Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Проблемы развития местных авиаперевозок и предложения по улучшению ситуации | Издательский дом

Проблемы развития местных авиаперевозок и предложения по улучшению ситуации

 

Развитие авиационного комплекса Забайкальского края вдвое увеличит пассажиропоток и авиамобильность населения, повысит доступность системы санавиации.

 

Генеральный директор ООО «Аэросервис» Сергей Иваненко

 

 

ООО «Аэросервис» является единственной местной авиакомпанией на территории Забайкальского края, которая начиная с 2010 года обеспечивает выполнение авиационных работ в интересах Забайкальского центра медицины катастроф, Читинской лесавиабазы, ведет аэросъемочные и другие авиационные работы.


С 2013 года авиакомпанией проводится большая работа по восстановлению посадочных площадок и организации пассажирских рейсов путем привлечения сертифицированных перевозчиков. В октябре 2014 года компания получила собственный сертификат эксплуатанта и лицензии на право выполнения пассажирских авиаперевозок, начата подготовительная работа по выполнению рейсов «под собственным флагом».

Цель авиакомпании – в ближайшей перспективе начать полеты в удаленные и труднодоступные районы Забайкальского края, обеспечить дальнейшее формирование маршрутной сети, нацеленной в первую очередь на удовлетворение потребности в транспортной доступности забайкальцев. 

 

 

Проекты 2015 года

 

Несмотря на закрепление Конституцией и федеральным законодательством прав граждан на свободу передвижения – реализация этих прав осуществляется исключительно за счет местных бюджетов. Получается парадоксальная ситуация – территории регионов определяли не мы, транспортная сеть тоже без нас сложилась, но именно власть на местах сейчас пытается преодолеть эту неравномерность развития. При этом в каких-то субъектах РФ проблемы содержания санитарной авиации и обеспечение социально значимых перевозок в удаленные и, самое главное, труднодоступные районы просто нет, а в каких-то областях на эти цели уходят десятки и сотни миллионов рублей.

 

 

Изменить положение дел

 

Согласно позиции Росавиации, развитие региональных авиаперевозок в настоящее время стимулируется в рамках постановления Правительства РФ от 25 декабря 2013 года № 1242 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории РФ и формирование региональной маршрутной сети РФ». В приложении № 3 данного постановления указаны населенные пункты, расположенные на территории РФ, с которыми отсутствует круглогодичная связь наземным транспортом и транспортная доступность которых обеспечивается воздушным транспортом. Данных населенных пунктов там около 400. Из них 58 населенных пунктов на территории Сибирского федерального округа. В п. 9 указано, что в перечень субсидируемых включаются в первую очередь те маршруты, в которых хотя бы один из аэропортов расположен в населенном пункте согласно приложению № 3. Другими словами, основной приоритет постановления направлен именно на обеспечение транспортной доступности населенных пунктов, где нет круглогодичного обеспечения транспортной доступности альтернативными видами транспорта. Учитывая изложенное, необходимо признать, что постановление фактически не работает, поскольку на данный момент, согласно опубликованному на официальном сайте Росавиации перечню субсидируемых маршрутов,из 96 маршрутов всего только 6 выполняются в аэропорты из перечня согласно приложению № 3.

 

 Полагаем, что ситуацию кардинально изменили бы изменения в текст постановления, п. 8, подпункт а Правил: «пункты отправления и назначения маршрута расположены в разных субъектах Российской Федерации». Изложить в следующей редакции: «пункты отправления и назначения маршрута расположены в разных субъектах Российской Федерации, за исключением софинансируемых маршрутов, в которых хотя бы один из аэропортов расположен в населенном пункте по перечню согласно приложению № 3». Конечно, возможна доработка и других нормативно-правовых актов, но оно того стоит в силу важности обеспечения конституционных прав. Кроме того, организация транспортного обслуживания населения воздушным транспортом, а также содержание, развитие и эксплуатация аэропортов или аэродромов гражданской авиации в субъекте являются предметом совместного ведения(ст. 26.3 п. 1, 2, подпункт 12, 12.1 Федерального закона № 184-ФЗ от 06 октября 1999 года, глава IV.1 «Общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации»).

 

И еще один момент. Никто не станет спорить, что региональная власть в большей степени владеет информацией о наличии пассажиропотока и эффективности того или иного маршрута. При этом бюджетные субсидии на осуществление региональных воздушных перевозок распределяются на федеральном уровне. Маленький пример структуры распределения средств – с сайта Минтранса РФ.Объем бюджетного финансирования в сфере транспорта через субъекты составляет 5% от общего. 95% идет напрямую по тем или иным программам. Если посмотреть другие госпрограммы, можно увидеть совсем другую картину. Так, субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства предоставляются на условиях софинансирования региональных бюджетов при доле федеральных средств 95%, а не 5%, как в транспорте.

            Как мы видим из сложившейся практики, крупные авиаперевозчики могут обратиться за адресной помощью напрямую к Правительству РФ. У малой авиации такой возможности нет, поэтому необходимо обратить особое внимание именно на весь сегмент малой авиации. Поскольку выполнение местных авиаперевозок является основным видомдеятельности авиакомпаний в сегменте малого предпринимательства, предлагается освободить от НДС авиакомпании, отвечающие требованиям к малому предприятию (согласно Федеральному закону № 209-ФЗ).

 

Учитывая отсутствие возможности рентабельной эксплуатации ВС без субсидий и, соответственно, больший риск владения самолетом местных авиалиний, увеличить размер субсидирования на уплату лизинговых платежей согласнопостановлению Правительства РФ № 1212 в части приобретения новых и (или) модернизированных воздушных судов пассажировместимостью до 20 кресел – в размере до 80% стоимости, пассажировместимостью до 40 кресел – в размере 60% от стоимости.

 

 

 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
Ожидаемые виды доходов для покрытия расходов авиакомпании «Аэросервис» на 2015 год
 
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика