Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Дороги России – наш ответ вызовам времени | Издательский дом

Дороги России – наш ответ вызовам времени

 

Руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт

 

 

В прошедшем году главным событием стало заседание президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам совершенствования сети автодорог, которое прошло
8 октября 2014 года в Новосибирске, а также утверждение Президентом Российской Федерации перечня поручений по итогам этого заседания.

 

Перечень охватывает практически все стороны жизни дорожного хозяйства. Предусмотрена разработка и реализация мер в области повышения эффективности расходов, обеспечения сохранности дорог, совершенствования системы финансирования дорожной деятельности, развития скоростных автомобильных дорог, организации мониторинга стоимости дорожных работ, расширения применения механизмов государственно-частного партнерства, в том числе на региональных и местных дорогах, и так далее.

 

 

Задачи дорожного хозяйства

 

Минтрансом России утвержден план исполнения перечня поручений. В настоящее время осуществляется разработка нормативных правовых актов, предложений по механизмам реализации и внесению необходимых изменений в законодательство.

В 2014 году деятельность Росавтодора по реализации стоящих перед дорожным хозяйством задач в основном осуществлялась в рамках 6 государственных программ и 6 федеральных целевых программ.

Объем ассигнований из федерального бюджета на дорожное хозяйство, находящееся в сфере ведения Росавтодора, в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» был предусмотрен в размере 430,2 млрд рублей, из которых на строительство и реконструкцию федеральных дорог направлялись 148,7 млрд рублей, на ремонт и содержание федеральных дорог – 208,9 млрд рублей, на предоставление трансфертов субъектам Российской Федерации – 60,5 млрд рублей.

 

 

Федеральные объекты

 

На федеральных автомобильных дорогах в 2014 году осуществлен ввод в эксплуатацию участков общей протяженностью 581,7 км, что в 2,2 раза больше, чем в 2012 году. В составе этих объектов построены и реконструированы 25,7 тысяч пог. м искусственных сооружений, что в 2,1 раза больше, чем в 2012 году.

 

Центральный федеральный округ и Олимпийские объекты

В составе введенных в эксплуатацию федеральных автомобильных дорог такие крупные и сложные объекты, как объекты ХХII Олимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, участки федеральных автомобильных дорог на территории Московского транспортного узла, в том числе вторая очередь строительства обхода г. Дмитрова на Московском большом кольце, участок автомобильной дороги М-5 «Урал» от Московского малого кольца до с. Ульянино, участок реконструкции автодороги М-9 «Балтия».

 

Северо-Западный федеральный округ

На территории Санкт-Петербургского транспортного узла введены в эксплуатацию подъезд к морскому торговому порту
«Усть-Луга» и транспортная развязка на подъезде к строящемуся морскому порту «Бронка» от кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Санкт-Петербурга.

 

Северо-Кавказскийфедеральныйокруг

На территории Северо-Кавказского федерального округа введены в эксплуатацию противолавинная галерея на 86км«Транскама» длиной 305 пог.м, участки автомобильной дороги М-29 «Кавказ» на территории Республики Дагестан и Ставропольского края, мост-эстакада через р. Кубань длиной 146 пог. м на дороге Черкесск – Домбай на территории Карачаево-Черкесской Республики.

 

Дальневосточныйфедеральныйокруг

На территории Дальневосточного федерального округа введены в эксплуатацию участки федеральных автомобильных дорог «Лена», «Колыма», «Уссури», «Амур», «Вилюй» общей протяженностью 208,8 км и 1622,8 пог. м искусственных сооружений на них.

Завершены строительство и реконструкция18 объектов замены ремонтонепригодных мостов, а также другие объекты.

 

 

Региональные объекты

 

На региональных и местных автомобильных дорогах за счет субсидий из федерального бюджета введены в эксплуатацию участки автомобильных дорог общей протяженностью 670,4 км.

Среди введенных на региональных и местных автомобильных дорогах: Бугринский мост через реку Обь в г. Новосибирске длиной 5,48 км, обход г. Советска в Калининградской области протяженностью 11,5 км, участки автомобильных дорог на территории Московского транспортного узла, объекты строительства и реконструкции городских дорог в рамках подготовки к проведению празднований 1150-летия основания г. Смоленска, 450-летия основания г. Орла, 350-летия основания г. Пензы, 300-летия основания г. Омска.

На территории Дальневосточного федерального округа построены и реконструированы участки автомобильных дорог Хабаровск – Лидога – Ванино и Селихино – Николаевск-на-Амуре в Хабаровском крае, Колыма – Омсукчан – Омолон – Анадырь в Чукотском автономном округе, «Амга» в Республике Саха (Якутия), Южно-Сахалинск – Оха в Сахалинской области, дорог Курильских островов, Улан-Удэ – Турунтаево – Курумкан – Новый Уоян в Республике Бурятия, Введеновка – Февральск – Экимчан в Амурской области и другие объекты. С софинансированием из федерального бюджета в 2014 году построены и реконструированы подъезды
к 142 населенным пунктам.

 

Кроме того, в 2014 году Росавтодором предоставлялись субъектам Российской Федерации трансферты из Резервного фонда Правительства Российской Федерации на цели ликвидации негативных последствий паводков на территориях Дальневосточного и Сибирского федеральных округов. С софинансированием за счет этих трансфертов восстановлено 2003 км автодорог и 963 искусственных сооружения.

В 2014 году осуществлялась работа, направленная на оказание помощи в организации дорожной деятельности Республики Крым и города Севастополя. За счет иных межбюджетных трансфертов, выделенных из федерального бюджета, в Республике Крым и
г. Севастополе в 2014 году осуществлены строительство и реконструкция 4,0 км дорог, капитальный ремонт и ремонт более 118 км региональных автомобильных дорог и 316 пог. м искусственных сооружений на них.

На муниципальных дорогах и улицах населенных пунктов приведены в нормативное состояние участки твердого покрытия общей площадью 35 тысяч кв. м.

Впервые выполнена диагностика транспортно-эксплуатационного состояния региональных автомобильных дорог Республики Крым и основных дорог г. Севастополя.

 

Вместе с тем вынужденная смена поставщиков и транспортных схем доставки строительных материалов, которые ранее были ориентированы на украинские источники, привела к необходимости переработки проектной документации и не позволила выполнить в 2014 году в полном объеме программы дорожных работ.

На основании Правил предоставления в 2014 году межбюджетных трансфертов бюджетам г. Севастополя и Республики Крым, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации, неиспользованные в 2014 году трансферты могут быть возвращены в 2015 финансовом году в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации для завершения реализации программ дорожных работ.

В части дорожно-эксплуатационных работ на федеральных автомобильных дорогах в 2014 году завершен переход на 100-процентное финансирование работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог исходя из нормативов затрат, утвержденных Правительством Российской Федерации.

После капитального ремонта и ремонта введены в эксплуатацию участки общей протяженностью 9529,2 км, что на 6% больше, чем в предыдущем году. Кроме того, были отремонтированы всеми видами ремонта 484 искусственных сооружения общей длиной 32 586 пог. м, что на 5% больше, чем в 2013 году.

 

 

Безопасность в приоритете

 

Одним из главных приоритетов деятельности Росавтодора в 2014 году было выполнение мероприятий, направленных на повышение безопасности движения.

На федеральных автомобильных дорогах осуществлено строительство 383 км линий электроосвещения и 329 единиц автономных осветительных систем на автобусных остановках и пешеходных переходах, где отсутствует возможность подключения к линиям электросетей.

Завершено строительство 16 надземных пешеходных переходов в разных уровнях, 205,6 км барьерных ограждений, 176 светофорных объектов, в том числе 58 шт. с кнопкой вызова на пешеходных переходах. В целях повышения экологической безопасности построено 1096 пог. м шумозащитных экранов.

Общее количество ДТП на федеральных автомобильных дорогах, в которых дорожные условия отмечены как сопутствующий фактор, уменьшилось по сравнению с 2013 годом на 14,6%, число погибших в таких ДТП – на 15,9%, раненых – на 18,3%.

 

 

Форма закупок

 

В 2014 году велась работа по оптимизации бюджетных расходов и привлечению к финансированию дорожной деятельности внебюджетных средств, разработке и внедрению инновационных методов, новых технологий, материалов и конструкций.

Меры по повышению эффективности бюджетных расходов в значительной степени были связаны с применением предусмотренных законодательством конкурентных форм закупок для государственных нужд.

По данным государственной статистической отчетности, Росавтодором и подведомственными учреждениями было проведено почти 16 тысяч процедур размещения государственного заказа, в том числе 2,9 тысячи процедур – путем проведения открытых аукционов в электронной форме.

По итогам более 98% общего количества закупок заключены государственные контракты.

Общая экономия по результатам размещения государственного заказа составила 3,15%.

 

В соответствии с положениями законодательства о размещении государственных заказов среди субъектов малого предпринимательства в 2014 году проведены почти 2,5 тысячи процедур.

По итогам торгов среди субъектов малого предпринимательства заключено 2,3 тысячи государственных контрактов, что составляет 94,59% общего количества таких торгов.

В целях внедрения механизмов государственно-частного партнерства в 2014 году в установленном порядке Росавтодором было заключено концессионное соглашение с ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» на реализацию проекта создания и обеспечения функционирования системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого федеральным автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющими разрешенную массу более 12 тонн.

 

 

Маршрут инноваций

 

Разработка и внедрение инновационных методов, новых технологий, материалов и конструкций в 2014 году осуществлялись на основе реализации утвержденных в установленном порядке: Комплекса мер, направленных на увеличение до 12 лет межремонтного срока эксплуатации автомобильных дорог с усовершенствованным типом покрытия, Плана мероприятий по расширению применения современной отечественной продукции нефтегазохимии, Программы нормативно-технического обеспечения применения композиционных материалов в дорожном хозяйстве на 2012–2015 годы, а также программы по разработке межгосударственных стандартов, связанных с введением Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог».

В 2014 году Росавтодором завершена разработка 132 стандартов и комплексов стандартов, разработаны проекты 16 отраслевых методических документов.

 

В результате деятельности дорожного хозяйства в 2014 году доля протяженности автомобильных дорог, находящихся в ведении Росавтодора, соответствующих нормативным требованиям, составила 52,8%. Снижена до 23,4% доля протяженности федеральных автомобильных дорог, обслуживающих движение в режиме перегрузки, при величине показателя за 2013 год – 26,4%.

В 2015–2017 годах деятельность Росавтодора осуществляется в рамках пяти государственных программ Российской Федерации и пяти федеральных целевых программ.

 

 

Основные приоритеты деятельности Росавтодора в 2015–2017 годах

 

Важнейшими приоритетами приняты обеспечение 100-процентного финансирования ремонта и содержания федеральных автомобильных дорог по утвержденным нормативам затрат, а также реализация проектов, направленных на подготовку и проведение чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Объем финансирования строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог на 2015 год принят в размере 92 млрд рублей, то есть снижен на 27% по сравнению с первоначально установленным в федеральном бюджете объемом и на 33% по сравнению с утвержденной федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)».

В рамках программ строительства и реконструкции федеральных дорог приоритетными направлениями финансирования приняты проекты, направленные на повышение надежности функционирования дорог и безопасности движения.

К приоритетным также отнесен инвестиционный проект реконструкции участков автомобильной дороги Новороссийск – Керченский пролив (на Симферополь), в состав которого включены объекты подходов к транспортному переходу через Керченский пролив.

 

В рамках дополнительной приоритезации мероприятий осуществлено перераспределение объемов финансирования между направлениями автомобильных дорог с учетом необходимости обеспечения в период действия Подпрограммы максимального ввода в эксплуатацию федеральных автомобильных дорог для обеспечения в период до 2022 года удвоения объемов строительства автомобильных дорог по сравнению с предыдущим десятилетием.

При этом меньше среднего уровня принято снижение объемов финансирования строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог на территории Сибири и Дальнего Востока.

 Намечено выполнять работы на федеральных автомобильных дорогах в Северо-Кавказском федеральном округе, в том числе на автомобильной дороге М-29 «Кавказ».

В 2015–2017 годах также планируется выполнять строительство и реконструкцию участков федеральных автомобильных дорог на территории Московского и Санкт-Петербургского транспортных узлов. Будет продолжена замена ремонтонепригодных искусственных сооружений.

Новым направлением строительства дорог является реализация крупнейшего проекта строительства транспортного перехода через Керченский пролив в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года».

Правительством Российской Федерации принято решение о заключении государственного контракта на выполнение работ по проектированию и строительству этого транспортного перехода с единственным исполнителем – обществом с ограниченной ответственностью «Стройгазмонтаж», определены существенные условия контракта. Функции заказчика проекта возложены на ФКУ «Тамань».

 Поручено также Минприроды России создать экспертную группу с участием представителей Минтранса России, Минстроя России, Росавтодора и иных заинтересованных органов в целях экологического сопровождения проекта.

 

В целом по ФЦП планируется ввести в эксплуатацию участки федеральных автомобильных дорог общей протяженностью в 2015 году 324,6 км, в 2016 году – 360,5 км, в 2017 году – 384,7 км.

С софинансированием за счет субсидий из федерального бюджета в рамках Подпрограммы намечено выполнять строительство и реконструкцию региональных и местных дорог на участках общей протяженностью более 183 км и
19 тысяч пог. м искусственных сооружений в Красноярском крае, Московской, Калининградской, Кемеровской, Ленинградской, Орловской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Омской областях, г. Санкт-Петербурге.

Планируется осуществлять строительство моста через р. Енисей в г. Красноярске, мостового перехода через судоходный канал в г. Балаково Саратовской области, 10 путепроводов взамен железнодорожных переездов в одном уровне на территории Московского транспортного узла, других объектов.

Намечено также предоставление субсидий субъектам Российской Федерации в рамках федеральных целевых программ развития Калининградской области на период до 2020 года, «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года, Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007–2015 годы».

С 2015 года предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности и на реализацию мероприятий региональных программ в сфере дорожного хозяйства по решениям Правительства Российской Федерации.

Трансферты на финансовое обеспечение дорожной деятельности на 2015 год уже перечислены бюджетам субъектов Российской Федерации в объеме, доведенном Минфином России.

 Заключение Соглашений с субъектами Российской Федерации на предоставление трансфертов на реализацию мероприятий региональных программ в сфере дорожного хозяйства осуществляется в настоящее время. Однако завершение заключения Соглашений будет в основном зависеть от предоставления субъектами Российской Федерации необходимых документов.

В рамках программ дорожно-эксплуатационных работ на федеральных автомобильных дорогах намечено ввести в эксплуатацию участки автомобильных дорог федерального значения, находящихся в ведении Росавтодора, в размере:
в 2015 году – 9,4 тысячи км, в 2016 году –
9,3 тысячи км, в 2017 году – 9,2 тысячи км.

 

При реализации мероприятий, направленных на повышение безопасности движения, предусмотрено устройство линий искусственного освещения, строительство пешеходных переходов в разных уровнях, дорожных ограждений, других сооружений и технических средств.

 

 

 

 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика