Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Мы укрепляем инфраструктурный каркас Забайкалья | Издательский дом

Мы укрепляем инфраструктурный каркас Забайкалья

 

Губернатор Забайкальского края Константин Ильковский

 

 

Забайкальский край – один из уникальных регионов Российской Федерации по своему потенциалу, выгодной транспортной схеме, ценным рекреационным ресурсам. На территории края добывается свыше 90% российского природного урана, до 40% – плавикового шпата и циркония, 21% меди, 27% молибдена, 18% титана, 80% лития, 9% свинца, 7% золота. Кроме того, имеются большие запасы железа, серебра, ванадия, висмута, циркония, ювелирных камней, известняков, магнезитов, строительных материалов и других полезных ископаемых.

 

 

Уникальные природные и экономические особенности определяются не только богатым и разнообразным природным потенциалом, но и общими границами с Китаем и Монголией. Через Забайкальский край проходят основные транспортные артерии к восточным рубежам нашей страны, что позволяет организовывать выход российской продукции на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.Также в крае находятся крупнейшие на востоке России международные автомобильный и железнодорожный пункты пропуска, через которые проходят самые короткие пути транспортировки товаров в Европу. 

 

 

Инвестиционная политика

 

Сегодня к региону проявляют интерес российские промышленники. Примеров реализации инвестиционных проектов на территории Забайкальского края достаточно. Одним из таких проектов стало соглашение с «Газпромом», подписанное 22 сентября 2014 года на международном инвестиционном форуме в Сочи. Для Забайкальского края это очень важный проект, так как мы едва ли неединственная территория в стране, где «Газпром» не присутствует. Теперь же, подписав соглашение, мы можем стать частью Восточной газовой программы, направленной на добычу газа в восточных регионах России, строительство магистральных трубопроводов и экспорт газа в Юго-Восточную Азию.

 

Также существует несколько проектов, реализуемых на территории Забайкальского края с участием Китая. Одним из них является строительство Амазарского целлюлозно-бумажного комбината. Ожидаемый объем инвестиций в данный проект составляет 1,2 млрд долларов США. Китайская сторона уже вложила 400 млн долларов. Главная особенность завода в том, что он будет перерабатывать древесину, которая не пользуется спросом в других производствах, в том числе деревообрабатывающие отходы. Предполагается, чтопродукция будет экспортироваться.

Еще одной перспективной сферой сотрудничества является строительство горнодобывающих предприятий на границе с Китаем. На Березовском месторождении железных руд ведется строительство, на Нойон-Тологойском полиметаллическом месторождении построена горно-обогатительная фабрика, добывается руда. 

Особую значимость реализация проектов в Забайкальском крае приобретает в свете осложнения отношений России со странами Запада и введенных санкций. Для того чтобы торговые ограничения не стопорили экономический рост страны, особенно важны контакты с партнерами, готовыми укреплять экономические контакты с Россией. Китайские инвесторы уже проявляют большой интерес к забайкальским проектам. Многие уже в них вложились. Однако для дальнейшего привлечения китайских инвестиций по-прежнему важно создание инфраструктуры, а такжеиспользование схемы государственно-частного партнерства и добросовестное исполнение всеми сторонами взятых на себя обязательств, так как ни местный бюджет, ни частные инвесторы не в состоянии справиться со столь масштабными и дорогостоящими проектами в одиночку.

 

По отношению к инвесторам, которые только присматриваются к Забайкальскому краю, будет применена новая методология работы, которая позволит минимизировать бюрократические механизмы и процедуры: мы готовы вести конструктивный диалог, а также предложить обширный перечень форм и инструментов государственной поддержки, которые можно сочетать и варьировать.

 

 

Социально-экономическое развитие

 

Реализация ряда программ, действующих на территории Забайкальского края, позволила обеспечить позитивную динамику показателей социально-экономического развития, создать условия для реализации стратегических приоритетов, целей и задач устойчивого развития региона, повышения его конкурентоспособности.

Сегодня перед правительством региона стоят задачи, связанные с комплексным освоением минерально-сырьевых и других ресурсов в сочетании с развитием транспортной инфраструктуры. В первую очередь региональная власть должна сосредоточить усилия на том, чтобы к 2017 году завершить начатые крупные инвестиционные проекты. Другая важная задача – создать задел для будущего развития за счет формирования горно-металлургических кластеров на севере и юго-востоке края. Также планируется продолжать активное комплексное изучение наших недр, в том числе углеводородное сырье, и к 2017 году удвоить финансирование этих областей. Из краевого бюджета в 2014 году уже выделено на эти нужды 30 млн рублей.

 

На данном этапе положено начало реализации новой экономической политики, направленной не только на освоение природных ресурсов, но и на их переработку. Мы стремимсяразвивать базисные отрасли экономики края: горнорудную промышленность, сельское хозяйство, малое и среднее предпринимательство. Также необходимо повышать транспортную доступность и развивать энергетическую инфраструктуру Забайкалья.

Если говорить о транспортной отрасли Забайкальского края, то прежде всего необходимо отметить проводящуюся реконструкцию федеральной трассы Чита – Забайкальск и опытного участка в районе Борзи. Кроме того, завершаются реконструкционные работы рядом с поселком Песчанка, что в перспективе позволит объединить трассы Чита – Забайкальск и Чита – Хабаровск. Уже можно с уверенностью сказать, что соответствующая всем установленным нормам автодорога в ближайшее время будет введена в постоянную эксплуатацию.

 

В 2015 году изменится приоритетность объектов, внесенных в федеральную целевую программу развития Дальнего Востока и Байкальского региона. В программу будут включены трасса Краснокаменск – Мациевская, автодорога Могойтуй – Первомайский, а также участок дороги рядом с Нерчинском. Реализация этих проектов позволит значительно улучшить транспортную доступность населенных пунктов, в которых сосредоточено около трети населения края. А в конечном итоге это будет способствовать улучшению экономической ситуации в этих районах.

Что касается железнодорожного транспорта и пригородных перевозок, то, к сожалению, в этой сфере проблемы существуют уже давно. Прежде всего, это низкая окупаемость пригородных перевозок, под вопросом дальнейшее их существование. В течение 2014 года проделана колоссальная работа по анализу эффективности и достаточности существующих маршрутов, приняты меры для некоторой их оптимизации. Отмечу, что решения о сокращении либо ликвидации маршрутов всегда обусловлены объективно малым количеством перевозимых пассажиров и предусматривают возможность передвижения автомобильным транспортом. Мы считаем, что задача регионального правительства состоит в том, чтобы вывести пригородные железнодорожные перевозки на безубыточность.

 

Что касается развития энергетической инфраструктуры региона, то здесь мыдолжны скорректировать схему и программу размещения объектов электроэнергетики на территории края. Необходимо утвердить обязательность строительства ТЭЦ-3 в Чите для обеспечения растущих потребностей, реконструкции Краснокаменской ТЭЦ, а также строительства генерирующих мощностей на севере Забайкальского края. В ближайшее время мы начнем процедуру внесения изменений в основополагающие документы по развитию электроэнергетической отрасли.

Если говорить о сетях высокого напряжения, то у нас есть два приоритетных проекта. Во-первых, это строительство высоковольтной линии электропередачи на 500 киловольт Нижнеангарская – Чара, которая позволит решить проблему дефицита мощности, мешающего развитию таких масштабных проектов, как освоение Удоканского и Апсатского месторождений, а также проблему электрификации Восточно-Сибирской железной дороги на участке БАМа. Второй приоритетный проект – высоковольтная линия электропередачи на 220 киловольт, с помощью которой Харанорская ГРЭС будет обеспечивать электроэнергией масштабный проект освоения Быстринского месторождения. В части электрических сетей среднего и низкого напряжения наша основная задача – инвентаризация существующих сетей, выявление бесхозяйных сетей, определение эффективного собственника и тотальная реконструкция сетей среднего и низкого класса напряжения.

 

Еще одним немаловажным вопросом для развития Забайкальского края является агрокомплекс. Забайкалье всегда славился аграрной экономикой. 35% населения региона проживают в сельской местности. Сельское хозяйство представлено в основном небольшими крестьянско-фермерскими хозяйствами и характеризуется значительной степенью ихразрозненности. Наша основная задача – развивать и поддерживать средние и крупные сельскохозяйственные холдинги, поскольку они более устойчивы в финансовом плане и способны за счет технологии производства значительно сгладить сезонность этого бизнеса, что является основной проблемой сельского хозяйства края.

 

Кроме того, перед краевым Минсельхозом стоит задача решить проблему сезонных пиков. Дело в том, что в регионе не хватает овощехранилищ, потому урожай распродается сразу после сбора. Естественно, цены на картофель и овощи в это время падают до минимума. Необходимо обеспечить хранение скоропортящейся продукции и ее круглогодичную реализацию. Достойная закупочная цена в сочетании с синхронностью поставок позволит значительно повысить эффективность сельскохозяйственных производств. Работа такая ведется, овощехранилища строятся в Читинском районе и в самой Чите.

 

Развитие транспортной и социально-экономической сферы, безусловно, является локомотивом в повышенииэкономического благополучия края, а создание условий для достойной жизни жителей региона – важный стратегический ориентир сегодняшнего и завтрашнего дня.

 

 

 

 


 

 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика