Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Воздушные ворота Закамья | Издательский дом

Воздушные ворота Закамья

 


Генеральный директор ОАО «АЭРОПОРТ «БЕГИШЕВО» Сергей Романцов

 

Мы уже привыкли к тому, что преодолевая значительные расстояния, предпочтение отдается авиации, а как известно, любой полёт начинается с земли и задача аэропорта Бегишево – обеспечить быструю, безопасную и эффективную транспортировку.

 

 

Аэропорт Бегишево – международный аэропорт, расположенный в Набережночелнинской агломерации Республики Татарстан с населением более 1,0 млн жителей, обеспечивает потребность населения и предприятий Набережных Челнов, Нижнекамска, Елабуги и других населенных пунктов в авиаперевозках пассажиров, почты и грузов.

 

Развитие агломерации имеет серьезные перспективы благодаря относительной молодости населения всех основных городов, высоким темпам развития новых производств в Нижнекамском нефтехимическом и Набережночелнинском автомобилестроительном кластерах и входящей в агломерацию свободной экономической зоне «Алабуга». 

 

 

Как все начиналось

 

Строительство аэропорта началось в 1970 году, и уже в декабре 1971 года в эксплуатацию сданы часть взлетно-посадочной полосы, стоянка самолетов, здание аэровокзала с пропускной способностью 100 пассажиров в час; 25 декабря выполнен первый технический рейс на самолете Ан-24. В первый год эксплуатации полеты осуществлялись по местным воздушным линиям, а с 1973 года открыты регулярные рейсы по направлениям: Москва, Ленинград, Волгоград, Симферополь, Тбилиси, Харьков и другие. Ежегодночерез аэропорт перевозилось около полумиллиона пассажиров, большое количество народно-хозяйственных грузов и почты.

 

Для международных полетов аэропорт Бегишево был открыт в 1998 году.

         Существенные объемы перевозок через аэропорт, изменение парка обслуживаемых воздушных судов привели к необходимости полной реконструкции взлетно-посадочной полосы и замены светосигнальной системы, произведенной в 2003 году.

 

С 2008 года главным оператором аэропорта стало Открытое акционерное общество «АЭРОПОРТ «БЕГИШЕВО». С этого времени началась активная модернизация средств наземного обеспечения полетов, приобретены новые виды техники, что позволило получить допуск аэропорта на прием современных воздушных судов российского и зарубежного производства типа Ту-204, Ан-148, Airbus-319/320/321, CRJ-200, Е-135, ATR-75, Boieng-737 CL/NG. Аэродром аэропорта Бегишево допущен к круглосуточной эксплуатации по установленным минимумам Iкатегории ИКАО. Система менеджмента качества аэропорта сертифицирована по стандарту ISO 9001:2008.

 

 

Аэропорт сегодня

 

Сегодня из аэропорта Бегишево на регулярной основе выполняются полеты по направлениям: Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Анапа, Симферополь. По программе субсидирования региональных перевозок выполняются рейсы на Нижний Новгород. На международных линиях основными являются туристические направления: Стамбул, Анталия, Шарм-эль-Шейх, Хургада.

Основные перевозчики в аэропорту: ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии», ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», ОАО «Уральские авиалинии», ОАО «Ижавиа», ООО «Северный ветер», «Авиакомпания «Сибирь», AtlasGLOBAL(Турция), ЗАО «Руслайн» и другие.

С 2013 года ОАО «АЭРОПОРТ «БЕГИШЕВО» сотрудничает с Санкт-Петербургским государственным университетом гражданской авиации по программам подготовки пилотов.

 

Руководством аэропорта ведется постоянная работа по развитию маршрутной сети, привлечению авиакомпаний, улучшению сервисного обслуживания пассажиров, обеспечению безопасности полетов. В посткризисный период, с 2008 года наблюдается рост пассажиропотока в среднем на 15–20% в год. В 2014 году пассажиропоток составил 407 тысяч пассажиров.

 

В период 2013–2014 годов проведены работы по реконструкции аэровокзального комплекса. За счет оптимизации площадей расширен зал вылета федерального сектора аэровокзала с предоставлением детской зоны отдыха, кафе, увеличилось количество стоек регистрации пассажиров и багажа. Улучшены помещения обязательного дополнительного обслуживания пассажиров: помещения комнаты матери и ребенка, медпункта. Оборудован дополнительный зал повышенной комфортности для пассажиров бизнес-класса.Установлена современная система обработки и досмотра багажа.

 

В ходе реконструкции учтены задачи по созданию доступной среды для людей с ограниченной подвижностью: установлена система прямой связи с медпунктом из мест пребывания пассажиров, оборудованы туалетные комнаты, установлена специальная подъемная платформа.

За счет замены фасадов и остекления существенно изменился экстерьер служебно-пассажирского здания, а специально разработанный для аэропорта Бегишево дизайн-проект позволил создать современный и функциональный интерьер внутренних помещений. Внешние изменения пассажирского терминала после реконструкции получили множество положительных отзывов у пассажиров и представителей авиакомпаний.

 

Нужно отметить, что, кроме внешних изменений, проведены работы по модернизации оборудования и сетей инженерно-технического обеспечения: электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. Проложены новые сети электросвязи и передачи данных, введена в эксплуатацию система IP-теленаблюдения. Аэровокзал также был оборудован новыми системами: диспетчерской связи, аварийного звукового оповещения и информирования пассажиров, контроля и управления доступом, прямой связи пассажиров с дежурным поста транспортной безопасности, часофикации, телевизионного вещания. Расширены служебно-бытовые помещения для персонала аэропорта.

Успешное окончание работ позволило увеличить пропускную способность сектора внутренних воздушных линий аэровокзала на 40%. Общая пропускная способность аэровокзала сейчас составляет 450 пассажиров в час.

 

В ближайшие несколько лет перед аэропортом стоит новая задача по реконструкции объектов аэродромного комплекса. Проект «Реконструкция аэропортового комплекса Бегишево (г. Нижнекамск, Республика Татарстан)» включен в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» (утв. постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2001 года № 848) и включает: реконструкцию пассажирского перрона, рулежных дорожек, патрульной дороги, периметрового ограждения аэродрома, технических средств охраны с учетом требований транспортной безопасности.

 

 В ноябре 2014 года в Москве подписано трехстороннее соглашение между Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация), правительством Республики Татарстан и ОАО «АЭРОПОРТ «БЕГИШЕВО» о реализации инвестиционного проекта «Реконструкция аэропортового комплекса Бегишево».

Общий объем финансирования, предусмотренный соглашением, составляет 2,9 млрд рублей, в том числе:

·                         за счет средств федерального бюджета запланирована реконструкция пассажирского перрона и рулежных дорожек, находящихся в федеральной собственности (1,9 млрд рублей);

·                         за счет средств бюджета РТ выполняются работы по приведению в нормативное состояние подъездных автодорог к аэропорту Бегишево (499 млн рублей);

·     за счет средств инвестора (ОАО «АЭРОПОРТ «БЕГИШЕВО») планируется модернизация ключевых объектов инфраструктуры аэропорта: модернизация склада ГСМ, реконструкция систем электроснабжения и теплоснабжения, ремонт внутренних аэропортовых дорог (467 млн рублей). В настоящее время в целях развития таможенно-логистической инфраструктуры рассматривается вопрос о создании на территории аэропорта склада временного хранения (СВХ).

Одновременно с проектами обновления объектов инфраструктуры большое внимание уделяется развитию персонала; кроме программ обязательной подготовки работников, проводится обучение системе менеджмента качества, психологическая подготовка персонала при взаимодействии с пассажирами. Специалисты по направлениям регулярно учувствуют в конференциях, семинарах и выставках, конкурсах профмастерства, обмениваются опытом и знакомятся с новыми технологиями в области гражданской авиации.

 

 

Безопасность превыше всего

 

Говоря о стратегии развития аэропорта, нельзя опустить вопрос авиационной безопасности – это направление аэропортовой деятельности, требующее особого внимания в современных условиях, когда ежедневно появляются новые угрозы и способы противоправных действий. В таких условиях аэропорт может противопоставить нарушителям только систематическую работу службы авиационной безопасности (САБ), постоянный мониторинг изменений и соблюдение норм обеспечения авиационной безопасности. Аэропорт Бегишево принимает все необходимые меры по техническому переоснащению САБ: приобретается новая досмотровая техника, средства связи, необходимое оборудование.

 

В тесном взаимодействии с правоохранительными органами и органами государственного контроля проводятся мероприятия по координации усилий, направленных на обеспечение авиационной и транспортной безопасности; администрация аэропорта Бегишево организовала работу аэропортовой комиссии по авиационной безопасности. Заседания комиссии под руководством районной администрации не носят формальный характер, а направлены на плодотворную работу. Работа данной комиссии не раз становилась примером грамотного взаимодействия власти и бизнеса в сфере обеспечения безопасности населения, пассажиров воздушного транспорта, членов экипажей и обслуживающего персонала.

Сотрудники САБ находятся в постоянной готовности отразить акты незаконного вмешательства, обладают необходимыми навыками и успешно внедряют новые методики работы. К примеру, «профайлинг» – один из современных методов проведения мероприятий по психологическому тестированию пассажиров для определения потенциально опасных и криминальных элементов еще до проведения предполетного досмотра.

 

Необходимо отметить, что существуют отрицательные факторы, косвенно влияющие на состояние авиационной безопасности в аэропорту и аэропортовую деятельность в целом. Ставка сборов за услуги по авиационной безопасности, регулируемая государством, является убыточной и не окупает текущих расходов аэропорта Бегишево на данную деятельность. Возникает противоречие между ужесточением требований к авиационной безопасности, постоянным введением новых норм обеспечения безопасности и экономической обоснованностью данного вида деятельности. К сожалению, такая ситуация наблюдается во многих региональных аэропортах, объемы перевозок в которых не позволяют окупить расходы на содержание и развитие службы авиационной безопасности, оснащение аэропорта требуемой техникой и средствами защиты. Корни проблемы лежат в общем подходе к требованиям по авиационной и транспортной безопасности в столичных аэропортах – крупных транспортных узлах с пассажиропотоком более 10 млн пассажиров в год и региональных аэропортах, пассажиропоток в которых не превышает 1 млн человек в год. Возможно, некоторая дифференциация норм обеспечения безопасности позволит изменить ситуацию в лучшую сторону и обеспечит расширение подпрограмм повышения авиационной и транспортной безопасности в стратегиях региональных аэропортов.

 

 

Подводя итоги

 

В целом, динамика развития аэропорта Бегишево нацелена на реализацию задач, поставленных комплексной стратегией развития транспортной системы России, предусматривает постепенное обновление ключевых объектов аэропортовой инфраструктуры, внедрение современных безопасных технологий аэропортового обслуживания, энергоэффективного оборудования и развитие персонала, может быть использована как пример успешной реализации программы развития регионального аэропорта.

 

 

        

 

 
 

 

 
 
 
 
 
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 



 

Яндекс.Метрика