Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Транспортная инфраструктура Волгоградской области | Издательский дом

Транспортная инфраструктура Волгоградской области

 

Город Волгоград расположен на правом, западном берегу реки Волги и протянулся вдоль волжского побережья на 65 км, что делает его самым протяженным городом России.

 

 

Свою историю Волгоградская область ведет с начала XVIвека, когда к русскому государству были присоединены Астраханское и Казанское ханства. В результате этих территориальных изменений юго-восточные границы остались открытыми, никем не охраняемыми, и в 1589 году царь Иван Грозный решил основать на этом месте город. Свое первое название, согласно преданию, город получил по названию реки Царица. Первая деревянная крепость, впоследствии ставшая административным центром Волгоградской области, именовалась Царицын.

 

К концу XVIII века к России присоединяются Крым и Кубань, из-за чего границы государства отодвинулись далеко на юг и Царицынская сторожевая линия была упразднена, а город утратил свое военно-стратегическое значение. Долгие годы Царицын оставался уездным городом, в котором практически не осуществлялось градостроительство. В первой четверти XIXвека Царицын был переименован в город Сталинград.

 

 

Великая Отечественная война

 

В августе 1942 года фашисты прорвали фронт и вышли к Волге, подвергнув город жесточайшей бомбардировке. Вражеская авиация разрушила нефтехранилища, расположенные вдоль берега Волги, и горящая нефть, плывя по реке, зажигала суда, деревянные причалы и береговые сооружения.

 Шесть с половиной месяцев с неослабевающим напряжением продолжалась великая битва на Волге. Защитники Сталинграда проявили беспримерное мужество, изматывая превосходящие силы противника. В ноябре 1942 года советские войска перешли в наступление, и 2 февраля 1943 года гитлеровская группировка под Сталинградом была полностью разгромлена. 

 

 

Волгоград сегодня

 

 Сейчас Волгоград – один из крупнейших городов России протяженностью более 80 км, с площадью городских земель почти 56,5 тысячи гектаров. В нем проживает миллион жителей свыше 100 национальностей. Благодаря выгодному географическому положению, Волгоградская область является главными воротами на юг России с выходом на Иран и Ирак – через Кавказ, на Индию – через Республику Казахстан, и естественно, что развитая транспортная инфраструктура – одно из ключевых условий социально-экономического развития региона.

 

 

Транспортная инфраструктура

 

Транспортная инфраструктура Волгоградской области располагает всеми видами транспорта, кроме морского. Важную роль в транспортной системе региона играет железнодорожный транспорт, осуществляющий основные транспортно-экономические связи Волгоградской области с другими регионами России и зарубежными странами. Протяженность железных дорог в области составляет 1660 км.

 

Сложилась пятилучевая радиальная конфигурация их расположения с центром в Волгограде:

·                    на северо-запад – это направление связывает Волгоград со столицей нашей родины – Москвой, промышленными центрами Центрально-Черноземного и Центрального экономических районов;

·                    на запад – железнодорожные пути связывают область с Донецко-Приднестровским районом, с его угольными, металлургическими, машиностроительными и химическими предприятиями;

·                    юго-западное направление – это Новороссийск, Ростов-на-Дону и другие центры Северо-Кавказского района;

·                    на юго-восточном направлении располагается Астрахань, путь через которую лежит в Казахстан и Среднею Азию;

·                    северное направление – это крупные индустриальные центры Поволжья: Саратов, Ульяновск, Казань.

 

В границах Волгоградской области для перевозок грузов и пассажиров используются входящие в Единую глубоководную систему европейской части России участки рек Волги и Дона, Волго-Донской судоходный канал. Габариты судового хода этих путей, а также размеры камер шлюзов позволяют эффективно эксплуатировать крупнотоннажный флот, включая суда «река – море» плавания. Судоходными являются также р. Дон выше г. Калача-на-Дону и верховья р. Ахтубы при условии своевременного проведения дноуглубительных работ. Основными предприятиями речного транспорта Волгоградской области являются ОАО «Волгоградский речной порт», ОАО «Калачевский порт», Волжская база технического обслуживания флота ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство», Калачевский филиал ОАО «Донречфлот».

 

Автомобильный транспорт в Волгоградской области осуществляет перевозки грузов как во внутриобластном, так и в межрегиональных сообщениях, обеспечивая выход продукции промышленных и сельскохозяйственных предприятий к железнодорожным станциям и узлам, речным портам региона для последующего вывоза в другие регионы России, страны СНГ и другие государства. Сельское хозяйство в области на 80–90% обслуживается автомобильным транспортом. Дальнейшее развитие и совершенствование АПК напрямую зависит от этого вида транспорта, развития и совершенствования сети автомобильных дорог в сельской местности.

 

Конфигурация шоссейных дорог в основном повторяет конфигурацию железных дорог. Наибольшее значение имеют магистрали Волгоград – Тамбов – Москва, Волгоград – Саратов, Волгоград­ – Элиста – Ставрополь, Волгоград – Шахты и Волгоград – Астрахань.

Волгоградский аэропорт – один из крупнейших в Поволжье. Воздушные трассы связывают Волгоград со многими городами. Аэропорт Волгоград (Гумрак), являющийся аэропортом федерального значения, допущен к осуществлению международных перевозок.

 

Большое значение имеет трубопроводный транспорт. Сеть трубопроводов соединяет Волгоград с нефтяными и газовыми месторождениями области. Кроме того, через ее территорию пролегли магистральные нефтепроводы: Западная Сибирь – Самара – Новосибирск, Самара – Лисичанск.

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика