Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Освоение Арктической зоны: шаг за шагом | Издательский дом

Освоение Арктической зоны: шаг за шагом

 

Министр транспорта РФ Максим Соколов

 

Освоение арктической зоны является одной из ключевых государственных задач.

 

 

Через территорию Арктики проходят морские, воздушные, наземные транспортные маршруты, развитие которых придаст дополнительный импульс для освоения ресурсов северных территорий, создаст предпосылки для транзитных перевозок по трассе СМП, а также будет способствовать улучшению условий жизни проживающего здесь населения.

 

 

Морская доктрина России

 

26 июля 2015 года Президент РФ утвердил новую версию Морской доктрины России с особым акцентом на атлантическом и арктическом направлениях. Одним из принципов национальной морской политики, заложенных в доктрине, является поддержание морского потенциала страны на уровне, соответствующем ее национальным интересам, в том числе обеспечение присутствия российского флота в Арктике.

 

 

СМП – крупный международный транспортный коридор

 

Среди поставленных задач особо стоит отметить сохранение Северного морского пути как национальной транспортной коммуникации, конкурентоспособной по отношению к традиционным морским маршрутам по качеству транспортных услуг и безопасности мореплавания. Учитывая потенциал СМП, в перспективе он должен стать одним из крупных международных транспортных коридоров.

 В новой редакции Транспортной стратегии РФ, утвержденной Правительством летом 2014 года, предусматривается развитие данного маршрута, прежде всего для осуществления коммерческих перевозок.

Объем перевозок грузов по СМП является одним из целевых индикаторов Транспортной стратегии. В зависимости от вариантов развития Стратегией предусматривается, что к 2030 году этот объем должен составить от 80 до 83 млн тонн грузов.

 

Правовую основу проводимых мероприятий по развитию СМП обеспечил принятый в 2012 году Федеральный закон № 132-ФЗ, в соответствии с которым была создана Администрация СМП, утверждены Правила плавания и Правила применения тарифов на ледокольную проводку судов на данной трассе. Установлен простой и понятный порядок выдачи   разрешений                                           
на плавание судов для российских и иностранных судовладельцев. Обеспечен ежедневный контроль за местоположением судов. Налажено их снабжение необходимой информацией о ледовой, навигационной и гидрометеорологической обстановке по пути следования. Ежегодно Администрацией СМП выдается более 600 разрешений на плавание судов в его акватории.

На сегодняшний день реализуется комплекс мер по развитию СМП в части навигационно-гидрографического, аварийно-спасательного и гидрометеорологического обеспечения судоходства, развитию арктических морских портов, а также повышению обороноспособности в его акватории.

 

В акватории СМП действуют восемь линейных ледоколов, четыре из которых атомные: «50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр», «Вайгач», остальные 4 – дизель-электрические: «Адмирал Макаров», «Красин», «Капитан Хлебников» и «Капитан Драницын».

Ведется строительство еще четырех дизель-электрических ледоколов. В конце марта текущего года спущен на воду ледокол «Мурманск», который будет введен в эксплуатацию до конца 2015 года. Еще два ледокола из этой серии: «Владивосток» и «Новороссийск» – должны войти в строй в 2015-м и в следующем 2016 годах. К 2017 году будут построен дизель-электрический ледокол мощностью 25 МВт «Виктор Черномырдин». В 2012 году начато строительство серии из трех универсальных атомных двухосадочных ледоколов. Ввод в эксплуатацию головного судна запланирован на 2018 год, следующих в 2020 и 2021 годах.

Во исполнение поручения Президента (от 5 декабря 2014 года № ПР-2821)Минтрансом России подготовлен комплексный проект развития СМП, который 5 июня этого года был утвержден Председателем Правительства. Проект рассчитан на срок до 2030 года. Реализация предусмотренных в проекте мероприятий обеспечит надежность транзитных перевозок и перевозок с мест добычи углеводородного сырья, расположенных на арктическом побережье и континентальном шельфе РФ, а также деятельность кораблей и судов Военно-Морского Флота в акватории СМП. Проектом предусмотрены строительство и модернизация гидрографических и лоцмейстерских судов, оснащение морских путей более совершенными средствами радионавигационного оборудования, выполнение большого комплекса работ по совершенствованию навигационно-гидрографического оборудования и обеспечения, повышение аварийно-спасательной готовности в акватории Севморпути. Планируемые ежегодные затраты на реализацию плана могут составить в среднем от 7 до 19 млрд рублей, без учета расходов на оборону. Основные расходы связаны со строительством атомных ледоколов.

 

 

Полярный кодекс

 

Особо стоит отметить активную работу над Полярным кодексом Международной морской организации, которую ведет Минтранс РФ, который должен быть принят в 2017 году, став основным документом, регулирующим судоходство в арктических водах.

 

Для освоения природно-ресурсного потенциала российской арктической зоны и шельфа арктических морей на территории ЯНАО начата реализация проекта строительства «Северного широтного хода» протяженностью более 700 км, который обеспечит сокращение протяженности транспортных маршрутов от месторождений в северных районах Западной Сибири до портов Балтийского бассейна. Активно ведется строительство морского порта Саббета, реализуется комплексный проект по развитию Мурманского транспортного узла. Реализация таких масштабных проектов позволит создать новые рабочие места, значительно увеличить инвестиционную привлекательность всего Арктического региона.

 

 

Авиационное обслуживание северных районов

 

В части авиационного транспорта ведется планомерная работа
по созданию эффективной системы авиационного обслуживания северных районов на базе модернизации аэропортовой сети
и развития малой авиации. Основной задачей авиации в регионе является обеспечение транспортной доступности для населения.

В целом,  с уверенностью можно сказать, что развитая транспортная инфраструктура – это катализатор для всех экономических и социальных сторон жизни в регионе.

 

Материал подготовлен на основе выступления министра на заседании Рабочей группы «Развитие транспортной системы» Государственной комиссии по вопросам развития Арктики.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика