Московское метро с миитовским акцентом
Ректор Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), доктор технических наук, профессор Борис Лёвин Директор Института пути, строительства и сооружений МИИТ, доктор технических наук, профессор Таисия Шепитько
Более 80 лет ведущий транспортный вуз России работает в интересах крупнейшего транспортного предприятия столицы
Начиная с 30-х годов ХХ века в нашей стране начался процесс интенсивной разработки и внедрения нового вида городского транспорта. Рельсы, тоннели, станции ушли под землю – строительство метрополитенов для самых крупных городов стало одним из приоритетов государства. В рекордно короткие сроки в СССР была создана новая уникальная система подземного пассажирского транспорта, которая считается лучшей в мире. Рельсовые пути связали станции, многие из которых справедливо называются «подземными дворцами» и являются одними из самых популярных объектов для многочисленных иностранных и отечественных туристов. Первенца среди отечественных подземок – столичное метро – ударными темпами строила вся страна при участии ведущих ученых и инженеров государства. На первых ролях, что вполне естественно, были представители вузовской науки, имеющие большой опыт в проектировании и строительстве путей, мостов, тоннелей, а также эксплуатации транспортной инфраструктуры.
Союз длиною в 80 лет
Союз Московского метро и МИИТ был предопределен исторически (что характерно и для метрополитенов некоторых других городов, «крестными отцами» которых были отраслевые вузы). Столичный метрополитен отмечает славную дату – 80-летие, но деятельность миитовских ученых и специалистов по его созданию фактически началась с первого дня строительства в 1931 году. Эта ударная комсомольская стройка проходила при самом активном участии студентов вуза. Одновременно университет, накопивший к этому времени солидный опыт в сфере кадрового обеспечения железнодорожной отрасли, приступил к подготовке квалифицированных кадров для столичного метрополитена.
Отметим, что многие выпускники вуза впоследствии возглавляли столичный метрополитен, руководили его подразделениями как эксплуатационно-технологического, так и управленческого и финансово-экономического направлений. При этом руководители и ведущие специалисты метрополитена принимали активное участие в образовательном процессе: выступали с лекциями перед студентами вуза, успешно работали на его профильных кафедрах. За прошедшие годы десятки тысяч выпускников вуза: рабочих, техников, инженеров, управленческих кадров – обеспечивали эффективную работу крупнейшего транспортного предприятия столицы. Разработки миитовских ученых постоянно способствовали научно-техническому прогрессу стратегического партнера. Стройотряды МИИТ, начиная с 30-х годов прошлого века, были в авангарде строительства новых очередей Московского метро.
Кузница кадров
Сегодня университет является одним из главных поставщиков квалифицированных кадров всех уровней и направлений деятельности для столичного метро, центром переподготовки и повышения квалификации его персонала. Ежегодно система дополнительного профессионального образования МИИТ охватывает около двух тысяч руководителей и специалистов метрополитена, в том числе по разработанным вузом программам в сфере транспортной безопасности. Университет также ведет активную профориентационную работу среди молодежи с прицелом на ее потенциальную работу в структуре Московского метрополитена. Старшеклассники московских школ в ходе проводимых на базе вуза «университетских суббот» подробно знакомятся с историей, задачами развития и основными направлениями деятельности легендарного предприятия, перспективами достойного трудоустройства и успешной карьеры.
Особо стоит остановиться на взаимодействии вуза с Московским метрополитеном в области транспортного строительства. Сегодня базой этого взаимодействия является созданный в 1997 году путем объединения соответствующих профильных факультетов и кафедр МИИТ Институт пути, строительства и сооружений (ИПСС). Научный престиж института, профессиональная квалификация выпускников ИПСС имеют самую высокую репутацию в России и за рубежом. Научные школы института на протяжении десятков лет пользуются высоким авторитетом и представляют инновационные разработки, широко применяемые для развития предприятий транспортного комплекса, в том числе столичного метрополитена. С момента создания в 1896 году Московский государственный университет путей сообщения является головным вузом по подготовке инженеров-тоннельщиков и имеет большой опыт подготовки специалистов и научных кадров в области проектирования, строительства и эксплуатации транспортных сооружений, в том числе и по такой актуальной специализации, как «тоннели и метрополитены».
Необходимо отметить, что факультет «Мостостроение» и выпускающая кафедра «Тоннели и метрополитены» были созданы в МИИТ в 1933 году, то есть за два года до пуска первой линии метрополитена. Кафедру всегда возглавляли известные в России и за рубежом ученые. И сегодня трудно переоценить значительный вклад кафедры в проектирование и строительство Московского метрополитена, а также транспортных, коммунальных и гидротехнических тоннелей СССР и России. За время существования кафедры подготовлено более 2500 высококвалифицированных специалистов, работающих в крупных проектных и строительных организациях, в том числе и на Московском метрополитене. Примечательно, что руководителями и ведущими специалистами этих предприятий являются в основном выпускники МИИТ. В 2008 году кафедра переименована и получила название «Подземные сооружения». Сегодня ее возглавляет известный ученый, доктор технических наук, профессор Е.Н. Курбацкий.
По прочной и многолетней традиции подготовка инженеров-тоннельщиков в ИПСС ведется в тесном контакте с ведущими предприятиями и организациями подземного строительства, среди которых: – ОАО «Трансинжстрой» – российская строительная компания, один из основных подрядчиков строительства Московского метрополитена и других сложных инженерных объектов в Москве и Московской области; – ОАО «Метрогипротранс» – одна из крупнейших проектно-изыскательских организаций России; – ОАО «Московский Метрострой». Эти предприятия являются надежными партнерами вуза и работодателями для его выпускников. В ходе обучения наши партнеры: – принимают студентов на производственную (преддипломную) практику; – предоставляют необходимую информацию о деятельности компаний, которая используется в образовательном процессе, а также при выполнении по заказам предприятий научных тем в рамках курсового и дипломного проектирования; – принимают участие в ежегодном мониторинге качества подготовки специалистов; – способствуют трудоустройству выпускников МИИТ, наилучшим образом проявивших себя в учебном процессе и в ходе производственной практики.
Масштабные проекты
Необходимо остановиться на продуктивной деятельности Тоннельной ассоциации России (ТАР), кооперирующей работу компаний, занимающихся строительством и проектированием подземных сооружений. С момента своего создания в 1990 году ТАР постоянно работает в тесном контакте с образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования в области транспортного строительства, осуществляющими подготовку кадров для тоннелестроения. В 2014 году на базе ИПСС МИИТ при Тоннельной ассоциации России была создана кафедра «Тоннели и метрополитены», которую возглавил первый заместитель председателя правления, руководитель Исполнительной дирекции ТАР, доктор технических наук, профессор С.Г. Елгаев. Эта кафедра за короткий срок стала сообществом профессорско-преподавательского состава высших и средних учебных заведений в области метро- и тоннелестроения и освоения подземного пространства.
Благодаря усилиям кафедры и личному авторитету ее руководителя, ИПСС интенсивно проводит дополнительное профессиональное образование специалистов-тоннельщиков. За 2014 год курсы повышения квалификации прошли инженерно-технические работники 15 организаций, в том числе ГУП «Московский метрополитен», ОАО «Мосметрострой», ОАО «Мосинжпроект», ОАО «Метрогипротранс». Слушатели постоянно отмечают высокий уровень обучающих программ, высокую квалификацию преподавателей из числа лучших в России специалистов, обеспечивающих изучение: конструкций подземных сооружений; инженерных систем метрополитена; основ проектирования тоннелей и метрополитенов; современной тоннелепроходческой и горностроительной техники; основ организации строительства тоннелей и метрополитенов; строительства подземных сооружений открытым и закрытым способами; вертикальных стволов; подземных сооружений в неустойчивых грунтах с изучением вопросов охраны окружающей среды.
Много лет ИПСС эффективно ведет подготовку инженеров-тоннельщиков, инженеров-путейцев, инженеров-строителей железных дорог для Московского метрополитена и Мосметростроя.
В 2014 году заместитель мэра Москвы М.Ш. Хуснуллин и ректор МИИТ подписали Соглашение о сотрудничестве, предусматривающее масштабное использование научно-образовательного потенциала вуза в развитии транспортно-строительного комплекса столицы. Реализация Соглашения обеспечивает в том числе прохождение производственной практики студентами ИПСС МИИТ на оплачиваемых рабочих местах на объектах Московского метрополитена (ГУП «Московский метрополитен», ОАО «Мосинжпроект», СМУ-11 «Метростроя», ОАО «Мосметрострой», ООО «Метроспецстрой») по специальностям: – «Мосты и транспортные тоннели»; – «Управление техническим состоянием железнодорожного пути»; – «Промышленное и гражданское строительство».
Ученые ИПСС выполняют научно-исследовательские работы, обеспечивающие эффективное проведение эксплуатационных испытаний, разработку нормативно-технической документации, инструкций, ГОСТов и др.
Интеллектуальный потенциал МИИТ нашел эффективное применение при обеспечении виброзащиты Большого театра в тоннеле на участке метрополитена от станции «Тверская» до станции «Театральная», прокладке безбалластного пути в тоннелях, различных испытаниях не только на Московском, но и на Екатеринбургском и Петербургском метрополитенах и т.д. В настоящее время в МИИТ под руководством Е.Н. Курбацкого разработан проект нормативного документа «Оценка и защита от воздействий на окружающую среду при строительстве и эксплуатации тоннелей метрополитена», содержащий допустимые значения уровней вибраций, предварительную оценку, расчет и стандартную оценку, а также методику детальной оценки уровней вибраций. При этом предлагаются виброзащитные устройства и мероприятия, а также методы измерения уровней вибраций.
Эта научная разработка является весьма актуальной в связи с тем, что в настоящее время в Москве интенсивно проектируются и строятся новые линии метрополитена, в зону влияния которых попадает значительное количество жилых и общественных зданий, сооружений, среди которых немало важных в социальном плане и представляющих историческую и мемориальную ценность объектов.
Масштабы дальнейшего развития столичного метрополитена, который должен прийти в Новую Москву, впечатляют. Соразмерно этим масштабам будет укрепляться партнёрство Московского метрополитена и МИИТ. Об этом свидетельствует недавнее посещение университета начальником Московского метрополитена Д.В. Пеговым. Он высоко оценил учебно-научный потенциал вуза, остановился на кадровых проблемах столичного метро, которые руководство крупнейшего транспортного предприятия г. Москвы намерено решать в тесном сотрудничестве со своим многолетним надёжным партнёром – МИИТ.
|
|
|