Развитие региональной авиации как фактор экономического развития региона
Заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов
В период с января по август текущего года воздушным транспортом воспользовались более 63 млн пассажиров, что превосходит аналогичные показатели прошлого года на 12% (за восемь месяцев 2013 года было обслужено 57 млн пассажиров). По итогам года планируем приблизиться к 95 млн пассажиров.
Структура перевозок в текущем году показывает, что основным драйвером роста перевозок являются внутренние перевозки, объем которых составил за 8 месяцев 2014 года 25 млн пассажиров, что на 18,6% больше, чем было перевезено за аналогичный период 2013 года.
Возможности для инвесторов
Увеличение перевозок является сигналом для инвесторов о востребованности инвестиций в данную сферу авиаперевозок и, соответственно, позволит стимулировать процесс модернизации и интенсивного развития инфраструктурной составляющей региональных перевозок. Наша задача как федерального министерства – обеспечить наиболее комфортные условия как для инвестора, так и для всех участников перевозочного процесса при безусловном приоритете интересов пассажира.
Поддержка государства
Положительная динамика развития во многом стала возможна благодаря мерам государственной поддержки, реализуемым Правительством Российской Федерации с 2012 года.
Правительством были утверждены и уже в целом реализованы три программных документа, направленных на развитие региональной авиации: · план мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» (10 мероприятий); · комплекс мер, направленных на снижение стоимости авиаперевозок на внутренних линиях (17 мероприятий); · дорожная карта «Развитие региональных авиаперевозок» (18 мероприятий).
Среди значимых мероприятий, предусмотренных указанными документами, стоит отметить внесение изменений в законодательство Российской Федерации: · снят запрет на допуск иностранных КВС (квота в 200 человек уже распределена Росавиацией на текущий год между перевозчиками). Количество заявок значительно превысило выделенную квоту (в «Аэрофлоте» на 80 мест по квоте было подано более 800 заявок-резюме), что позволяет авиакомпаниям провести взыскательный отбор кандидатов; · отменено обязательство авиакомпаний по предоставлению питания; · введена практика невозвратных тарифов (оба изменения введены для внедрения модели низкозатратных авиаперевозчиков); · снижены требования по сертификации в отношении аэропортов малой авиации; · подготовлен и внесен в Государственную думу законопроект по исключению норм бесплатного провоза багажа из тарифа; · в ближайшее время будут внесены в правительство законопроекты по присоединению к Монреальской конвенции и необходимых изменений в российском законодательстве (унификация правил перевозок по защите прав пассажиров).
Введены в эксплуатацию после реконструкции 6 взлетно-посадочных полос, а также аэровокзальных комплексов в Белгороде, Казани, Москве (Внуково) и Санкт-Петербурге, а также средства навигации и посадки в Казанском центре организации воздушного движения, комплексы средств автоматизации управления воздушным движением в аэропортах: Абакан, Игарка, Бугульма, Николаевск-на-Амуре, Киренск, Ульяновск и Южно-Сахалинск (2013 год).
В ближайший год планируется ввести в эксплуатацию после реконструкции взлетно-посадочные полосы в Краснодаре (Пашковский), Николаевске-на-Амуре, Махачкале, строительство ИВПП в аэропортах Петропавловск-Камчатский (Елизово), Палана и Сабетта. Введены в эксплуатацию ИВПП в аэропорту Липецк, а также завершено строительство аэропорта на острове Итуруп.
Программа субсидирования
В 2014 году на цели по развитию внутренних региональных перевозок выделено около 5 млрд рублей, а субсидирование по развитию внутренних воздушных перевозок в совокупном объеме за 2015–2017 годы составит 42,5 млрд рублей. В рамках программы субсидирования региональных авиаперевозок в Российской Федерации полеты в настоящее время осуществляются по более чем 100 маршрутам (из которых 83 новых), по которым за 8 месяцев уже перевезено более 350 тысяч пассажиров. Пилотный проект в Приволжском федеральном округе обеспечил перевозку 60 тысяч пассажиров по 33 маршрутам. Рост к 2013 году – 60%. Несмотря на определенные успехи, в области региональных перевозок есть ряд проблемных моментов, которые выявляются в ходе реализации данных программ. Механизм софинансирования региональных перевозок, призванный вовлечь в федеральные программы субъектов Российской Федерации, эффективно работает только в Приволжском федеральном округе. В целях совершенствования данного механизма Минтрансом России был подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации проект постановления, предусматривающий в т. ч. снятие ограничений по пассажирообороту субсидируемых маршрутов и по пассажировместимости воздушных судов, используемых для полетов по софинансируемым маршрутам, также упрощен порядок подачи заявлений на субсидирование данной категории маршрутов. Программа субсидирования лизинга региональных воздушных судов, задача которой – обеспечить обновление парка воздушных судов российских авиакомпаний, в 2014 сбавила темпы (за 8 месяцев в рамках программы авиакомпаниями приобретено 6 воздушных судов, тогда как за прошлые годы этот показатель доходил до 60).
Одной из причин данной ситуации является ограниченное предложение региональных самолетов, доступных на рынке Для решения указанной проблемы в рамках исполнения поручения Правительства Российской Федерации на основании проекта, разработанного Минэкономразвития России совместно с Минтрансом России, утверждено Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 15 августа 2014 года № 57 об освобождении от таможенных пошлин и налогов 72- местных турбовинтовых пассажирских самолетов. Данное решение, как мы ожидаем, позволит российским региональным авиакомпаниям выйти на качественно иной уровень эффективности и обеспечить массовость региональной перевозки. Вот только краткий перечень мероприятий, реализованных за 2014 год и направленных на развитие региональных перевозок. При этом мы понимаем, что все эти меры не дадут искомого результата без участия и заинтересованности в развитии региональной авиации авиационной инфраструктуры – региональных аэропортов. Меры государственной поддержки осуществляются в основном через государственные программы «Развитие транспортной системы» и «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», при этом общий объем финансирования из федерального бюджета на период с 2014 по 2016 год достигнет более 200,3 млрд рублей. Кроме того, в период 2007–2014 годов в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации на базе 67 аэропортов создано 7 федеральных казенных предприятий, отнесенных к ведению Росавиации. Дальнейшая реализация данного проекта будет зависеть от дополнительного финансирования на содержание предлагаемых к включению в ФКП местных аэродромов.
Внебюджетные источники
В настоящее время в гражданской авиации при реализации инвестиционных проектов все большее применение приобретает государственно-частное партнерство, в основном при реализации инвестиционных проектов федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)». Объем финансирования за счет внебюджетных источников в части капитальных вложений в 2013 году составил 11 217,0 млн рублей, что составляет 37,0% от годового задания по предусмотренным к финансированию в 2013 году мероприятиям. Примерами положительного опыта реализации инвестиционного проекта в условиях государственно-частного партнерства являются проекты в аэропортах Пулково, Самара, Екатеринбург, Нижний Новгород, Хабаровск, Ростов-на-Дону, Белгород и др. Особенно хочу отметить, что проведенные мероприятия по развитию инфраструктуры в указанных аэропортах сопровождались резким ростом пассажиропотока. Сфера региональных перевозок должна быть и будет привлекательной для инвесторов, и наша с вами задача – выявить и решить проблемные вопросы, которые в настоящее время, возможно, осложняют участие частного капитала в этой сфере.
|
|
|