Специфика водотранспортного комплекса Тюменской области. Ключевые направления развития
Генеральный директор ООО «Межрегионфлот» – Управляющая организация АО «ОИРП» Евгений Кормышов
Обь-Иртышское пароходство существует более 30 лет, в течение которых сохраняет и преумножает лучшие традиции речного и морского флота.
Тюменская область в рекордные сроки стала нефтегазовой энергетической базой страны. К концу 1980-х годов область ежегодно давала стране 400 млн тонн нефти и 574,2 млрд куб. метров газа. В обеспечение такого мощного прорыва в области возникла сильная строительная промышленность, машиностроение, стали появляться научно-исследовательские и проектные институты.
Тюменская область, особенно ее северная часть, имеет недостаточно развитую инфраструктуру, сеть автомобильных и железных дорог. Поэтому основная часть всех грузов перевозилась водным транспортом.Постановлением Совета министров РСФСР в 1982 году было образовано Обь-Иртышское объединенное речное пароходство (ОИРП), одно из крупнейших предприятий водного транспорта в Западной и Восточной Сибири и в Уральском федеральном округе. Необходимость создания предприятия была вызвана активным освоением недр Тюменской области и, как следствие, возрастающим объемом грузоперевозок. Суда доставляли добываемую на месторождениях региона нефть танкерами и нефтеналивными баржами на Омский нефтеперерабатывающий завод, а также строительные грузы для сооружения нефте- и газопроводов на север региона.
В настоящее время собственный самоходный и несамоходный флот ОИРП насчитывает более 250 судов. В составе транспортного флота пароходства имеются: · буксиры-толкачи различных проектов (мощностью от 300 до 2400 л.с.) в количестве 70 единиц; · баржи-площадки и аппарельные баржи(грузоподъемностью от 1000 до 2800 тонн), в том числе суда смешанного река – море класса, из них: · проект 942М – 50 единиц общей грузоподъемностью 59 500 тонн, в том числе в разряде плавания М-СП – 32 единицы общей грузоподъемностью 16 704 тонны; · проект Р-56 – 64 единицы общей грузоподъемностью 179 200 тонн; · проект 16801, Р-29 – 67 единиц общей грузоподъемностью 201 000 тонн в разряде плавания Р, 152 035 тонн в разряде плавания М-СП.
Кроме того, пароходство ежегодно проводит модернизацию флота: на судах, построенных в 1980-е годы, производится замена корпусов, устанавливаются новые двигатели и современное радионавигационное оборудование, только за последние 8 лет для более сотни судов расширен район плавания.
Знаковые проекты
Созданное для нужд ТЭКа, пароходство продолжает выстраивать плодотворные отношения с лидерами отрасли. Заказчиками предприятия на протяжении многих лет являются организации, входящие в структуру ОАО «Газпром», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «НОВАТЭК» и других вертикально интегрированных компаний ТЭКа. Следуя своему предназначению, флот ОИРП осуществляет транспортировку генеральных грузов от причалов Архангельска, Северодвинска, портов на реке Оби до поселков Харасавэй, Бованенково, Сабетта, а также на необорудованный берег полуострова Ямал. Обь-Иртышское речное пароходство принимает активное участие в реализации проектов освоения залежей углеводородного сырья в Западной Сибири. Нефтегазовые месторождения в основном находятся в труднодоступных местах, где нет дорог, и транспортное сообщение с ними в летний период можно было осуществлять только по воде. Флот пароходства доставляет грузы, необходимые для бурения нефтяных и газовых скважин, обустройства месторождений, строительства промышленных, жилых и социальных объектов, дорог.
В частности, Обь-Иртышское пароходство обеспечило доставку в районы строек труб большого диаметра, что позволило ввести в эксплуатацию строящиеся в регионе магистральные газопроводы раньше намеченных сроков. Иными словами, в ускоренном развитии Западно-Сибирского нефтегазового комплекса есть большая заслуга речников предприятия. Кроме того, пароходство участвовало в освоении Ямбургского газоконденсатного месторождения, а именно осуществляло перевозки суперблоков весом от 100 до 400 тонн. Груз доставлялся из Тюмени с применением ледоколов. Особенно значимым был вклад пароходства в реализацию Бованенковского месторождения голубого топлива, на которое переправлялись различные грузы, в том числе буровые установки. Флотом пароходства обеспечена транспортировка импортного тяжеловесного крупногабаритного оборудования для нефтеперерабатывающих заводов в Омске, Тобольске, Томске и других городах Западной Сибири.
