Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Информационное моделирование признано главным драйвером развития транспортной инфраструктуры России | Издательский дом

Информационное моделирование признано главным драйвером развития транспортной инфраструктуры России

 

По данным правительства Москвы, информационное моделирование (BIM) позволяет столичным компаниям до 30% снизить стоимость дорожного строительства и до 20% сократить сроки проектирования. Эту и другие тенденции отрасли обсудили эксперты на прошедшем мероприятии «BIMКонгресс: транспортная инфраструктура», организованном компанией Autodesk.

 

 

Заместитель мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин в своем приветствии участникам мероприятия отметил особую актуальность темы информационного моделирования: «Для эффективной реализации поставленных столичным правительством задач сегодня стройкомплексом Москвы проводится полномасштабная работа по упрощению бизнес-процессов: все госуслуги в области строительства переведены в электронный вид, значительно сокращаются сроки согласования, оптимизируются процедуры документооборота, и, безусловно, все чаще применяются технологии информационного моделирования. Согласно уже накопленному городскими компаниями опыту, внедрение технологии BIM позволяет до 20% сократить сроки проектирования, до 30% – снизить стоимость строительства, на 5–10% уменьшить стоимость эксплуатации объекта».

 

Сегодня ведутся многочисленные дискуссии о конкурентоспособности российских производителей, на которую не лучшим образом влияют высокие транспортные издержки. Так, согласно данным KPMG, в России транспортные издержки составляют в среднем 15–20% себестоимости продукта, а в западных странах – до 10%. При этом объем инвестиций в строительство объектов инфраструктуры в России сокращается с 1,6 млрд рублей в 2013 году до 1,1 трлн рублей в 2015 году. Это значит, что задача по улучшению транспортной инфраструктуры и сокращению себестоимости российской продукции не может быть решена за счет увеличения бюджетирования отрасли. В данной ситуации единственным выходом остается увеличение эффективности строительства транспортной инфраструктуры.

 

По словам Алексея Рыжова, генерального директора Autodesk в России, для повышения качества проектной документации необходимо изменить принцип взаимодействия всех участников процесса проектирования – от проектировщиков до управляющих компаний: «В отличие от ряда факторов, качество документации – это то, на что мы можем и должны влиять. Во многих странах мира эта проблема успешно решается с помощью информационного моделирования. Сегодня переход к этой технологии является необходимым условием для решения основных проблем отрасли».

 

 

Ключевые проблемы отрасли

 

Тормозящими внедрение технологии информационного моделирования эксперты назвали законодательно утвержденный разрыв между стадиями «проект» и «рабочая документация», а зачастую и отсутствие заинтересованности в прозрачности процесса проектирования и строительства со стороны крупных подрядных организаций.

«Для сокращения сроков и стоимости строительства крайне важно наладить непрерывное использование информации, обеспечить ее полноту и достоверность для принятия взвешенных управленческих решений на каждом этапе жизненного цикла объекта. При этом основным заинтересованным лицом в налаживании этого процесса является заказчик строительства, – говорит Анастасия Морозова, руководитель архитектурно-строительного направления Autodesk в России и СНГ.

 

Эксперт по инфраструктурным проектам Autodesk Марек Сухоски (Marek Suchocki) отметил, что проблемы, с которыми сталкиваются сегодня российские компании, во многом схожи с теми, что преодолевают их западные коллеги: «В Великобритании и США, как и в России, есть сложившиеся традиции проектирования, устоявшиеся контрактные отношения, подходы к техническому образованию. Чего нет, к примеру, в Китае и Бразилии, где студенты сразу изучают информационное моделирование. Там технологии BIM не приходится преодолевать сопротивление, поскольку старой традиции в области строительства инфраструктуры просто не существует. Так что проблемы, о которых говорят российские эксперты, нам хорошо знакомы».

 

 

Тренды со знаком плюс

 

Революционным cобытием в области государственного регулирования отрасли был признан приказ Минстроя № 926 от 29 декабря 2014 года о поэтапном внедрении BIM в стройкомплексе Москвы. При этом сфера дорожного строительства требует отдельного подхода к внедрению информационного моделирования на федеральном уровне. Как рассказал на мероприятии Владимир Попов, заместитель генерального директора «Автодор Инжиниринг», для решения этого вопроса первый заместитель председателя правления по технической политике ГК «Автодор» Игорь Урманов обратился в Минтранс с предложением о создании государственной программы по внедрению BIM на линейных объектах строительства и разработке соответствующих нормативных документов, которое получило в министерстве положительный отклик.

 

  Позитивным шагом для популяризации технологии BIMв России стало ее внедрение в крупнейших компаниях отрасли, среди которых ГК «Автодор», «Трансмост», «Стройпроект». На основе BIM-модели за последний год были реализованы сложные региональные проекты, среди которых уникальная подъездная дорога к крупнейшему алмазному карьеру в п. Мирный, выполненная «Якутгипроалмаз». Появились и первые примеры применения BIMна этапе эксплуатации. Так, «Центр диагностики строительных конструкций» (ЦДСК) применил технологию на проекте КАД в Санкт-Петербурге. Генеральный директор ЦДСК Михаил Царев: «Выполнив первый проект на базе BIM, мы поняли: в условиях роста стоимости эксплуатации инфраструктурных объектов информационное моделирование является действенным инструментом для точного бюджетирования и контроля затрат».

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика