Организация дорожного движения в Российской Федерации
Заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул
Автодорожный комплекс России сегодня – это около 50 млн автотранспортных средств и 1,4 млн км автодорог, которые обеспечивают до 60% объема пассажирских и грузовых перевозок в стране.
В современных условиях мы видим значительный разрыв между пропускной способностью улично-дорожной сети и нагрузкой, которую эта сеть испытывает. Этот вывод, в первую очередь, касается городских транспортных систем.
Городские транспортные системы
Пропускная способность УДС – это объективно ограниченный ресурс, а транспортные «заторы» – это естественный регулятор доступа к дефицитному ресурсу, как и любая другая очередь. Повысить эффективность дорожного движения, мобильность и эффективность передвижения населения в городах возможно только совместными усилиями законодательной и исполнительной власти федерального, регионального и муниципального уровней. По мнению наших зарубежных коллег, сегодня Россия повторяет ошибки, которые проделал Запад, когда поощрял неограниченную автомобилизацию. Теперь власти вынуждены вкладывать огромные средства в развитие общественного транспорта и всячески ограничивать использование личного транспорта в городах. Лозунг «Город для людей, а не для автомобиля!» стал крайне популярным в современных европейских городах.
Сегодня мы придерживаемся этих же подходов! При этом системное решение сложной и комплексной проблемы организации движения в городах невозможно без формирования интегрированной политики в области транспорта, градостроительства, землепользования и охраны окружающей среды. К сожалению, отечественное законодательство по степени детализации и кругу регулируемых вопросов в сфере организации дорожного движения объективно уступаетзаконодательству многих других стран.
Правовое регулирование
В области совершенствования правового регулирования в сфере организации дорожного движения в настоящее время ведется работа по формированиювзаимоувязанной системы проектной документации в областиорганизации дорожного движенияи территориального планирования, предусматривающейобязательность разработки комплексных схем и проектов организации дорожного движения.
Отмечу, что практика проектирования организации дорожного движения во времена СССР осуществлялась в две стадии: · на 1-й стадии на город или крупное планировочное образование разрабатывалась комплексная схема организации дорожного движения (КСОДД); · на 2-й стадии для отдельных участков или элементов автомобильных дорог разрабатывались проекты организации дорожного движения (ПОДД).
И если сегодня проекты организации дорожного движения де-факто разрабатываются, то разработка комплексных схем – это инициативы отдельных городов, которые далеко не всегда и не везде реализуются! Мы предлагаем вернуть двухстадийную практику проектирования в сфере организации дорожного движения. Соответствующие подходы заложены в проекте федерального закона «Об организации дорожного движения» и проекте приказа Минтранса России «Об утверждении правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения». Как нам представляется, этот федеральный закон должен стать связующим звеном в разделенных элементах системы федеральных законов «О безопасности дорожного движения», «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», Градостроительного кодекса, Устава автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта и подзаконных актов.
Рассчитываем, что принятие закона и правил устранит пробелы и противоречия в действующей системе законодательства, обеспечит единый подход к регулированию общественных отношений, возникающих в процессе дорожного движения. Сейчас проекты этих документов подготовлены и проходят установленную процедуру согласований и общественных обсуждений.
Одной из новелл в правовом поле в текущем году стали подготовленные Минтрансом и принятые Правительством Российской Федерации изменения в Правила дорожного движения, которые установили нормы по организации и обеспечению безопасности велодвижения (постановление Правительства РФ от 22 марта 2014 № 221).
Указанными изменениями откорректирован понятийный аппарат, введены новые правила, виды знаков и разметки, касающиеся движения велосипедистов. В работе над этим документом Минтрансом России была тесно организована работа с ГИБДД, Российским велотранспортным союзом и другими общественными организациями. При подготовке изменений мы постарались учесть мировой опыт и ориентировались на такие передовые страны в области велодвижения, как Нидерланды, Швеция, Дания, Финляндия.
Отмечу, что столь значимые изменения в Правила дорожного движения в части велосипедов не вносились уже около 30 лет. Надеемся на соответствующий отклик от городских властей в части развития велосипедной инфраструктуры! Одной из острейших проблем в российских городах является загрязнение атмосферного воздуха. При этом вклад автомобильного транспорта в загрязнение городов, по различным оценкам, достигает до 80% от общего количества выбросов вредных веществ.
В соответствии с федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится введение ограничений на передвижение транспортных средств в целях уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Эта норма введена в законодательство в 2005 году, но механизм ее реализации до настоящего время отсутствует. Другими словами – обеспечить возможность ограничения въезда автотранспорта, не отвечающего экологическим требованиям, сегодня не представляется возможным. В связи с этим Минтрансом совместно с МВД подготовлены изменения в Правила дорожного движения, которыми определяется механизм введения ограничений на движение транспортных средств по экологическому классу. Нами предлагается ввести новые дорожные знаки и правила их использования, которые позволят достаточно гибко отсекать экологически «грязные» автомобили и одновременно системно повышать планку для ограничения их движения.
Хотел бы привести еще один показательный пример нашей совместной работы с регионами в области нормативного правового регулирования вопросов организации дорожного движения. Как известно, Москва активно и последовательно реализует проект развития платных парковок на УДС. Являясь фактически первопроходцем в этой сфере, правительство Москвы объективно сталкивается с необходимостью решения целого ряда вопросов, связанных с устранением пробелов и коллизий в правовом регулировании этих правоотношений, в том числе и на федеральном уровне.
По инициативе правительства Москвы Минтранс России подготовил, а Правительство России издало акт (постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 № 334), позволяющий осуществлять взимание средств за использование платных парковок без применения контрольно-кассовых машин, посредством выдачи парковочного билета, форма которого утверждена Минтрансом. Это решение позволяет сократить затраты на изготовление и эксплуатацию паркоматов и, следовательно, сократить расходную часть проекта. Минтранс России подтверждает готовность и заинтересованность во взаимодействии с региональными органами власти по актуальным вопросам, связанным с правовым регулированием отношений в области организации дорожного движения.
Обеспечение безопасности
Одним из основных системных документов в сфере организации и обеспечения безопасности дорожного движения, принятых в этом году, являются Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом (приказ Минтранса России от 15 января 2014 № 7).
Данные Правила устанавливают обязанность субъектов транспортной деятельности обеспечить: · проведение профессионального отбора и профессиональной подготовки водителей; · контроль состояния здоровья водителей, соблюдение их режима труда и отдыха; · эксплуатационную безопасность транспортных средств; · безопасные условия перевозок пассажиров и грузов.
Для обеспечения безопасности при перевозке крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов Правилами введены обязательные условия использования автомобилей прикрытия.
Дороги федерального значения
Отдельно остановлюсь на мерах по организации дорожного движения на автомобильных дорогах федерального значения. До конца 2014 года планируется: · построить и реконструировать 532 км автомобильных дорог; · отремонтировать 9160 км автомобильных дорог и около 30 тысяч погонных метра искусственных сооружений; · установить 86 км дорожного ограждения, около 4 тысяч дорожных знаков, 105 светофорных объектов, 37 км пешеходного ограждения.
Особо пристальное внимание уделяется внедрению инновационных разработок технических средств организации дорожного движения при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог федерального значения.
В 2014 году планируется установить: · 174 единицы автономного осветительного оборудования на пешеходных переходах и автобусных остановках; · 60 кмосевого тросового ограждения;
Постоянно ведется работа по установлению демпфирующих систем на потенциально опасных участках автомобильных дорог, оборудованию дорог сигнальными столбиками и делиниаторами. Только применение на аварийно опасных участках дорог федерального значения данных инновационных разработок позволило за последнее время добиться значительного снижения аварийности. По предварительным оценкам – на величину более 60%.
Дальнейшая работа Минтранса России в области организации дорожного движения планируется в рамках федеральной целевой программы по повышению безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах, в рамках которой нами планируется: · создать систему оценки качества и эффективности организации дорожного движения в Российской Федерации; · формализовать современные методы организации дорожного движения; · подготовить рекомендации по созданию, развитию и функционированию единого парковочного пространства в российских городах.
Совместное решение проблем
Вопросы организации дорожного движения в городах перестали быть местными проблемами: они вышли на федеральный уровень и должны решаться в тесной увязке с планами территориального и социально-экономического развития регионов с учетом Транспортной стратегии Российской Федерации. Поэтому транспортное планирование и развитие должно стать постоянной «головной болью» ветвей власти всех уровней, чтобы сначала стабилизировать транспортную ситуацию в городах, а затем начать работать на упреждение.
|
|
|