Речники ОИРП выполнили уникальную работу по транспортировке и установке трех пролетов моста через реку Иртыш в Ханты-Мансийске общей длиной 450 ми весом более восьми тысяч тонн, который соединил автомобильную дорогу от Нижневартовска с границей Свердловской области. В 2012 году Обь-Иртышское речное пароходство принимало активное участие в реализации проекта по доставке тяжеловесного, негабаритного транспортного модуля «Генератор» для Серовской ГРЭС. Доставка осуществлялась в два этапа: из Гамбурга с перевалкой груза с морского судна на суда пароходства на рейде Нового порта, далее доставка осуществлялась до Сергино с перевалкой на ж/д транспорт. Выгрузка на причал производилась с баржи аппарельного типа РО-РО способом.
Объемы перевозок
Начиная с 1992 года речники Обь-Иртышского пароходства на баржах осуществили завоз более двух миллионов тонн грузов в Харасавэй, Бованенково. В 2008 году на Бованенковское месторождение судами пароходства было доставлено в Харасавэй 420 тысяч тонн груза, в 2010 году груз в объеме 120 тысяч тонн доставлялся напрямую без перевалки в пути следования до Бованенково. В 2014 году, как и в 2013 году основными пунктами перевозки грузов на полуострове Ямал стали пункты Обской и Тазовской губы, в частности пункт Сабетта, куда было завезено 349,8 тысячи тонн генеральных грузов флотом пароходства (179 барж). Щебня в Сабетту было доставлено в количестве 114,6 тысячи тонн.
Всего по итогам 6-месячной работы в навигацию 2014 года судами АО «Обь-Иртышское речное пароходство» было перевезено 1028, 81 тысячи тонн грузов, в том числе: · генеральные грузы – 637,02 тысячи тонн; · щебень (с учетом поставки) – 367,71 тысячи тонн щебня; · песок собственной добычи на Сурей-Юганском месторождении из пункта Остров Пугор – 24 тысячи тонн.
Дополнительные сферы деятельности
Область деятельности пароходства не ограничивается перевозкой генеральных грузов по внутренним речным и морским путям. Предприятие занимается активной добычей и перевозкой инертных материалов (песка, щебня) на собственных баржах на юг Тюменской области, в Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, удовлетворяя растущие потребности строительных и дорожных компаний региона. ОИРП также предлагает услуги по проектированию, изготовлению, установке и обслуживанию зимних и круглогодичных разводных технологических переправ для обеспечения проезда через водные преграды.
В настоящее время в целях доставки грузов от места их выгрузки с судов к месту производства работ пароходством построены и поддерживаются в рабочем состоянии технологические переправы: одна на Бованенковском нефтегазоконденсатном месторождении в районе реки Се-Яха и семь на Приобских месторождениях углеводородов в районе Средней Оби. Эффективно используются суда ОИРП на паромной переправе по маршруту поселок Сергино – Салехард – поселок Сергино протяженностью 614 км. Статистика показывает, что ежегодно количество перевозимой техники растет: в 2011 году было перевезено 4030 единиц, в 2013 и 2014 годах уже ориентировочно по 5570 единиц в год.
Наряду с доставкой грузов коммерческим организациям компания участвует в социально значимых проектах на территории Югры, таких как организация пассажирских перевозок в населенные пункты, не имеющие круглогодичного автомобильного сообщения с окружной столицей, завоз угля в труднодоступные населенные пункты округа. Пароходством организовано регулярное сообщение по очень важным для жителей столицы округа пригородным маршрутам: · Октябрьское – Приобье – Октябрьское, · Перегребное – Приобье – Перегребное, · Ханты-Мансийск – Дачи – Ханты-Мансийск, · Октябрьское – Большой Камень – Октябрьское.
Перевозка пассажиров осуществляется комфортабельными скоростными теплоходами типа «Заря», «Ракета», «Москва».
|
|
|