Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Комплексное развитие отрасли | Издательский дом

Комплексное развитие отрасли

 

Министр транспорта РФ Максим Соколов

 

Деятельность Минтранса России в последнее время была сосредоточена на улучшении качества и доступности услуг пассажирского транспорта, повышении уровня безопасности на транспорте, развитии механизмов государственно – частного партнерства.

 

В 2014 году перед отраслью были поставлены новые задачи.

 

 

Республика Крым

 

В этом году произошло историческое событие: в состав России вошли два новых субъекта – Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Одной из важнейших стратегических задач, стоящих перед министерством транспорта, стало обеспечение надежного транспортного сообщения с полуостровом и коренная модернизация его транспортной системы.

В сжатые сроки были разработаны программы субсидирования авиаперевозок из регионов России, благодаря чему перелеты стали более доступными. Ведется системная работа с авиакомпаниями по увеличению количества авиарейсов в Крым, одновременно осуществляется переход на воздушные суда большей вместимости. Уже сегодня порядка 50 регулярных и 10 чартерных ежедневно рейсов летают в Крым ежедневно. Организовано прямое сообщение с 30 крупнейшими городами России. В сентябре была введена в строй реконструированная рулежная дорожка в аэропорту Симферополя, что позволило в 3 раза увеличить количество взлетно-посадочных операций.

 

Для сообщения через Керченскую переправу используются 5 морских паромов, перевозящих автотранспорт и пассажиров. Для увеличения пропускной способности переправы были разделены грузовые и пассажирские потоки. И уже 5 грузовых паромов работают на направлениях Новороссийск – Феодосия, Геленджик – Керчь и Темрюк – рыбный порт Керчи.

Ключевую роль в транспортном обеспечении Крымского полуострова играет использование «мультимодальной» системы проезда по принципу «единого» билета. Принятые меры позволили нормализовать транспортную ситуацию на переправе и в разы увеличить ее пропускную способность. В целом с учетом увеличения количества авиарейсов, возможностей железной дороги и паромной переправы мы перевезем на территорию Крыма порядка 3 млн человек.

 

Неуклонно растущий пассажиро- и грузопоток еще раз подтверждает необходимость создания мощного и надежного транспортного перехода через Керченский пролив. Подготовке его строительства идет полным ходом. Проводятся изыскательские работы, по окончании которых начнется проектирование и строительство перехода. При реализации этого уникального инфраструктурного проекта предполагается широкомасштабное использование механизмов ГЧП совместно с инвесторами, банками, ведущими российскими и зарубежными строительными компаниями.

 

 

Олимпийские объекты

 

Еще одним, наверное, самым серьезным экзаменом для отрасли стали зимние Олимпийские и Паралимпийские игры в Сочи.

В рамках подготовки к Олимпийским играм в Сочи построено и реконструировано почти 400 км автодорог, движение по которым обеспечивают 22 новых тоннеля. Введена в эксплуатацию 50-километровая совмещенная автомобильная и железная дорога из Адлера в горный кластер, заработали 7 современных морских пассажирских терминалов и грузовой порт в Имеретинской бухте. Фактически создан новый Сочинский морской порт, протяженность причальных стенок которого составила более 5 км. Современный морской вокзал уже начал принимать круизные и регулярные рейсы. В летний период этого года запланировано более 130 судозаходов.

 

Олимпийские маршруты обслуживали 38 парных современных скоростных электропоездов «Ласточка», способных двигаться, а скорее, оправдывая название, летать со скоростью до 160 км/ч. С учетом потребностей маломобильных пассажиров был построен новый железнодорожный вокзал города Адлера, по мнению международных экспертов – один из лучших в Европе.

За период проведения игр авиакомпаниями перевезено почти полмиллиона пассажиров и около тысячи маломобильных. Во многом это стало возможным благодаря реконструкции международного аэропорта Сочи, который за час сегодня может обслужить более 3 тысяч пассажиров. В завершающий день Олимпиады за сутки было выполнено 575 взлетно-посадочных операций. Все это ставит Сочи в ряд современных транспортно-пересадочных узлов мирового уровня. Внедрены новейшие системы управления дорожным движением и транспортной логистики, основанные на отечественных спутниковых технологиях. Для комфортного перемещения людей с ограниченными возможностями повсеместно создана безбарьерная среда, включающая коммуникативную систему «Говорящий город», для инвалидов по зрению.

 

 

Транспортный комплекс России

 

Если говорить о работе транспортного комплекса в целом, за прошедший период и в текущем году единая транспортная система Российской Федерации в полном объеме обеспечила потребности общества и экономики в перевозках грузов и пассажиров.

С учетом новых глобальных вызовов Минтранс России при широком участии профессионального, научного и экспертного сообщества оперативно скорректировал основной стратегический документ отрасли – Транспортную стратегию РФ до 2030 года.

Надежным инструментом реализации положений Транспортной стратегии является обновленная Государственная программа «Развитие транспортной системы до 2020 года», которая также была скорректирована правительством в текущем году. Особое внимание в программных документах отрасли уделено развитию региональных транспортных систем, и в первую очередь Дальнего Востока, Арктики, Северного Кавказа, Калининградской области и Московского транспортного узла. При этом все разрабатываемые транспортные стратегии регионов будут увязаны по целям, задачам и мероприятиям со стратегией федерального уровня.

Позвольте более подробно остановиться на положении дел по видам транспорта.

 

 

Водный путь

 

Устойчивому росту грузооборота морских портов России способствует интенсивное наращивание портовых мощностей. За прошлый и нынешний годы мы увеличили их емкость более чем на 50 млн тонн.

Среди ключевых проектов по развитию портовой инфраструктуры следует отметить проекты по строительству:

·        зернового терминала в морском порту Новороссийск;

·        комплекса по перевалке нефтепродуктов в Тамани;

·        терминалов для отгрузки нефтепродуктов и газового конденсата в Усть-Луге;

·        ряда крупных терминалов в портах Дальнего Востока (Владивосток, Восточный, Ванино, Посьет).

 

В рамках реализации проекта комплексного развития Мурманского транспортного узла объем финансирования в портовую инфраструктуру из федерального бюджета составил около 27 млрд рублей. При этом неуклонно растет число проектов, где основным источником являются частные инвестиции. Яркий пример – создание в Ямало-Ненецком автономном округе морского комплекса по перевалке нефти на западном побережье Обской губы и порта Сабетта. Под Санкт-Петербургом полным ходом идет строительство многофункционального комплекса «Бронка».

Необходимо отметить поддержку правительства по переходу к стопроцентному финансированию затрат на нормативное содержание внутренних водных путей и гидротехнических сооружений.

 

 

Авиаперевозки

 

Рост авиаперевозок на внутренних линиях увеличивается из года в год. Совокупный бюджет пяти программ субсидирования региональных авиаперевозок составил порядка 7,5 млрд рублей, что позволило дополнительно перевезти около 1 млн 150 тысяч пассажиров и открыть более 80 новых маршрутов. Мы нацелены на продолжение и развитие этой поддержки.

С этого года, помимо крымского направления, стартовала новая общероссийская программа субсидирования авиакомпаний, что позволит обеспечить появление около 60 новых маршрутов.

В прошлом году в рамках пилотного проекта развития региональных авиаперевозок в Приволжском федеральном округе мы связали все 14 столиц субъектов округа прямыми авиационными маршрутами. Шесть авиакомпаний выполнили почти 11 тысяч рейсов. Принято решение о продолжении проекта в течение ближайших трех лет.

 

Также активно развиваются аэродромная инфраструктура и система управления воздушным движением. Введены в эксплуатацию после реконструкции 6 взлетно-посадочных полос в аэропортах Казани, Абакана, Магадана, Пензы, Внуково и аэродрома Бугуруслан, а также новых аэровокзальных комплексов в Белгороде, Казани, Москве – Внуково и Санкт-Петербурге.

Продолжается строительство и реконструкция новых международных аэропортов в Калининграде, Нижнем Новгороде, Саратове, Ростове-на-Дону. В этом году будет введен новый аэропорт в Самаре и на острове Итуруп на Курильских островах. За счет государственной поддержки приобретено 66 самолетов для региональной авиации.

Особо отмечу начало работы с 10 июня этого года низкобюджетного перевозчика – компании «Добролет», первый рейс которого был выполнен в Симферополь. Это стало возможным благодаря оперативной подготовке законодательной базы в отношении развития рынка труда, невозвратных тарифов, багажа и питания.

 

 

Железнодорожный транспорт

 

Изменение макроэкономической ситуации в прошлом году, повлекшее снижение темпов промышленного производства, вызвало сокращение объемов перевозок грузов на железнодорожном транспорте, что по итогам года составило около 3%. Но при этом услугами железнодорожного транспорта воспользовались более 1 млрд пассажиров, что на 2% больше уровня 2012 года.

С учетом нулевой индексации грузовых тарифов перед РЖД в этом году поставлены задачи по обеспечению бесперебойной работы железных дорог, недопущению снижения рейтинговых показателей, а также сохранению объемов инвестиционной программы.

Президентом России поставлена задача кардинально модернизировать Транссибирскую магистраль. Знаменательно, что именно в этом году – году 40-летия начала строительства БАМа – с использованием средств ФНБ уже начинается реконструкция Восточного полигона, которая позволит увеличить его пропускную способность почти в 1,5 раза – на 55 млн тонн грузов в год.

Реализация комплексного проекта «Развитие Московского транспортного узла» позволит обеспечить к 2020 году обслуживание пассажиропотока в размере 1 млрд пассажиров в год, а также улучшить транспортную доступность аэропортов Московского авиационного узла, организовать ускоренное движение пригородных электропоездов и запустить малое кольцо Московской железной дороги.

 

Непростая ситуация сложилась в пригородном железнодорожном сообщении, в первую очередь, из-за недофинансирования со стороны субъектов РФ. Чтобы снизить нагрузку с регионов, правительство установило льготный тариф пригородным компаниям за пользование инфраструктурой в размере всего 1%.

Несмотря на федеральную поддержку, многие регионы на деле отказываются от компенсации выпадающих доходов в результате регулирования тарифов, что приводит к сокращению маршрутной сети. Для выхода из сложившейся ситуации правительством утверждена концепция развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом и план по ее реализации. На эти цели правительство гарантировало ежегодное выделение 25 млрд рублей.

 

 

Дорожный комплекс

 

Важнейшим направлением деятельности дорожного комплекса страны в прошедшем году стало выполнение задач, поставленных в указах Президента и Основных направлениях деятельности правительства на период до 2018 года. При этом поручение Президента об удвоении объемов дорожного строительства в ближайшее 10-летие касается не только федеральной, но и региональной и муниципальной сети. Тревожная ситуация складывается в отношении региональных и местных дорог, так как некоторые регионы не выполняют обязательства по наполнению региональных фондов.

 

Помимо олимпийских, в прошлом году в дорожной отрасли был завершен ряд значимых проектов. Многие из них реализовывались на основе механизмов ГЧП:

·        Северный обход города Одинцово с выходом на Московскую кольцевую автомобильную дорогу;

·        вторая очередь Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге;

·        обходы города Воронежа (492–517 км) и поселка Тарасовский в Ростовской области на федеральной трассе М-4 «Дон».

 

Также:

·        открыто движение по автодорожному мосту через приток Амура, который соединил российскую часть острова Большой Уссурийский и Хабаровск;

·        запущен в эксплуатацию участок федеральной автомобильной дороги «Сортавала» в Карелии;

·        завершен обход города Беслана в Северной Осетии.

 

В прошлом году за счет средств федерального бюджета обеспечены строительство и реконструкция более 600 км автомобильных дорог федерального значения, что почти на треть выше запланированных показателей.

В этом году в наших планах ввод 40-километрового головного участка скоростной автомобильной дороги М-11 Москва – Санкт-Петербург, который строится также на условиях ГЧП, далее на этой новой трассе будет построен обход Вышнего Волочка в Новгородской области. Также мы завершим строительство новых мостов в Новосибирске и Самаре, реконструкцию мостового перехода в Ростове-на-Дону и откроем Рокский тоннель на Транскавказской магистрали.

 

 

Борьба со стихией

 

Нельзя не сказать об огромной работе, проделанной транспортниками по ликвидации последствий прошлогоднего наводнения на Дальнем Востоке. В Республике Саха (Якутия), Еврейской автономной области, Хабаровском и Приморском краях, а также в Амурской и Магаданской областях стихией было повреждено в общей сложности 1,5 тысячи км дорог, а также десятки объектов речной и железнодорожной инфраструктуры. Общий объем необходимых работ на федеральных и региональных объектах только дорожного хозяйства составил около 6,5 млрд рублей.

До регионов уже доведены 4,5 млрд рублей в качестве меры поддержки из федерального бюджета. Кроме того, нами оперативно были выделены средства в объеме 1,5 млрд рублей на возмещение потерь при перевозке грузов железнодорожным транспортом.

 

Стихия природы и в этом году испытывает нас на прочность. На плечи министерства, дорожников и транспортных строителей ляжет восстановление дорог и мостов после наводнения в Хакассии, Тыве и на Алтае. Одним из способов снижения негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду, особенно в крупных городах, является его перевод на газомоторное топливо. Активную деятельность в этом направлении ведет Государственная транспортно-лизинговая компания, которая запустила пилотную программу для поставки пассажирского автотранспорта на газомоторном топливе на льготных условиях. Программа предусматривает закупку техники исключительно отечественного производства, что поддержит российские машиностроительные предприятия и стимулирует спрос на их продукцию со стороны регионов. В настоящее время Минтранс совместно с Минэнерго и Минпромторгом разрабатывает проект государственной программы по внедрению газомоторной техники на всех видах транспорта.

 

 

Транспортная безопасность

 

В целях эффективного обеспечения безопасности на транспорте, предотвращения чрезвычайных ситуаций и террористических актов, Минтранс России завершил реализацию Комплексной программы обеспечения безопасности на транспорте.

Особо отмечу создание и ввод в эксплуатацию Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ), в рамках которой созданы автоматизированные базы персональных данных о пассажирах. Во исполнение ряда решений Президента и Совета безопасности Минтрансом подготовлен и направлен в правительство проект Комплексной программы, пролонгирующий ее действие до 2019 года и включающий новые необходимые мероприятия.

 

 

«ЭРА-ГЛОНАСС»

 

Прошедший год был также отмечен созданием Государственной системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС». Основная цель ее создания – сохранение жизни и здоровья людей, пострадавших в авариях и чрезвычайных ситуациях на дорогах страны. Можно с уверенностью сказать, что система «ЭРА-ГЛОНАСС» – это образец самого гуманного использования космических технологий во имя человека. И символично, что эта высокотехнологичная система, не имеющая пока мировых аналогов, впервые создана именно в транспортном комплексе нашей страны, что еще раз подтвердило прогрессивное и инновационное направление развития отрасли.

 

 

Кадровый вопрос

 

Реализация поставленных перед отраслью задач невозможна без высококвалифицированных кадров, подготовка которых ведется в 18 транспортных университетах и вузах (в сфере гражданской авиации, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта). В образовательных заведениях отрасли обучается в общей сложности более полумиллиона человек.

Задачи подготовки кадров для отрасли сформулированы в Транспортной стратегии, а также в программных документах ведущих компаний отрасли (РЖД, «Совкомфлот», «Аэрофлот» и др.).

 

 

Законодательная база

 

Продолжена работа по совершенствованию законодательной базы транспортного комплекса. Президентом было подписано 7 федеральных законов, разработанных министерством. Принят важнейший закон, обязывающий организации и предпринимателей соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным и городским транспортом. Также законодательно упрощена процедура многократного пересечения государственной границы при осуществлении каботажного плавания, что значительно снизило бюрократические барьеры для судоходных компаний. Эффективная эксплуатация платных дорог была бы невозможна без принятия федерального закона о порядке установления платы за проезд транспортных средств.

 

 

Стратегическое развитие

 

В этом году правительство поддержало Минтранс и утвердило стратегические и программные документы отрасли, позволяющие комплексно, обоснованно и системно подходить к развитию транспортного комплекса. Все направления развития транспорта неотъемлемо увязаны с целями развития России и ее регионов, в том числе сформулированными в майских указах Президента. Мультипликативный эффект влияния транспорта – кровеносной системы экономики – на все отрасли народного хозяйства очевиден. Это рост экономической мощи страны. Это занятость миллионов россиян в различных отраслях экономики. Особо отмечу, что только в сфере транспорта трудится более 9 млн человек.

 

В заключение хочу отметить, что транспортная отрасль готова решить все поставленные перед ней задачи и достойно ответить на самые непростые и амбициозные вызовы. Мы хорошо понимаем, что результаты нашей работы в значительной степени влияют не только на конкурентоспособность отечественной экономики, но и на качество жизни наших сограждан.

 

 

Материал подготовлен на основе выступления министра на заседании Государственной думы в рамках «Правительственного часа»

 

 

 

 

Яндекс.Метрика