Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Аналитическая справка о состоянии оползневых процессов на автомобильных дорогах общего пользования в Республике Крым | Издательский дом

Аналитическая справка о состоянии оползневых процессов на автомобильных дорогах общего пользования в Республике Крым

 

 

На территории Республики Крым 90% всех санитарно-курортных учреждений сконцентрировано на узкой 3-километровой прибрежной полосе моря. Главную угрозу для транспортного сообщения и жизнеобеспечения этого района представляют оползневые процессы. Служба автомобильных дорог совместно с Ялтинской инженерно-геологической и гидрологической партией ведет непрерывный мониторинг оползневых участков, составлен кадастр оползней, которые разрушают автомобильные дороги.

 

В Крыму наблюдается более 1576 оползней, из них 232 кадастровых, которые разрушают автомобильные дороги, из них 79 оползней являются наиболее активными (см. табл. 1). Общая длина участков дорог, которые проходят по телу оползней, составляет 37,2 км. Наиболее поражены оползнями участки автомобильных дорог Симферополь – Ялта и Ялта – Севастополь, на которые приходится 70% всех дорожных оползней Крыма.

 

Таблица 1

Оползневые процессы на автомобильных дорогах южного побережья Автономной Республики Крым

Показатели

Ед. изм.

Маршруты

     Симферополь –

Ялта –

Севастополь

       Гончарное –

Ялта

     Бахчисарай –

Ялта

        Алушта –

Судак –

Феодосия

Протяженность

км

160

53

70

120

Количество оползней

шт.

170

16

19

27

в том числе активных

шт.

56

7

7

9

Протяжность дорог

по телу оползней

км

22,4

4,0

2,8

8,0

Пораженность оползнями

%

14,0

7,5

4,0

6,7

 

Активизация оползневых процессов представляет значительную угрозу безопасности дорожного движения и непрерывности транспортного сообщения с курортными районами полуострова. В 2004 году селевыми потоками смыло два моста на а/д местного значения Дорожное – Брянское и Бахчисарай – Ялта. В 2005 году в районе тоннеля на 39 км автомобильной дороги Ялта – Севастополь активизировался Меласский оползень № 12, что привело к прерыванию транспортного сообщения и многочисленным убыткам. Этот же оползень повторно сработал в феврале 2008 года: произошло разрушение подпорной стены, вынос грунта и деформация проезжей части. В 2006 году активизировался оползень на 51 км автодороги Гончарное – Ялта в районе Ливадийского дворца, что привело к прерыванию транспортного сообщения между Большой Ялтой и поселками Гаспра, Симеиз.

 

В этом же, 2006-м, году оползневой процесс на 710 км автомобильной дороги Харьков – Симферополь – Алушта – Ялта поставил под угрозу транспортное сообщение между Симферополем и Большой Ялтой, была повреждена троллейбусная линия.

Проблема оползней вызывает резонанс в средствах массовой информации, наносит значительный ущерб экономике региона, отпугивает инвесторов, служит причиной многочисленные неудобств для отдыхающих и местных жителей.

 

Данная ситуация обязывает Службу автомобильных дорог в Республики Крым принимать экстренные меры по инженерной защите автомобильных дорог на оползневых участках. По результатам обследования выполнено технико-экономическое обоснование по инженерной защите автодорог от действия оползневых процессов. По предварительным данным, организация инженерной защиты всех объектов от влияния оползней оценивается в сумму 6 млрд рублей.

 

Инженерная защита позволила предупредить оползневые процессы, в 2007–2009 годах случаев прерывания дорожного движения вследствие оползней не наблюдалось. Особенности расположения и геологического построения Южного берега Крыма предопределяют сложность в борьбе с оползневыми явлениями, так как отсутствует возможность строительства дорог в обход оползневых участков. Опыт показывает, что предупреждать оползневые явления намного дешевле, чем бороться с их последствиями, ведь это не только вызывает значительные затраты по факту, но и приводит к потерям в экономике вследствие прекращения транспортного сообщения для целых районов. Для курортных районов Крыма автомобильные дороги являются единственным и наиболее удобным средством сообщения.

 

В 2009 году противооползневые работы выполнялись на оползневых участках, в условиях недофинансирования из государственного бюджета, за счет оборотных средств подрядных организаций, учитывая невозможность прекращения строительного процесса по техническим причинам и крайнюю потребность в выполнении противооползневых мероприятий.

 

Таким образом, оползневые участки на автомобильных дорогах общего пользования Республики Крым имеют отрицательную динамику роста и нуждаются в особом внимании. Активизация оползневых процессов может не только привести к прерыванию транспортного сообщения с курортными районами полуострова, но и вызвать отрицательный резонанс в средствах массовой информации, что в целом крайне отрицательно повлияет на привлекательность региона для отдыхающих. Учитывая то, что курортная отрасль для Крыма является ведущей, это может привести к снижению занятости населения и потерям для республиканского бюджета.

 

 

 

Автомобильная дорогая Гончарное – Ялта, 51 км, следствия активизации оползня (1)
 
Автомобильная дорогая Гончарное – Ялта, 51 км, следствия активизации оползня (2)
 
Автомобильная дорога Ялта – Севастополь, 29 + 700 км, следствия активизации оползня (1)
 
Автомобильная дорога Ялта – Севастополь, 29 + 700 км, следствия активизации оползня (2)
 
Автомобильная дорогая Гончарное – Ялта, 51 км, после противооползневых мероприятий
 
Автомобильная дорогая Харьков – Симферополь – Алушта – Ялта, 710 км, выполнение противооползневых мероприятий
 
Автомобильная дорогая Харьков – Симферополь – Алушта – Ялта, 710 км, после противооползневых мероприятий
 
Противооползневые мероприятия на 708 км а/д Харьков – Симферополь – Алушта – Ялта
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика