Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Дорожные фонды России | Издательский дом

Дорожные фонды России

 

Министр транспорта РФ Максим Соколов

 

В Российской Федерации завершена работа по формированию системы дорожных фондов. С 2011 года функционирует Федеральный дорожный фонд, в 2012 году начали действовать региональные дорожные фонды, с 2014 года созданы муниципальные дорожные фонды.

 

Дорожная деятельность осуществлялась в соответствии с целями и задачами, определенными государственной программой Российской Федерации «Развитие транспортной системы». С учетом остатков ассигнований фонда, перешедших на 2013 год, объем бюджетных ассигнований составил почти 555 млрд рублей, в том числе 354 млрд – на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, 183 млрд – на капитальный ремонт, ремонт и содержание федеральных автомобильных дорог, что в 1,4 раза больше, чем в 2012 году.

Использование средств фонда осуществлялось с учетом безусловного исполнения поручений Президента РФ по удвоению объемов строительства автомобильных дорог по сравнению с предыдущим десятилетием, финансирования ремонтно-эксплуатационных нужд по утвержденным 100-процентным нормативам, отдельных поручений Президента и Правительства РФ.

 

 

Направления развития

 

Усилия Минтранса были сконцентрированы на важнейших направлениях развития дорожной сети по завершению подготовки дорожных объектов к проведению сочинских Олимпийских игр, реконструкции и строительству автомобильных дорог на территории Дальневосточного, Северо-Кавказского федеральных округов и Московского транспортного узла, а также дальнейшем развитии системы скоростных платных дорог и обеспечении софинансирования региональных объектов и сельских дорог в том числе.

Практически все показатели (индикаторы) государственной программы превысили свои плановые значения. В результате на автомобильных дорогах действительно было завершено строительство почти 605 км дорог, что на 150 км больше планового показателя. За счет субсидий Федерального дорожного фонда введены в эксплуатацию участки и региональных местных дорог общей протяженностью почти 690 км, в том числе построены подъезды к 226 сельским населенным пунктам, а также продолжено строительство ряда крупных мостов в Великом Новгороде, Самаре, Новосибирске, Красноярске и ряда других объектов.

 

 

ГЧП в реализации дорожных проектов

 

Большое внимание уделяется реализации дорожных проектов в рамках развития государственно-частного партнерства. Завершено строительство одного из первых инфраструктурных проектов, реализуемых в рамках концессионного соглашения, – обхода Одинцова протяженностью 18,5 км. Общая протяженность платных дорог в 2013 году составила около 230 км, объем доходов от эксплуатации – 1,5 млрд рублей.

 

Применение механизмов ГЧП позволило привлечь более 10 млрд рублей внебюджетных инвестиций. Кроме того, в 2013 году были объявлены открытые международные конкурсы на право заключения соглашения о строительстве моста через реку Лену, на реализацию проекта скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург на участке 140 км и первого пускового комплекса ЦКАД, итоги которых уже подведены в текущем году.

 

 

Финансирование работ

 

Объемы финансирования работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию федеральных автодорог составили 80% от нормативной потребности. В этом году мы выходим на 100-процентный норматив, что действительно позволило обеспечить ремонт более 9 тысяч км дорог и 34 тысяч пог. м искусственных сооружений. Доля протяженности федеральных дорог, соответствующих нормативным требованиям, увеличилась по сравнению с 2012 годом на 1,7 тысячи км и составила 46,5%, что также выше плановых значений госпрограммы. К 2020 году мы планируем обеспечить соответствие всех федеральных дорог нормативным требованиям.

 

 

Сохранить и приумножить

 

Наряду с проводимыми работами по доведению автодорог до нормативного эксплуатационного состояния также необходим комплекс мер по обеспечению их сохранности, в первую очередь при перевозке тяжеловесных грузов. Сегодня мы уже формируем систему весогабаритного контроля за движением тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, которая будет работать в автоматизированном режиме, без влияния так называемого человеческого фактора.

Безопасность гарантируем

Важнейшим приоритетом в деятельности Минтранса является обеспечение безопасности дорожного движения, включая строительство пешеходных переходов в разных уровнях, установку ограждающих устройств, светофорных объектов и линий искусственного освещения. В результате общее количество ДТП с сопутствующими дорожными условиями на федеральных дорогах уменьшилось в прошлом году на 3,5%, число погибших – на 9,4%, раненых – на 4%.

 

 

Материалы и технологии

 

Активно идут разработка и внедрение инновационных методов, новых технологий, применение материалов и конструкций, таких как геосинтетика, композитные материалы, полимерно-битумные вяжущие. Построено два опытно-экспериментальных полигона с конструкцией дорожной одежды, спроектированной по немецким нормам.

В рамках выполнения задачи, поставленной Президентом РФ, направленной на увеличение до 12 лет межремонтного срока эксплуатации автомобильных дорог с усовершенствованным типом покрытия, мы реализуем соответствующий комплекс мер.

Также решением коллегии Евразийской экономической комиссии по разработке межгосударственных стандартов Российской Федерацией разрабатывается 92 позиции из общих 111. Это 150 межгосударственных стандартов. В прошлом году были разработаны проекты межгосударственных стандартов по 89 позициям.

 

Также в 2013 году приказами Минтранса утверждены отраслевые сметные нормативы, применяемые при проведении работ по содержанию федеральных автомобильных дорог. В настоящее время аналогичная работа проводится по утверждению отраслевых сметных нормативов, применяемых уже при проведении ремонта федеральных автомобильных дорог.

 

 

Деятельность дорожного фонда на ближайшие три года

 

Объем финансирования на 2014 год предусмотрен в размере почти 507 млрд рублей, на 2015 год – 529,5 млрд рублей и на 2016 год – 552,5 млрд рублей. В этот период будут реализованы меры, направленные также на привлечение дополнительных источников финансирования, в том числе реализация проектов на основе заключения концессионных соглашений, долгосрочных контрактов жизненного цикла, развитие механизмов проектного финансирования, определение приоритетности проектов и источников их финансирования с учетом гарантий, облигационных займов, средств пенсионных накоплений и Фонда национального благосостояния. Ближайшие три года за счет средств Федерального дорожного фонда планируется построить почти 1,7 тысячи км федеральных автомобильных дорог и 2,3 тысячи км автомобильных дорог регионального и местного значения, в том числе и сельских дорог.

 

Сегодня мы уже приступили к реализации задачи по развитию дорожной инфраструктуры Крымского федерального округа. По результатам работы за этот период доля протяженности автомобильных дорог, которые будут соответствовать нормативным требованиям, увеличится с 53 до 70%.

Также во исполнении поручения Президента Российской Федерации по удвоению объемов дорожного строительства за прошлый период было построено 3,8 тысячи км автомобильных дорог федерального значения. Соответственно, в ближайшее десятилетие необходимо построить не менее 7,5 тысячи км федеральных дорог. Недавно прошедшее сокращение финансирования госпрограммы выявило определенные риски в том, чтобы в программный период достичь необходимого объема строительства, как планировалось ранее. Дальнейшее же снижение финансирования приведет к рискам невыполнения этого поручения.

 

По региональной и местной дорожной сети необходимо обеспечить ввод более 42 тысячи км, по результатам мониторинга в ближайшие три года субъекты планируют построить только 10 тысяч км дорог, или четверть необходимой протяженности, что явно недостаточно. Кроме явного дефицита финансирования причиной такой ситуации является недостаточный уровень организации исполнения поручений, и сейчас совместно со Счетной палатой мы работаем над замечаниями, высказанными в адрес ряда регионов, по эффективности и своевременности освоения средств, полученных из Федерального дорожного фонда.

Напомню, что при принятии решения о создании в Российской Федерации системы дорожных фондов одновременно было принято решение и о повышении акцизных ставок на нефтепродукты в течение трех лет по одному рублю ежегодно. В 2011 году такие обязательства были выполнены полностью, а в 2012-м начиная со второго полугодия в соответствии с регламентом Таможенного союза ставки акцизов на высококлассное топливо были резко снижены с одновременным увеличением ставок на горючее класса 3 и ниже. В результате изменений в реализации топлива региональные дорожные фонды за два прошедших года недополучили порядка 70 млрд рублей.

И вторая проблема региональных дорожных фондов, которую мы видим, – это обеспечение их расходования именно на финансирование дорожного хозяйства без отвлечения средств на иные цели.

 

В части муниципальных дорожных фондов – они во всех субъектах начали работать с этого года. По результатам проведенного мониторинга выявлено, что они сформированы во всех муниципальных образованиях, утверждены нормативы отчислений из региональных фондов в муниципальные, но при этом имеется ряд проблем. Незначительные размеры муниципальных дорожных фондов (учитывая большое количество в некоторых субъектах муниципальных образований, здесь необходимо, как нам кажется, оптимизировать структуру муниципальных фондов, возможно, за счет передачи части полномочий на региональный уровень); также отсутствие самостоятельных доходов муниципальных дорожных фондов от использования местных автомобильных дорог и земель; налогообложение имущества автомобильных дорог регионального и местного значения и земельно-автомобильных дорог местного значения.

В целях повышения эффективности дорожной деятельности в рамках дорожных фондов нами предлагается подготовить соответствующие предложения по увеличению действующих ставок акцизов на нефтепродукты, ужесточить контроль за перевозкой тяжеловесных грузов, а также разработать предложения, направленные на установление контроля со стороны Федеральной антимонопольной службы в области ценообразования местных инертных материалов для дорожных работ.

 

Материал подготовлен на основе выступления М. Соколова на заседании Правительства РФ

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика