Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: ФКУ ДСД «Дальний Восток»: 20 лет форсируя будущее | Издательский дом

ФКУ ДСД «Дальний Восток»: 20 лет форсируя будущее

 

Директор ФКУ ДСД «Дальний Восток» Сергей Петраев

 

Дальневосточный федеральный округ обладает огромными природными ресурсами, имеет важное стратегическое и геополитическое значение для России. Дорожное строительство остается двигателем поступательного движения экономики как страны в целом, так и региона в частности. Развитие и совершенствование сети федеральных дорог, особенно международных транс­портных коридоров, обеспечит прирост ВВП за счет активизации и развития междуна­родных экономических связей.

20 лет формированием опорной сети дорог в регионе занимается дирекция строящихся дорог в Дальневосточном регионе – ФКУ ДСД «Дальний Восток».

 

ФКУ ДСД «Дальний Восток» является государственным заказчиком строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта федеральных автомобильных дорог в Дальневосточном федеральном округе. В ведении дирекции находятся автомобильные дороги федерального значения: «Колыма» Якутск – Магадан, «Лена» Невер – Якутск, «Амур» Чита – Хабаровск, «Уссури» Хабаровск – Владивосток. Также дирекция осуществляет реализацию проектов по двум автомобильным дорогам: подъезду к г. Благовещенску и подъезду к границе с Китайской Народной Республикой от автомобильной дороги «Лена». Кроме того, дирекция осуществляет функции заказчика по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог федерального значения на территории Амурской области. Общая протяженность автомобильных дорог, подведомственных ФКУ ДСД «Дальний Восток», составляет 6217,6 км.

 

 

Этапы становления

 

Создание Региональной дирекции строящихся автомобильных дорог на Дальнем Востоке в 1995 году было напрямую связано с принятым 1 декабря 1994 года постановлением № 1310 «О федеральной целевой программе совершенствования и развития автомобильных дорог РФ «Дороги России» на 1995–2000 годы».

На новую дирекцию была возложена роль заказчика по строительству автомобильной дороги Чита – Хабаровск. Строительство дороги было начато еще в 70-е годы XXстолетия. Изначально дорога строилась под руководством Министерства обороны как дорога оборонного значения. К 90-м годам прошлого столетия были построены участки дороги в Читинской и Амурской областях, привязанные к пунктам размещения оборонных объектов. Темпы строительства были весьма низкими, не более 10 километров в год. В 90-х годах строительство практически прекратилось.

В 1992 году правительством страны было принято решение о строительстве дороги на Восток. Первоначально заказчиком строительства являлись областные и краевые министерства транспорта, отсутствовал единый заказчик, что значительно усложняло взаимодействие с подрядными организациями – не было единой экономической политики, технические требования для строителей и проектировщиков также не были унифицированы.

 

В 1995 году было принято решение о создании единой дирекции строящихся дорог на территории Дальнего Востока, перед которой была поставлена задача – обеспечить сквозной проезд от Читы до Хабаровска. В этот период и была создана Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе. Создание дирекции позволило оптимизировать процесс организации строительства федеральных дорог в Дальневосточном регионе, что положительно отразилось на качестве работ и во многом упростило ввод в эксплуатацию построенных километров.

Изначально в штате учреждения числилось 17 человек. Обстановка была приближена к боевой: готовые участки дороги были изношены за время простоя строительства, их нужно было ремонтировать и вместе с тем строить новые. Финансирование до 2001 года поступало частями, не систематически. Техники не хватало, а уровень ее оставлял желать лучшего.

 

Дорогу прокладывали в трудных климатических условиях по болотам и участкам с вечной мерзлотой. Первыми подрядными организациями были Территориальное строительно-дорожное управление (ТДСУ) – 1, ТДСУ-2 и другие, а также организации, по настоящее время работающие на объектах дирекции: ЗАО «Асфальт», ОАО «Бамстроймеханизация», ОАО «Труд». Несколько раз были попытки законсервировать строительство.

Коренной перелом произошел в 2000 году: Президент России Владимир Путин взял строительство дороги под личный контроль, поставив задачу открытия сквозного проезда от Читы до Хабаровска в ближайшее время. С этого момента финансирование стало поступать в 100%-ном объеме и вовремя, приобреталась новая техника, что ускорило темпы строительных работ.

С 2001 по 2002 год было прорублено порядка 770 км просеки, возведено 46 вахтовых поселков, построено около 30 мостовых сооружений.

 

В 2004 году задача была выполнена. В феврале впервые в истории страны открыто сквозное рабочее движение по дороге от Читы до Хабаровска. Завершена Iстадия строительства. С 2007 по 2010 год введено в эксплуатацию 1465 км дороги. В 2010 федеральная автомобильная дорога «Амур» введена в эксплуатацию в асфальтобетонном покрытии. Открытие автомобильной дороги Чита – Хабаровск послужило катализатором развития промышленности и инфраструктуры региона, частного предпринимательства, в особенности в сфере услуг.

С января 2004 года ФКУ ДСД «Дальний Восток» осуществляет функции заказчика по содержанию, ремонту и капитальному ремонту федеральных автомобильных дорог в Амурской области.

 

В 2005 году благодаря высочайшему уровню квалификации специалистов и уникальному опыту работы в непростых климатических условиях Дальнего Востока, руководство страны доверило коллективу дирекции неординарные, сложные объекты – строительство и реконструкцию федеральных дорог «Лена» Невер – Якутск, «Колыма» Якутск – Магадан и «Уссури» Хабаровск – Владивосток.

Сегодня на всех автомобильных дорогах, находящихся в ведении дирекции, ведутся масштабные работы по строительству, реконструкции, ремонту и капитальному ремонту.

Федеральная автомобильная дорога «Амур» Чита – Хабаровск сегодня полностью приведена в нормативное состояние в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина.

 

 

«Уссури» – тест на скорость пройден

 

Автомобильная дорога «Уссури» является главной транспортной артерией юга Дальнего Востока, обеспечивает транспортный выход к морским портам на Тихоокеанском побережье, а также к традиционным местам летнего отдыха дальневосточников. Протяженность автомобильной дороги – 752 км. Основной задачей ФКУ ДСД «Дальний Восток» по данной дороге является реконструкция с обеспечением необходимой пропускной способности и безопасности движения. С 2005 года от Хабаровска до Владивостока реконструировано около 130 км, более 60 из которых являются участками Iкатегории с четырехполосным движением, позволяющими развивать скорость до 100 км/час.

Для удобства и безопасности жителей, а также улучшения экологической обстановки в населенных пунктах обустроены обходы городов Уссурийска и Бикина. Сейчас ведется строительство обхода сразу нескольких населенных пунктов близ Хабаровска.

 

Подтверждением высокого качества производимых работ может служить своеобразный тест, который показал, что дорога пригодна для высоких скоростей, проведенный представителями приморской Федерации драг-рейсинга на открытии участка 672–681 км в ноябре 2013 года.

И, конечно, состоявшиеся в сентябре 2014 годаучебно-тренировочные мероприятия Восточного военного округа по взлету (посадке) летательных аппаратов на участке 622–639 км дороги «Уссури». На федеральной дороге «Уссури» сегодня наряду с подрядными организациями, имеющими многолетний опыт, зарекомендовавшими себя на строительстве федеральных дорог «Амур» Чита – Хабаровск: ОАО «Бамстроймеханизация», ЗАО «Асфальт», ЗАО «Труд», ООО «Стройгазконсалтинг», трудится недавно пришедшая на объекты дирекции организация, оснащенная современной дорожной техникой, выполняющая большие объемы строительно-монтажных работ с высоким качеством и в срок, – ООО «Каньон».

 

 

Дороги Севера. Покоряя вечную мерзлоту

 

Для северных территорий Дальнего Востока транспорт играет ключевую роль для жизнеобеспечения. В то же время существующая транспортная система не отвечает потребностям экономики региона и является серьезным тормозом и ограничением в ее развитии. В настоящее время в силу географической и природно-климатической специфики жизнедеятельность региона практически полностью зависит от завоза грузов в короткий навигационный период.

ФКУ ДСД «Дальний Восток» ведет работы по строительству и реконструкции федеральных автомобильных дорог на севере России «Лена» Невер – Якутск и «Колыма» Якутск – Магадан.

Одной из основных технических проблем, возникающих в ходе строительства и реконструкции объектов на севере Дальнего Востока, является проведение дорожных работ на участках с вечной мерзлотой.

 

Работы здесь производятся в сжатые сроки, при отрицательной температуре до начала весеннего оттаивания деятельного слоя многолетнемерзлых грунтов. Работа в условиях многолетнемерзлых грунтов требует от строителей высокой культуры производства работ, строгого соблюдения технологии производства работ и четкой реализации проектных решений.

На объектах ФКУ ДСД «Дальний Восток» трудятся опытные строительные организации, знающие о суровых природных условиях севера не понаслышке: ОАО «Труд», ООО «Стройдор», ОАО «Бамстроймеханизация», ОАО «СМУ-6», ООО «Объединение содействия развитию предпринимательства», ООО «ХК Амур мост», ОАО «Дальстроймеханизация», ЗАО «Дороги Саха», ООО «Стройгазконсалтинг». Все компании укомплектованы самой современной дорожно-строительной техникой и высокопрофессиональными кадрами.

 

На федеральной автомобильной дороге «Лена» с 2005 года реконструировано 225,644 км. Сегодня это участки современной скоростной дороги с капитальным типом дорожной одежды, соответствующие параметрам III технической категории с двухполосным движением и шириной проезжей части 7 м.

В 2006 году Президент РФ Владимир Путин поставил перед дорожниками Дальнего Востока задачу ликвидировать грунтовый разрыв на дороге «Колыма». В ликвидации разрыва участвовали пять подрядных организаций, три из них из Якутии: ООО «Дортранс», ФГУ ДЭП № 135 и ЗАО «Дороги Саха». На этом объекте также работала мощная московская фирма ООО «Стройгазконсалтинг», выигравшая конкурс. Несмотря на все сложности, возникающие в ходе работ, задача была выполнена. В 2009 году грунтовый разрыв на федеральной трассе «Колыма» был ликвидирован. Это 67 км дороги, три малых и один 347-метровый мост через р. Эльга. Всего с 2005 года на автомобильной дороге «Колыма» в эксплуатацию введено 237,9 км дороги. В 2014 году сданы в эксплуатацию такие значимые объекты, как мост через р. Колыма и Черный и Желтый прижимы. После окончательного завершения реконструкции дороги значительно расширятся возможности надежно осуществлять поставки в восточные районы Якутии. Кроме того, Республика Саха будет развивать тесное сотрудничество с Магаданской областью в горной и энергетической сферах.

 

 

Перспектива – современная транспортная система Дальнего Востока

 

Сегодня ФКУ ДСД «Дальний Восток» является одной из крупнейших в России специализированных дирекций по строительству и реконструкции федеральных автомобильных дорог, основной задачей которой в настоящее время является приведение существующих федеральных дорог на Дальнем Востоке в нормативное состояние и завершение формирования опорной сети дорог региона.

Для оптимизации деятельности дирекции образованы филиалы в Амурской области и Республике Саха (Якутия), представительства в г. Москве и поселке Стекольный Магаданской области.

В настоящее время коллектив дирекции насчитывает свыше 200 высококвалифицированных сотрудников.

 

Для обеспечения качества дорожных работ в ФКУ ДСД «Дальний Восток» создана исследовательская лаборатория, позволяющая проводить необходимые лабораторные испытания и исследования материалов, используемых в дорожном строительстве. Это современный комплекс, оснащенный всем необходимым оборудованием, средствами измерений и компьютерной техникой. В лаборатории имеется более 200 единиц испытательного оборудования.

 

Применение инновационных методов исследования, современного оборудования и приборов экспресс-контроля материалов и конструкций позволяет своевременно принимать меры по предупреждению дефектов при строительстве автомобильных дорог и сооружений на них.

Для управления качеством выполнения строительно-монтажных работ в дирекции организована система строительного контроля. Она включает контроль полноты и качества рабочей документации, проектов производства работ, технологических регламентов, схем качества строительных материалов, полноты и достоверности проведения лабораторных испытаний, инструментальные методы контроля и т.д. Качество производимых работ в свою очередь является основой безопасности дорожного движения.

 

За высокие достижения ФКУ ДСД «Дальний Восток» по итогам 2009 года было удостоено Национальной общественной премии транспортной отрасли России «Золотая колесница», учрежденной Комитетом Государственной думы по энергетике, транспорту и связи и Министерством транспорта РФ, в номинации «Лидер дорожной отрасли». Помимо золотой статуэтки, дирекция была награждена медалью «За вклад в развитие транспортной отрасли России».

 В 2012 году ФКУ ДСД «Дальний Восток» удостоено звания «Лучшая служба по строительству (реконструкции) автомобильных дорог, находящихся в ведении Росавтодора».

 За добросовестный и самоотверженный труд, высокий профессионализм, вклад в социально-экономическое развитие республики в 2014 году дирекция получила благодарность главы Республики Саха (Якутия).

 

В декабре 2014 года Президент Российской Федерации В.В. Путин обозначил стратегическую цель по удвоению объемов строительства дорог. В связи с этим большая ответственность ложится на плечи коллектива дирекции, которому предстоит огромная работа не только по строительству и реконструкции федеральных дорог, но и модернизации сети дорог в Дальневосточном регионе до уровня современных международных стандартов.

В 2015 году ФКУ ДСД «Дальний Восток» предстоит освоить 20,9 млрд. рублей с вводом в эксплуатацию 169,9 км федеральных автомобильных дорог в Дальневосточном регионе и 1313,6 пог м мостовых сооружений на них.

 

На перспективу с 2015 по 2022 год перед дирекцией поставлена задача ввести в эксплуатацию 1343,69 км дорог и 14424, 939 погонных метров мостов. На что планируется выделить 380,5  млрд рублей из федерального бюджета.

Важная особенность транспортной системы Востока России – его транзитная составляющая. Через Дальний Восток идет перевозка больших объемов грузов в другие регионы России. Создание современной транспортной сети с логистическими узлами в ДВФО позволит повысить интеграцию округа не только в единое экономическое пространство страны, но и в международную транспортную систему АТР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 

 

 

Яндекс.Метрика