Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Водные пути Восточной Сибири | Издательский дом

Водные пути Восточной Сибири

 

Руководитель ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» Валерий Иннокентьевич Савинов

 

ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» является подведомственным Федеральному агентству морского и речного транспорта учреждением, осуществляющим функции администрации Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей по выполнению государственных работ и оказанию государственных услуг в сфере внутреннего водного транспорта.

 

 

Вехи истории

 

 Первые сведения о реках Восточной Сибири появились в XVII–XVIIIстолетиях. В летописях Иркутска до первой половины XVIIIвека имеются многократные указания выезда на судах по р. Ангаре с выходом на «Байкал-море» и далее по р. Селенге.

С продвижением границ России на Восток и необходимостью защиты своих интересов в 1764 году в г. Иркутске было организовано военное морское адмиралтейство по руководству казенными судами, плавающими по озеру Байкал. Указанные суда комплектовались исключительно военными командами. Выполнив свою задачу, адмиралтейство было ликвидировано в 1839 году.

Первый пароход в бассейне был построен в 1844 году, его строительство осуществлялось в 18 верстах выше г. Иркутска в селении Грудинино. Пароход имел мощность 32 л.с. С «высочайшего соизволения» ему было присвоено название «Император Николай I». Начало регулярного судоходства относится к 1875 году, когда было утверждено «Положение о срочном почтово-пассажирском и буксирном пароходстве на оз. Байкал». Содержание пароходных рейсов было представлено товариществу «Байкальское пароходство».

 

Первый паром-ледокол, названный «Байкал», доставленный по частям из Англии и собранный в п. Листвянка, приступил к работе в январе 1900 года. Второй паром-ледокол «Ангара», только несколько меньших размеров, приступил к работе в августе 1900 года. Паром-ледокол «Байкал» работал на этой линии вплоть до Октябрьской революции.

Первые исследования реки Ангары в целях судоходства с выставлением плавучих обстановочных знаков были выполнены в 1875 году. В 1888–1889 годах впервые была издана карта-схема по всей длине реки от истока до устья.

1895 год следует считать началом дноуглубительных работ в бассейне, когда впервые были выполнены камнеуборочные работы на ряде порогов реки Ангары.

 

Серьезное изучение оз. Байкал в интересах судоходства было проведено с 1896 по 1902 год гидрографической экспедицией главного гидрографического управления под руководством полковника Дриженко Ф.К. Выпущенный этой экспедицией в 1908 году атлас оз. Байкал с небольшими корректировками используется для мореплавания по настоящее время.

-                     1918 год – национализация Ангарского, Байкальского и Селенгинского пароходств.

-                     1920 год – создание Иркутского районного управления водного и дорожного транспорта (РУПВОД), которое ведало перевозками грузов и путевыми работами. Байкальское пароходство сливается с Ангарским.

-                     1922 год – восстановление освещаемой судоходной обстановки на оз. Байкал.

-                     1924–1926 годы – строительство парового путейского флота для обслуживания судоходной обстановки. Проведение впервые инструментальных исследований и изучение реки Селенги от устья до госграницы, а также реки Орхон в пределах Монголии. Первое издание лоцманской карты р. Селенги в пределах от устья до госграницы.

- 1930–1938 годы – с образованием Народного комиссариата водного транспорта СССР проведение путевых работ в бассейне передается Ангарскому и Селенгинскому пароходствам. В их составе работало четыре технических участка. Создание управления по освоению рек Восточной Сибири.

 

Изыскательскими партиями этого управления проведены большие работы по изучению рек. На основе этих изысканий издаются лоцманские карты рек: Верхней Ангары, Селенги в пределах Монголии, Баргузина, Чикоя, Оки и Ангары от Истока до г. Братска. Начало активных дноуглубительных работ на реках Ангаре и Селенге. Установление гарантированных габаритов судового хода на р. Селенге и проведение на ней строительства первых выправительных сооружений.

-                     1938 год – образование Восточно-Сибирского бассейнового управления водных путей. Передача от пароходств в ведение БУП технических средств (38 единиц) и обслуживающего персонала (1100 человек).

- 1938–1941 годы – с выделением путевого хозяйства в самостоятельную организацию улучшение путевых условий для плавания стало проводиться более активно, технически обосновано, с учетом перспективы.

 

В послевоенные и 50-е годы работы по развитию флота и берегового хозяйства были продолжены. Производится замена керосинового освещения плавучих и береговых знаков судоходной обстановки на электрическое и от газа-ацетилена. С установкой автоматов включения и выключения огней укрупняются обстановочные посты, вводится бригадный метод обслуживания обстановки, проводится замена парового флота на суда с ДВС. Создаются дополнительные изыскательские партии для изучения русловых процессов, происходящих на водных путях.

Очередным поворотным моментом в истории развития водных путей и перевозок является строительство на р. Ангаре каскада гидроэлектростанций: Иркутской (1952–1957), Братской (1959–1965) и Усть-Илимской (1969–1974).

Для транспортного освоения построенных водохранилищ требовались новые производственные мощности и совершенно новые суда.

 

В эти годы производственная база БУП получила наибольшее развитие: были построены обстановочные базы и жилые дома для обслуживания персонала в пос. Никола на Иркутском водохранилище, в г. Свирске, п.п. Усть-Уде, Шумилове, Калтуке, Тангуе, Завали на Братском водохранилище и в п. Осиновка на Усть-Илимском водохранилище, производственные базы в г.г. Иркутске, Братске и Улан-Удэ. Все обстановочные суда, которые должны были осваивать водохранилища, заменены на суда класса «О». Весь парк устаревших паровых земснарядов был заменен на дизель-электрические. Резко возросли объемы проводимых путевых работ. Устанавливаются гарантированные габариты судовых ходов на всех трех водохранилищах. Ацетиленовое освещение знаков судоходной обстановки на водохранилищах и оз. Байкале заменяется на электрическое, издаются лоцманские карты водохранилищ.

 

К началу 90-х протяжение водных путей, используемых для перевозок грузов и пассажиров, увеличилось до 7,3 тысячи км, в том числе с гарантированными габаритами увеличилось до 4,6 тысячи км. С освещаемой судоходной обстановкой обслуживалось 5,8 тысячи км. Увеличиваются гарантированные габариты на реке Ангаре с 200 до 240 см, на реках Селенге и Чикой – с 90 до 110 см. Объем грузоперевозок в бассейне достиг своего максимума и составил 18,5 млн т.

 

В 90-е годы по различным причинам объемы перевозок грузов и пассажиров в бассейне сократились в 9,5 раз, уменьшилась и протяженность обслуживаемых водных путей, в т.ч. с освещаемой обстановкой и с гарантированными габаритами пути.

В настоящее время в зоне ответственности ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» находятся водные трассы на территории Иркутской области и Республики Бурятия общей протяженностью 5883 км, в том числе 3474 кмс гарантированными габаритами судовых ходов, из которых 2861 кмс освещаемой обстановкой.

 

 

Водные пути Байкало-Ангарского бассейна

 

Особенность Байкало-Ангарского бассейна – большое количество крупных водохранилищ, созданных в результате строительства на р. Ангаре каскада гидроэлектростанций: Иркутской, Братской и Усть-Илимской. Эти комплексы оказали существенное влияние на развитие водных путей, перевозок и в целом экономики Восточной Сибири.

В настоящее время в состав водных путей, обслуживаемых ФБУ, помимо озера Байкал, входят реки Ангара с тремя водохранилищами (Иркутским, Братским, Усть-Илимским), Селенга, Баргузин и Верхняя Ангара.

Жемчужина бассейна – озеро Байкал. Длина озера от его южной оконечности до северной – 648 км, наибольшая ширина – 92 км(между пос. Усть-Баргузин – восточный берег и с. Большой Онгурен – западный берег), а наименьшая – 25 км(против дельты р. Селенги).

В озеро впадает более 336 рек и ручьев, а вытекает лишь одна – Ангара.

В результате подпора вод реки Ангары плотиной Иркутской ГЭС, которая является первой ступенью Ангарского каскада водохранилищ, образовалось Иркутское водохранилище. Наполнение водохранилища началось в декабре 1956 года и закончилось в июле 1962 года.

На участке реки Ангары от плотины Иркутской ГЭС до зоны выклинивания Братского водохранилища сток реки зарегулирован Иркутским гидроузлом. При наполнении Братского водохранилища до НПУ (402,0 м) его подпор распространяется до 71 кмот Иркутского моста, при сработке водохранилища до отметки 393,5 мподпор распространяется до 120 км.

Братское водохранилище является одним из крупнейших искусственных водоемов в России. Оно является второй ступенью Ангарского каскада ГЭС. Плотина Братской ГЭС сооружена на одном из непроходимых порогов реки Ангары (Падунский порог) в 605 кмот г. Иркутска

В связи с тем, что ложем водохранилища являются реки Ангара, Ока и Ия, по водохранилищу установлены три основных направления: Ангарское, Окское и Ийское.

 

Третьей ступенью Ангарского каскада гидроэлектростанций является Усть-Илимское водохранилище. Плотина ГЭС построена в 292 кмниже плотины Братской ГЭС. В связи с тем, что ложем водохранилища являются реки Ангара и Илим, по водохранилищу установлены два основных направления: Ангарское и Илимское.

Самым крупным судоходным водным потоком, питающим озеро Байкал, является река Селенга. Река Верхняя Ангара является вторым по значению судоходным притоком озера Байкал.

Третьим по величине судоходным притоком озера Байкал является река Баргузин.

 Уровневый режим Ангары зависит от режима работы Иркутской ГЭС. Во второй половине навигации из-за малой приточности возникли большие проблемы с наполнением о. Байкал до установленного уровня в 457,0 мТихоокеанской системы (на 10 сентября 2014 года – 456,38 м).

Навигация 2014 года на реке Ангаре выдалась сложной. Исходя из решений протокола заседания «Межведомственной рабочей группы по регулированию режимов работы водохранилищ Ангаро-Енисейского каскада и Северных ГЭС, уровня воды озера Байкал» в целях выполнения требования Постановления Правительства РФ «О предельных значениях уровня в оз. Байкал» от 26 марта 2001 № 234, обеспечения бесперебойной работы водозаборных сооружений в зимний период, на период с 04 сентября 2014 по 04 октября 2014 года Иркутской ГЭС были установлены среднесуточные сбросные расходы 1400 м3/с, с 04 октября 2015 года – 1300 м3/с, которые меньше навигационного расхода воды на 200 м3/с и не обеспечивают необходимого проектного уровня на участке реки Ангары от Иркутской ГЭС до 88 км. Установившиеся уровни воды по водопосту Иркутск на 45–50 смниже проектного.

 

В соответствии со статьей 77 «Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации» в целях обеспечения безопасности судоходства ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» на участке внутренних водных путей Байкало-Ангарского бассейна от Иркутской ГЭС до 88 кмреки Ангары ввело ограничение по осадке судов с 15 сентября 2014 года по 01 ноября 2014 года (до окончания навигационного периода 2014 года).

Аналогичная ситуация наблюдается в навигацию 2015 года.

 

 

Цели, задачи, развитие

 

Главными в деятельности ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» являются содержание, эксплуатация и развитие внутренних водных путей, поддержание гарантированных габаритов судовых ходов для обеспечения безопасности судоходства. Для выполнения путевых работ ФБУ оснащено многочерпаковым землечерпательным снарядом производительностью 250 м3/час, тремя плавучими кранами производительностью 105 м3/час каждый, обстановочными судами, буксировщиками, несамоходными судами, ремонтно-механическими мастерскими. Работают две изыскательские партии.

 

Для обеспечения выполнения программы по обеспечению гарантированных габаритов судовых ходов необходимо решить вопрос по обновлению флота. В соответствии с ФЦП «Модернизация транспортной системы России» (подпрограммы «Внутренние водные пути», приложение «Перевооружение и модернизация технического флота») для нужд Байкало-Ангарского ГБУ предусмотрено строительство 11 судов.

За последние годы в Байкало-Ангарском бассейне имеется устойчивая тенденция роста перевозок грузов и пассажиров. В бассейне действуют внутригородские, пригородные, междугородные и региональные пассажирские линии.

Интенсивное развитие туризма на озера Байкал, в т.ч. международного, способствует увеличению количества круизных и прогулочных судов. Большое количество туристических баз, домов отдыха, рекреационных зон в прибрежной зоне озера Байкал, на Малом море, реконструкция и строительство причальных сооружений способствуют увеличению числа отдыхающих на воде.

Помимо общего роста числа туристов, растет интерес к круизам по Байкалу на теплоходах, ведь только с помощью водного транспорта можно посетить все достопримечательности озера за короткое время.

На данный момент на о. Байкал закончилось строительство большой и современной рекреационной зоны и зоны отдыха в устье р. Турки рядом с одноименным поселком.

Количество туристов, посещающих озеро Байкал в летний период, увеличилось в 2014 году на 85% по сравнению с 2013 годом и, по данным некоторых источников, составило порядка 1,5 млн человек.

Пассажироперевозки – это не только туризм, но также и решение социальных вопросов, так как для жителей многих населенных пунктов, расположенных вблизи водоемов, водный транспорт является единственным доступным и быстрым средством связи с внешним миром.

 

Учитывая, что на озеро Байкал будут съезжаться все больше туристов, в том числе и иностранных, необходимо уделять еще больше внимания безопасности судоходства. Для осуществления этого ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» предполагается решить вопрос о полном переводе всех водных путей (курсов) на озере Байкал в категорию освещаемых с гарантированными габаритами судовых ходов и, соответственно, оснащением судовых ходов (курсов) дополнительным навигационным оборудованием.

Согласно Государственному заданию на 2015–2017 годы на озере Байкал в категорию освещаемых с гарантированными габаритами переведены три курса до устья р. Турки общей протяженностью 190 км.

В ФБУ предусмотрено внедрение сетей технологической связи, усиление антитеррористической защищенности объектов, внедрение разработанных планов обеспечения транспортной безопасности объектов инфраструктуры, капитальный ремонт многочерпакового земснаряда, поэтапная замена судов на современные. Первой ласточкой стало окончание в 2015 году строительства обстановочного судна проекта 3052, получившего название «Ирбис». Судно построено по заказу ФКУ «Речводпуть» в рамках мероприятия «Обновление обслуживающего флота» подпрограммы «Внутренний водный транспорт» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России 2010–2020 годы». Проект судна разработан ООО «Горьковское центральное конструкторское бюро речного флота». Строительство судна осуществляется ОАО «Московский судостроительный и судоремонтный завод» на производственных мощностях Верхне-Ленского района водных путей и судоходства – филиала ФБУ «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей», расположенного в поселке Жигалово Иркутской области. Обстановочное судно «Ирбис» имеет следующие основные технические характеристики: длина габаритная 35,8 м, ширина габаритная 6,0 м, высота борта 2,6 м, осадка наибольшая 1,4 м, мощность главных двигателей 2 × 165 кВт, скорость хода максимальная 24,0 км/ч, экипаж 6 человек, класс Российского речного регистра «X О – пр 2.0 (лед 20) А».

 

Для мониторинга судов технического флота с использованием навигационных спутниковых систем ФГУП «Морсвязьспутник» поставило 33 судовых комплекта, 4 береговых и 8 комплектов оборудования спутниковой связи. Системы установлены на все самоходные суда и земснаряды администрации.

Вместе с тем сдерживающим фактором более интенсивного роста объемов перевозок водным транспортом и развития региона является то, что бассейн закрытый. Построенные гидроузлы: Иркутский, Братский, Усть-Илимский – не имеют судопропускных сооружений, и осуществляется только побьефное судоходство. Также затруднения вызваны тем, что возникает необходимость строить и эксплуатировать в каждом водоеме суда различных классов и конструкций. Озеро Байкал отнесено к разряду с морскими условиями плавания (разряд «М»), а большинство судоходных трасс Братского и Усть-Илимского водохранилищ – к разряду с озерными условиями плавания (разряд «О»), Иркутское водохранилище и реки относятся к разряду «Р».

 

 

Оказываемые услуги

 

ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» оказывает услуги сторонним организациям по землечерпательным работам (разработка карьеров, углубление причалов, водозаборов и т.д.), тралению, установке и содержанию навигационных знаков, производству изыскательских работ, информационному обеспечению.

В соответствии с «Положением об обеспечении информацией судовладельцев и судоводителей о путевых условиях плавания на внутренних судоходных путях РФ», утвержденного приказом Департамента речного транспорта № 32 от 30 мая 1995 года, «Порядком диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации», утвержденным приказом Минтранса России № 47 от 01 марта 2010 года, ФБУ заключает договора с судовладельцами по представлению информации о путевых условиях плавания, по диспетчерскому регулированию движения судов, также обеспечивает круглосуточное наблюдение за вызовами по сигналам бедствия и срочности по каналу безопасности.

 

Кроме того, ФБУ проводит дипломирование плавсостава всех видов судов речного транспорта Байкало-Ангарского бассейна, аттестацию исполнительных руководителей и специалистов, ответственных за безопасную работу флота. Занимается регистрацией судов бассейна. Осуществляет портовый контроль.

 

 

Филиалы

 

 Байкало-Селенгинский район водных путей и судоходства

 

670000, г. Улан-Удэ, ул. Водопроводная, д. 1

Тел.: 8 (3012) 21-95-20

E-mail: bsrvpulannude@mail.ru

Начальник Василий Мартемьянович Семенников

 

Обслуживает судоходные трассы озера Байкал, Иркутского водохранилища, рек Селенги, Верхней Ангары, Баргузина. Протяженность водных путей, обслуживаемых филиалом, составляет 3102 км, в том числе с гарантированными габаритами – 1795 км. Освещаемой обстановкой обслуживается 1641 км. Филиал обслуживает водные пути, проходящие в двух регионах. По Иркутской области проходит 1212 кмсудоходных трасс, по Республике Бурятия – 1890 км.

В 2015 году в связи с передачей имущественного комплекса Верхне-Ленского района водных путей и судоходства – филиала ФБУ «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» в ведение ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна», в составе филиала создано новое обособленное подразделение Жигаловская РЭБ. Основными целями нового подразделения являются: строительство, ремонт и обслуживание флота ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна», а также выполнение работ по судостроению и судоремонту флота, эксплуатирующегося в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.

                      

 

 Ангарский район водных путей и судоходства

 

664035, г. Иркутск, проезд Селитбенный, д. 1

Тел.: 8 (3952) 28-76-60

 E-mail: arvpirkutsk@irmail.ru

Начальник Елена Владимировна Анисенко

 

Обслуживает водные пути от плотины Иркутской ГЭС до плотины Усть-Илимской ГЭС, куда входят р. Ангара, Братское и Усть-Илимское водохранилища с реками Окой, Ией, Илимом.

Протяженность водных путей, обслуживаемых филиалом, составляет 2781 км, в том числе с гарантированными габаритами – 1869 км. Освещаемой обстановкой обслуживается 1410 км.

 

 

Протяженность водных путей, км

 

Год

Общая

Гарантированные

Освещаемые

Без СНО

2010

5883

3454

2841

-

2011

5883

3416

2818

-

2012–2014

5883

3474

2861

2409

По государственному заданию на 2015–2017 годы

2015–2017

5883

3664

3051

2219

 

Дноуглубление, тысяч куб. м.

 

Год

Транзит

Всего удалено

2010

41,2

653,8

2011

98,1

578,0

2012

117,5

404,3

2013

231,8

359,6

2014

132,0

371,0

План на 2015 год

2015

305,0

595,0

 

Объемы перевозок ВВТ в границах деятельности администрации

 

Год

Пассажиров, тысяч чел.

Грузов, млн т

2010

421,6

3,96

2011

427,5

3,77

2012

429,1

4,1

2013

450,6

2,6

2014

504,7

2,09

 

 

 

 

Разработанный для внедрения проект Программы реконструкции и модернизации производственных мощностей ФБУ в составе ФЦП «Развитие транспортной системы РФ на период 2010–2020 годов», высокий профессионализм сотрудников позволяют уверенно смотреть в завтрашний день и строить вполне оптимистические прогнозы в деле обеспечения судоходства.

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика