#

Комплексный проект развития Северного морского пути

 

Заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский

 

Северный морской путь (СМП) – это национальная морская транспортная магистраль России в Арктике, которая была открыта и оборудована исключительно усилиями нашего государства. Первый проект морского пути из Студеного моря до устья Оби составил московский дьяк Дмитрий Герасимов в 1525 году. Важную роль в освоении СМП сыграло основание в начале XVII века торговой фактории и порта Мангазея в Обской губе. В 1648 году русский мореход Семен Дежнев открыл пролив, разделяющий Азию и Америку. 

 

 

В соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации под акваторией СМП понимается водное пространство, прилегающее к северному побережью Российской Федерации, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону Российской Федерации и ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с Соединенными Штатами Америки, с запада меридианом мыса Желания, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар.

 

 

Регулирование плавания судов

 

Прежде чем говорить о комплексном проекте развития СМП, остановимся на том, что уже сделано для организации перевозок в этой акватории.

Приняты необходимые нормативные правовые акты, регулирующие вопросы плавания судов в акватории СМП. В начале 2013 года вступил в силу федеральный закон о СМП (Федеральный закон от 28 июля 2012 года № 132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути»), в соответствии с которым создана администрация СМП (расположена в Москве, есть филиал в Архангельске).

Для этой акватории утверждены Правила плавания и Правила применения тарифов на ледокольную проводку судов, определен размер платы за ледокольную проводку судов.

 

Обеспечен ежедневный контроль за местоположением судов. Налажено их снабжение необходимой информацией о ледовой, навигационной и гидрометеорологической обстановке по пути следования. Установлен простой и понятный порядок выдачи разрешений на плавание судов для российских и иностранных судовладельцев. С 2013 года заявка на получение такого разрешения может быть подана в электронном виде. Разрешение на плавание судна, также в электронном виде, доступно на официальном сайте администрации СМП.

 

Таким образом, создана система регулирования плавания судов в акватории СМП, которая по результатам правоприменительной практики подтвердила свою эффективность (подобного регулирования на настоящий момент нет ни у одного арктического государства).

В 2013 году администрацией СМП выдано 635 разрешений на плавание судов в акватории СМП, в 2014 – 631 разрешение.

В 2013 транзитном плавании перевезено 1,3 млн тонн различных грузов, в 2014 – 0,3 млн тонн различных грузов. В перевозках между иностранными портами, портами Российской Федерации, расположенными за пределами акватории СМП, и морскими портами, находящимися в акватории СМП, в 2013 году было перевезено 2,8 млн тонн различных грузов, в 2014 году – 3,7 млн тонн различных грузов.

 

 

Ледокольный флот

 

В акватории СМП действуют восемь линейных ледоколов, четыре из которых атомные: «50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр», «Вайгач», остальные 4 – дизель-электрические: «Адмирал Макаров», «Красин», «Капитан Хлебников» и «Капитан Драницын». Ведется строительство еще четырех дизель-электрических ледоколов.

В конце марта 2015 года спущен на воду ледокол «Мурманск» проекта 21900, класс Российского регистра судоходства Icebreaker8, может преодолевать льды толщиной до 1,5 м, который будет введен в эксплуатацию до конца года. Технические характеристики судна: длина – 120 м, ширина – 27,5 м, осадка – 8,5 м, экипаж – 35 человек, специальный персонал – 22 человека, автономность – 40 суток, оснащен вертолетной площадкой. Имеет неограниченный район плавания, в весенне-летний период может плавать в Арктических морях, круглогодичный район эксплуатации – Балтийское море.

 

Два других ледокола из этой серии, «Владивосток» и «Новороссийск», должны войти в строй в этом и в следующем 2016 году. К 2017 году будет построен дизель-электрический ледокол мощностью 25 МВт «Виктор Черномырдин».

В 2012 году начато строительство серии из трех универсальных атомных двухосадочных ледоколов. Ввод в эксплуатацию головного судна запланирован на 2018 год, следующих – в 2020 и 2021 годах.

 

 

Поиск и спасение

 

Федеральное бюджетное учреждение «Морспасслужба Росморречфлота» уполномочено осуществлять поиск и спасание в акватории СМП собственными силами и с привлечением атомных ледоколов ФГУП «Атомфлот». Также сформирован резерв аварийно-спасательного оборудования и снаряжения для проведения крупномасштабных поисково-спасательных и аварийно-спасательных операций.

Наращиваются силы и средства для усиления аварийно-спасательной готовности, а также для ликвидации возможных разливов нефти и нефтепродуктов. Для этого в портах Диксон, Тикси, Певек, Провидения созданы и функционируют четыре пункта базирования аварийно-спасательного имущества и оборудования для ликвидации разливов нефти.

 

 

Комплексный проект развития

 

Транспортная стратегия Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734-р, в части морского транспорта предусматривает развитие СМП, прежде всего для осуществления коммерческих перевозок, с созданием соответствующей инфраструктуры в Арктическом бассейне. При этом объем перевозок грузов по СМП является одним из индикаторов эффективности и качества грузоперевозок по водным путям и к 2030 году может достигнуть 83 млн тонн. Очевидно, что рост перевозок в акватории СМП требует проведения определенных мероприятий, которые позволят обеспечить надежность таких перевозок, а также учесть интересы обороноспособности страны. Такие мероприятия включены в комплексный проект развития СМП.

 

Проект рассчитан на срок до 2030 года и предусматривает:

·         меры по навигационно-гидрографическому обеспечению судоходства в акватории СМП, включающие в том числе выполнение гидрографических работ (промеры глубин моря) по маршрутам транспортировки углеводородного сырья, на подходах к морскому порту Сабетта, в районах освоения шельфовых месторождений углеводородов, издание и актуализацию морских навигационных карт, руководств и пособий для плавания, оснащение морских путей, акваторий морских портов и устьевых участков северных рек с морским режимом судоходства средствами навигационного и радионавигационного оборудования, ледокольного обеспечения судоходства в акватории СМП и строительство новых ледокольных судов;

·         меры по аварийно-спасательному обеспечению судоходства в акватории СМП, предусматривающие привлечение линейных ледоколов, работающих в акватории СМП, круглогодичное размещение на ледоколах оборудования и персонала для несения аварийно-спасательной готовности, включая водолазные работы, и готовность к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

·         меры по гидрометеорологическому обеспечению судоходства в акватории СМП, включающие разработку методики прогнозирования типов ледовых условий (легкие, средние, тяжелые) в акватории СМП для зимнего периода (октябрь – июнь);

·         меры по развитию морских портов, включающие строительство и реконструкцию объектов их инфраструктуры;

·         меры в акватории СМП по обеспечению вопросов обороны, включающие развитие средств, обеспечивающих плавание кораблей и судов Военно-морского флота и инфраструктуры их базирования;

·         меры по разработке и строительству морской техники, систем и средств.

 

Перечисленные мероприятия обеспечат надежность транзитных перевозок и перевозок с мест добычи углеводородного сырья, расположенных на арктическом побережье и континентальном шельфе Российской Федерации, а также деятельность кораблей и судов Военно-морского флота в акватории СМП.

 

Объемы бюджетных ассигнований по каждому пункту проекта СМП определяются в рамках формирования проекта федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период и должны выделяться ежегодно. В среднем такие затраты без учета расходов на оборону могут достигать от 7 до 19 млрд рублей, при этом основные расходы связаны со строительством атомных ледоколов.

 

Проект был рассмотрен на заседании Государственной комиссии по развитию Арктики 14 апреля 2015 года и в целом одобрен. В настоящее время проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении комплексного проекта развития СМП проходит установленные процедуры согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями. В проекте протокольного решения предлагаем утвердить комплексный проект развития СМП.

 

 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика