Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Отвечая на вызовы Таймыра | Издательский дом

Отвечая на вызовы Таймыра

 

Генеральныйдиректор АО «Норильск Авиа» ИгорьПетренко

 

АО «Норильск Авиа», дочерняя организация ГМК «Норильский никель», осуществляет авиационное обслуживание активов, входящих в  Группу «Норильский никель», и других предприятий Норильского промышленного района.

 

 

БЕЗАЛЬТЕРНАТИВНАЯ АВИАЦИЯ

 

АО «Норильск Авиа» было образовано в марте 2014 года в результате реорганизации ОАО «Авиакомпания «Таймыр» по решению единственного акционера – ОАО «Норильский комбинат». При этом авиакомпания сохранила кадровый летный и технический потенциал, а также опыт более чем 60-летней деятельности на территории Норильского промышленного района.

 

            Авиакомпания работает на севере Красноярского края, на территории Норильского промышленного и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального районов. Особенностью географического расположения данного региона является отсутствие наземных транспортных коммуникаций в течение значительной части года – авиация остается безальтернативным круглогодичным способом транспортного сообщения в НПР и с «большой землей».

 

            Обладая достаточным парком вертолетов среднего и легкого типа, АО «Норильск Авиа» является единственной авиакомпанией на Таймыре, способной удовлетворить потребности региона в авиационных услугах во всех сферах производственной и социальной жизни территории, а также в случае необходимости оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации.

 

 

ПОДДЕРЖКА С ВОЗДУХА

 

АО «Норильск Авиа» является обеспечивающим комплексом в производственной деятельности подразделений Группы компаний ПАО «ГМК «Норильский никель», в том числе, Заполярного филиала и Заполярного транспортного филиала ПАО «ГМК «Норильский никель», ОАО «Норильскгазпром», ОАО «Таймыргаз», ОАО «НТЭК», ООО «Норильскгеология» и других организаций в составе ГМК.

Основные направления деятельности авиакомпании – авиаперевозка вахт, технологического оборудования и продуктов жизнеобеспечения для производственных подразделений Группы, инспекционный воздушный мониторинг технического состояния магистральных трубопроводов и гидросооружений, изыскательские работы и многое другое. Авиакомпания занимается предотвращением и ликвидацией аварий на  стратегически важных объектах. Кроме того, во взаимодействии с Министерством по чрезвычайным ситуациям АО «Норильск Авиа» выполняет поисково-спасательные операции. В интересах Государственной корпорации по организации воздушного движения в РФ авиакомпания осуществляет круглосуточное дежурство вертолета с экипажем, что в случае авиационных происшествий позволяет организовать поисковые и спасательные работы в радиусе 260 км.

 

              Особую роль в АО «Норильск Авиа» отводят участию в решении социальных задач региона: санитарно-авиационному обеспечению жителей Таймыра (в том числе, выполнению срочных санитарных полетов), перевозке пассажиров, багажа и грузов в отдаленные населенные пункты, что составляет около 14,0% от общего налёта.

 

 

НА ПОЛНОМ САМООБЕСПЕЧЕНИИ

 

Авиационный парк АО «Норильск Авиа» состоит из более чем 16 воздушных судов, как находящихся в собственности, так и арендуемых. В своем распоряжении авиакомпания имеет вертолеты среднего типа – Ми-8Т, Ми-8МТВ, а также легкие машины – Ми-2 и Eurocopter.

            Основное место базирования вертолетов – посадочные площадки Валек и Дудинка. Несколько площадок на территории региона используются для дозаправок воздушных судов. В своей структуре авиакомпания имеет сертифицированные службы горюче-смазочных материалов с топливозаправочными комплексами, а также авиационно-техническую базу, что позволяет ей самостоятельно обеспечивать вертолеты топливом и техническим обслуживанием на посадочных площадках. Наличие собственных мощностей базирования уменьшает риски возникновения сбоев в авиационном обслуживании региона, но, следует отметить, содержание и обслуживание баз в соответствии с сертификационными требованиями в районах Крайнего Севера является делом затратным.

 

 

КАК ПРИВЛЕЧЬ КАДРЫ

 

Сегодня штат сотрудников является оптимальным с учетом целей и задач, стоящих перед АО «Норильск Авиа». Однако средний возраст летно-технического персоналав авиакомпании составляет 50 лет – это предел физических возможностей организма человека в специфических условиях управления летательными аппаратами. Из-за дефицита авиационных специалистов, вызванного сокращением количества высших и средних учебных заведений авиационного профиля, затруднена ротация персонала. Задача усложняется еще и тем, что срок подготовки летного персонала для выполнения полётов в сложных климатических условиях Крайнего Севера (за Полярным кругом) составляет от 7 до 10 лет.

Проблема ротации кадров существует не только в АО «Норильск Авиа», она актуальна в целом для гражданской авиации РФ. Стремясь обеспечить приток подготовленных молодых специалистов гражданской авиации, АО «Норильск Авиа» ведет работу с высшими и среднеспециальными учебными заведениями авиационного профиля по привлечению выпускников этих заведений на работу в авиакомпанию. В рамках действующих в ГМК «Норильский никель» программ осуществляется социальная поддержка приглашенных с «материка» молодых специалистов гражданской авиации.

 

 

СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

 

В настоящее время рынок авиаперевозок переживает кризис. Кризисные явления связаны с тяжелым финансовым положением в авиационной отрасли, что обусловлено рядом объективных причин: высокие цены на нефтепродукты, сокращение перевозок на внутренних и международных авиалиниях, невозможность замены устаревшей техники из-за неготовности производства к выпуску более современных воздушных судов или из-за высокой стоимости их реализации, отсутствие развитой наземной инфраструктуры и т.д.

 

Перечисленные выше процессы неизбежно отражаются на деятельности авиакомпании. Данные Красноярского межрегионального территориального управления ФАВТ свидетельствуют, что доля АО «Норильск Авиа» на региональном авиационном рынке имеет тенденцию к снижению, уменьшились объемы авиационных услуг, оказываемых в интересах предприятий нефтяной и газовой отрасли.

В то же время стратегические планы РФ по наиболее полному раскрытию ресурсного потенциала Арктики позволяют авиакомпании с оптимизмом смотреть в будущее. Определенные ожидания связываются и с развитием туризма на Таймырском полуострове – внутрироссийский туризм может стать одним из факторов роста для авиакомпании. Перспективность данного направления будет возрастать по мере совершенствования туристической инфраструктуры в регионе.

 

 

ГЛАВНОЕ – БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ

 

При любом сценарии развития экономики региона и административного переустройства роль авиации в транспортной инфраструктуре и востребованность услуг воздушного транспорта будут значимыми.

Прогноз деятельности АО «Норильск Авиа» в среднесрочной перспективе до 2020 года формируется при консервативном планировании объемов налета на уровне 2015 года. Находящийся в эксплуатации парк вертолетов авиакомпании выбывает из эксплуатации по возрастному критерию в период 2021-2025 гг. К этому времени планируется разработать программу замены парка, принимая во внимание стоимостные и технические характеристики новых моделей воздушных судов, а также возможность их лизинга. Авиакомпания продолжит уделять большое внимание обеспечению безопасности полетов, вкладывая ежегодно на эти цели значительные средства.

 

Предпринимаемые и планируемые меры по улучшению и устойчивому функционированию АО «Норильск Авиа» разрабатываются с учетом многих факторов, но все же главная роль в решении поставленных перед авиакомпанией задач отводится коллективу – ведь в основе всех нынешних и будущих достижений лежит  профессионализм и преданность делу летно-технического персонала. 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика