Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Инспекционная проверка ВС на перроне – залог безопасности полетов в ГА РФ | Издательский дом

Инспекционная проверка ВС на перроне – залог безопасности полетов в ГА РФ

 

Начальник Татарского ТОГАН УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора Альберт Сафин

 

Транспорт – одна из важнейших составных частей материальной базы экономики любой страны, будь то развивающееся государство или страна с высокоразвитой экономической и социальной основой.

 

 

Транспорт обеспечивает нормальное функционирование экономики, повышение эффективности общественного производства, создает условия для рационального размещения производительных сил по территории страны с учетом наиболее целесообразного приближения предприятий различных отраслей к источникам сырья и районам потребления продукции, а также для специализации и кооперации производства.

Велика роль транспорта в решении социальных проблем, обеспечении деловых, культурных и туристических поездок населения, развитии культурного обмена внутри страны и за рубежом. Транспорт является ведущим фактором развития туризма. Он обеспечивает развитие международных экономических отношений, способствуя осуществлению взаимовыгодного обмена между различными государствами.

Эксплуатация воздушного транспорта есть комплекс мероприятий, направленных на обеспечение потребностей в воздушных перевозках и получение доходов от их выполнения. Этот комплекс мероприятий включает в себя летную эксплуатацию авиатехники, поддержание летной годности ВС, эксплуатацию наземных средств обеспечения воздушного транспорта по созданию спроса на воздушные перевозки и его удовлетворению с целью получения прибыли и оправдывает цель создания предприятий воздушного транспорта. Все вышесказанное может быть достигнуто при формировании позитивной культуры безопасности.

 

 

Инспекционные проверки

 

На основании вышеизложенного руководством Ространснадзора на 2014 год была поставлена задача начать перронную инспекционную проверку ВС иностранных эксплуатантов на основании накопленного опыта идентичной инспекционной проверки ВС эксплуатантов РФ в 2013 году. Для качественного выполнения поставленной руководством Ространснадзора задачи Татарский территориальный отдел государственного авиационного надзора (Татарский ТОГАН) УГАН НОТБ ПФО заблаговременно провел подготовительную работу. В городе Самаре на базе УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора были проведены выездные занятия преподавателями Санкт-Петербургского университета ГА с государственными транспортными инспекторами нашего управления. Курсы повышения квалификации проводились по двум направлениям:

·         специальная подготовка по направлениям деятельности (летная подготовка, поддержания летной годности, аэропортовая деятельность и порядок использования воздушного пространство);

·         языковая подготовка (английский язык).

 

После стажировки в одной из авиакомпаний Республики Татарстан, эксплуатирующих иностранные ВС, и сдачи зачетов государственные транспортные инспекторы были допущены к инспекции на перроне ВС иностранных эксплуатантов. В рамках подготовки к проведению инспекционной проверки на перроне иностранных эксплуатантов было проведено межведомственное совещание с руководством ФСБ по РТ, Татарской таможни Приволжского таможенного управления ФТС и Татарского ТОГАН. По результатам данного совещания были согласованы взаимодействия государственных транспортных инспекторов Татарского ТОГАН УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора с сотрудниками КПП «Казань-Аэропорт» Управления ФСБ РФ и таможенного поста «Аэропорт Казань» при проведении перронной инспекционной проверки ВС иностранных эксплуатантов. На совещании было дано разъяснение, что при проведении инспекционной проверки государственные транспортные инспекторы Татарского ТОГАН УГАН НОТБ ПФО будут представлять перед иностранными эксплуатантами не только Республику Татарстан, но и Российскую Федерацию.

 

Инспекционные проверки перрона не требуют заблаговременного уведомления о ней эксплуатанта. Однако государственные транспортные инспекторы обязаны проводить проверку таким образом, чтобы не создавать ненужных помех членам экипажа и персоналу наземного обслуживания в выполнении ими своих обязанностей. При проведении инспекционных проверок на перроне государственные транспортные инспекторы обязаны придерживаться следующих правил поведения:

·         государственные транспортные инспекторы не должны прерывать выполнение экипажем или персоналом наземного обслуживания той или иной процедуры в рамках своих должностных обязанностей;

·         если по ходу проверки государственный транспортный инспектор должен вступить в непосредственное общение с членом экипажа или персоналом наземного обслуживания, он должен дождаться окончания выполнения им конкретной процедуры или ее элемента и вступить в общение до начала выполнения им следующего элемента процедуры;

·         инспекционная проверка должна планироваться таким образом, чтобы не препятствовать посадке или высадке пассажиров и не задерживать их;

·         инспекционная проверка не должна мешать обслуживанию воздушного судна или загрузке питания.

 

Инспекция на перроне охватывает три основных направления:

1. Проверка членов экипажа.

При вступлении в прямой контакт с членом экипажа государственный транспортный инспектор обязан вежливо и официально представиться ему, предложить ему для проверки свое удостоверение личности и сообщить о том, что в данный момент проводится инспекционная проверка перрона. Государственный транспортный инспектор должен попросить членов экипажа предъявить удостоверения и медицинские сертификаты. Государственный транспортный инспектор должен проверить, соответствуют ли эти документы требованиям, предъявляемым к данному члену экипажа. При общении с членами летного экипажа или бортпроводниками государственный транспортный инспектор должен также проверить их личное снаряжение. К личному снаряжению члена экипажа относится любое снаряжение, которое данный член экипажа обязан иметь при себе или в доступном месте во время полета согласно авиационным правилам или требованиям эксплуатанта, изложенным в РПП. Примерами профессионального снаряжения могут служить авиационные карты, соответствующие руководства и фонарики в рабочем состоянии. Государственный транспортный инспектор также должен убедиться в том, что карты и руководства членов экипажа содержат все последние поправки.

 

Ниже следует перечень предметов и действий, подлежащих проверке и оценке в зависимости от масштаба проверки:

·         предполетная проверка ВС экипажем, включая наружный осмотр воздушного судна, проверка бортового журнала, процедуры в кабине экипажа, включая размещение багажа и снаряжения летного состава;

·         проверка аварийного оборудования пассажирской кабины бортпроводником и процедуры в салоне перед посадкой пассажиров, включая размещение багажа и снаряжения бортпроводников;

·         послеполетные записи в бортовых журналах членов летного и кабинного экипажа, а также надлежащее использование перечней минимально необходимого оборудования;

·         послеполетное заполнение отчетной документации.

 

2. Инспекция воздушного судна.

При проведении инспекционной проверки должна быть выполнена проверка сертификата летной годности и бортового журнала. Государственные транспортные инспекторы должны планировать свои действия таким образом, чтобы проверка внутреннего оборудования ВС могла быть выполнена либо до посадки, либо после высадки пассажиров, а именно:

·         свидетельство регистрации и сертификаты летной годности ВС;

·         бортовые журналы воздушного судна и пассажирской кабины

·         огнетушители (надлежащие типы, количество и местонахождение, обслуживание, меры предосторожности, маркировка и размещение);

·         переносные кислородные баллоны (надлежащее количество и местонахождение, обслуживание, маркировка и размещение; состояние масок, шлангов и соединений);

·         пассажирские информационные карты (по одной на каждое место; соответствует типу ВС; содержит надлежащую информацию, включая пользование аварийными выходами, желобами, кислородными масками и привязными ремнями; положения тела при аварийной посадке, плавсредства, картинки, необходимые при продолжительных полетах над водным пространством, включая посадку на воду, пользование спасательным жилетом и местонахождение плота);

·         пассажирские кресла (не загораживают аварийные выходы; имеют клеймо соответствия стандартам; плавучее сидение кресла не повреждено, столики имеют защелки; в подлокотниках имеются пепельницы; привязные ремни надлежаще закреплены и в хорошем рабочем состоянии):

·         места бортпроводников (автоматически поднимаются и фиксируются; привязные ремни в хорошем состоянии, сидения целы, подголовники в правильном положении; интерком и телефон в порядке);

·         багажные полки и шкафы (плакаты ограничения веса; крепления и защелки: соответствие требованиям; доступ к аварийному оборудованию; приспособления для ручной клади);

·         транспаранты и таблички (таблички о привязных ремнях и плавсредствах у кресел; транспаранты об аварийно-спасательном оборудовании; таблички ограничения веса; табло «не курить/пристегнуть ремни»; таблички с указанием выходов с инструкциями по открыванию дверей);

·         аварийное светосигнальное оборудование (не зависит от основной электросети; световые указатели аварийных выходов в полу; управление из кабины экипажа);

·         выходы (общее состояние; прилегание дверей: крепления и шарниры; механизмы ручек; плакаты; желоба или крепления надувного трапа с указанием давления; освещение и выключатели);

·         люки осмотра шасси, если применимо (чистота и возможность использования).

 

3. Инспекция наземного и технического обслуживания.

Проверка наземного и технического обслуживания может проводиться в любой момент проведения инспекционной проверки перрона, а именно:

·         процедуры заправки (наземная проводка на месте; заправка выполнена надлежащим образом; заправщик подготовлен по программе данного эксплуатанта);

·         текущий техосмотр (персонала соответствует предъявляемым к ним требованиям, допуск на техническое обслуживание имеется и не просрочен);

·         противообледенительные мероприятия (соблюдение процедур эксплуатанта; надлежащая пропорция воды/гликоля; избежание попадания на входные тракты двигателей вспомогательных силовых установок; полное удаление снега и льда; передняя и задняя кромки крыльев полностью очищены от снега и льда и покрыты противообледенительной жидкостью);

·         использование надлежащих процедур обслуживающим персоналом по уборке, поставкам питания и т. д.;

·         транспортные средства вблизи ВС (общее состояние и надлежащее содержание транспортных средств и оборудования, соблюдение мер по предупреждению повреждения ВС).

 

В 2014 году государственными транспортными инспекторами Татарского ТОГАН УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора на перроне были проинспектированы 145 ВС: 84 ВС РФ, 27 ВС СНГ, 34 ВС иностранных эксплуатантов. По результатам инспекционной проверки руководителям авиакомпаний были выписаны 7 инспекторских предписаний обязательного исполнения. В отчетах были отражены 72 замечания 1 кат., 24 замечания 2 кат., о них были уведомлены КВС и руководства авиакомпаний.

 

Инспекционные проверки перрона дают государственным транспортным инспекторам возможность пронаблюдать и дать оценку приемам и методам работы, применяемым персоналом эксплуатанта в предполетный или послеполетный период, для выявления их соответствия сертификационным требованиям или обнаружения нарушений воздушного законодательства. Это необходимо для системного применения в практической деятельности мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и пресечение нарушений обязательных требований в деятельности гражданской авиации Российской Федерации, устранение рисковых ситуаций в отношении безопасности полетов или сокращение их до приемлемого уровня.

 
 
 

 





 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика