственной Министерству транспорта и коммуникаций Таджикистана, было отремонтировано (по местному «реабилитировано») 2826 км дорог, причем на 176,3 км выполнен капитальный ремонт. Положительные результаты привели к тому, что и 2015 год в республике объявили Годом дорог. Планируется привести в порядок еще 3119 км дорог, в том числе и участок на подъезде к киргизско-таджикской границе.

 

На очередную стоянку караван остановился в городе Чкаловске, городе-спутнике древнего Ходжента, который в советские времена назывался Ленинабадом. Из этого города в Душанбе караван автопробега отправился по платной автомобильной дороге протяженностью в 360 км. Стоимость проезда в общей сложности около 500 рублей в российских деньгах. Оплата взимается дифференцированно, на шести терминалах. Бесплатной альтернативы проезду не предусмотрено. По большей части покрытие автомобильной дороги находится в удовлетворительном состоянии, но встречались и аварийные участки. Во многих местах отсутствует барьерное ограждение. Ежегодно его устанавливают по 2–3 тысячи м, но этого недостаточно. Любопытно, что ограждение в Таджикистане окрашивают в зеленый цвет, а в Кыргызстане – в синий. Причины такого выбора расцветки остались неизвестными, о них можно лишь догадываться.

На пути в Душанбе встречается немало живописных горных серпантинов, множество противолавинных галерей, есть два крупных тоннеля. И если один из них – тоннель Шахристан протяженностью более 5 км – караван преодолел с комфортом, то второй, под Анзобским перевалом, вызвал немало вопросов. При протяженности 5,2 км он казался бесконечным. Отсутствие вентиляции, слабое освещение, вода, сочащаяся по стенам и капающая со свода, многочисленные ямы, в которые превратилось дорожное покрытие, позволяли ехать со скоростью не выше 5 км в час.

 

История тоннеля поучительна. Его проект, аналогичный проекту тоннеля Шахристан, выполнили ленинградские проектировщики в 1985 году. Строительство начали таджикские специалисты. Но в связи с перестроечными тенденциями стройка была заморожена на много лет. Вернулись к ней в 1999 году. А в 2003 году к работам была привлечена иранская компания, которая занимается строительством и ремонтом сооружения по сей день. Причины плачевного результата называются разные – и спешка, и несоблюдение проектной документации, и неучтенные проектом особенности местности. Так или иначе, этим летом проезд будет закрыт на два месяца. Предстоит устроить новое цементобетонное покрытие и предпринять предусмотренные проектной документацией меры по гидроизоляции, отведению воды и обеспечению вентиляции.

 

Любое путешествие когда-нибудь заканчивается. Финиш автопробега состоялся на главной площади города Турсунзаде. Спидометры машин, прошедших весь маршрут, показывали 2206 км. В принципе, это немного, но задачей автопробега было не преодоление значительных расстояний, не испытание возможностей машин и стойкости людей. Участники автопробега прошли один из участков древнего Шелкового пути, увидели исторические места и узнали о новых культурных, торговых и промышленных центрах, к которым ведут современные пути, устраиваемые дорожными строителями десятков различных стран на территории трех государств. Предварительные итоги путешествия были подведены в актовом зале национального музея Турсунзаде, на заключительной Конференции международного автопробега по горным дорогам Центральной Азии. На ней участники обменялись мнениями об увиденном, условились о подготовке экспертных заключений об условиях функционирования пройденного транспортного коридора и договорились о продолжении практики автопробегов. Новый маршрут пройдет от Турсунзаде через Узбекистан, Туркмению и Азербайджан в сторону Республики Молдовы и будет способствовать оперативному исследованию потребительских качеств и определению уровня развития автодорожных коммуникаций в странах Содружества Независимых Государств.

 

Пресс-секретарь СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ»

Николай Проказов

Фото автора

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика