Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Отечественная техника: за или против? | Издательский дом

Отечественная техника: за или против?

 

Генеральный директор СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» Леонид Хвоинский

 

О дорожной отрасли в обществе рассказывают много небылиц. Самая популярная – о непомерно высокой стоимости российских дорог по сравнению с иностранными. Она, как не раз доказывалось с цифрами в руках, вызвана сравнением несравнимых величин и объектов. Есть и другие слухи, в которые иногда верят даже профессионалы. Например, о том, что дорожная техника, произведенная в России, уступает импортным аналогам по всем параметрам. Это утверждение попытались опровергнуть российские машиностроители в ходе выездного Совета саморегулируемой организации – «Некоммерческое партнерство «Межрегиональное объединение дорожников «СОЮЗДОРСТРОЙ». На заседании коллегиального органа управления, помимо решения административных и организационных вопросов, была рассмотрена проблема развития дорожного машиностроения в России. Впечатлениями о проведенном мероприятии делится на страницах нашего издания генеральный директор СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» Леонид Хвоинский.

 

 

Колокшанский феномен

 

Заседание Совета партнерства проходило во Владимирской области, на базе Колокшанского агрегатного завода (КАЗ), который успешно выпускает современные российские асфальтосмесительные установки, постоянно наращивая производительность труда и объемы производства. В 2003 году здесь был собран первый К-160, вобравший в себя лучшие стороны заводов Teltomat, WIBAU и Аmmann, а теперь уже более 60 колокшанских АБЗ успешно эксплуатируются в России, и их производство регулярно обновляется в соответствии с последними тенденциями строительного рынка. Один из первых заводов, установленный десять лет назад в ОАО «СК «Самори», по свидетельству присутствующего на Совете партнерства главного инженера этой организации Дмитрия Степного, выпустил уже полтора миллиона тонн асфальтобетонной смеси и продолжает работать.

В этом году специалисты КАЗ выполняют заказы на сборку 12 асфальтобетонных заводов, которые тут же будут доставлены потребителю с помощью тягачей собственного транспортного подразделения. Кроме того, заводчане наладили производство расходных запасных частей к любым заводам и оказывают услуги по обслуживанию и модернизации установок конкурирующих фирм, будь то европейские, американские или китайские производители. Цеха завода поражают насыщенностью работающей техники. Резательные, гибочные, токарные станки с программным управлением, сварочные установки различных видов. Есть даже собственное литейное производство, в котором для выпуска лопаток и других деталей АБЗ используются обрезки высокопрочной легированной стали, идущей на изготовление усиленных бункеров асфальтосмесителей. Практически налажено безотходное производство!

 

О феномене Колокшанского агрегатного завода можно рассказывать много, но проведение Совета партнерства в этом месте дало основания для обсуждения вопросов развития дорожного машиностроения в России. Для такого разговора были приглашены представители российских заводов – производителей и поставщиков техники. В их числе ЗАО «Бецема», ОАО «Раскат», ОАО «Завод дорожных машин» и ООО «Меркатор-Холдинг». Тон диалогу машиностроителей и дорожников задал доклад Юрия Шемчишина, вице-президента саморегулируемой организации – некоммерческого партнерства производителей колесных транспортных средств, самоходной техники и дорожно-строительного оборудования «Спецавтопром». Рассказывая о современном состоянии дорожного машиностроения в России, он привел немало любопытных цифр и фактов.

 

 

Упадок российского машиностроения

 

По информации, собранной Юрием Шемчишиным, в 2013 году произошел заметный спад производства строительно-дорожной техники. Одной из причин этого стало вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО), которое привело к резкому увеличению поставок в нашу страну импортной техники, как новой, так и бывшей в употреблении (выработавшей свой амортизационный срок за рубежом). Так, в 2012 году в Российскую Федерацию было завезено 42 220 единиц на сумму 162 млрд рублей, из них:

- новой – 33 951 единица на сумму 145 млрд рублей;

- бывшей в употреблении – 8269 единиц на сумму 17 млрд рублей.

За 2013 год ввоз техники увеличился примерно на 12–15%.

Значительную долю импорта составляют машины и оборудование из Китайской Народной Республики.

 

Анализ производства дорожно-строительной и коммунальной техники в России

 

Наименование техники

Январь – июнь 2013 г., произведено

Январь – июнь 2014 г., произведено

 

Дорожно-строительная

и коммунальная техника

Кол-во, ед.

Сумма, млрд руб.

Кол-во, ед.

Сумма, млрд руб.

7324

32,57

6299

24,82

Спад составил14,6%, на сумму 7,75 млрд руб.

 

 

Импорт дорожно-строительной техники

 

Наименование техники

Январь – июнь 2013 г.

Январь – июнь 2014 г.

 

Дорожно-строительная

и коммунальная техника

Кол-во, ед.

Сумма, млрд руб.

Кол-во, ед.

Сумма, млрд руб.

5701

19,03

8364

27,97

Увеличение импорта на 2663 единицы, на сумму 8,94 млрд руб.,  по сравнению с аналогичным периодом 2013 года составило 146,7%

 

Еще одной причиной спада производства, по мнению Шемчишина, стало отсутствие программы поддержки отечественного производителя. Правительство РФ уже несколько раз откладывало подписание Постановления «Об установлении запрета на допуск отдельных видов продукции машиностроения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 

 

Программа спасения

 

Ситуация складывается удручающая, и машиностроители, обсудив ее на I Всероссийском конгрессе машиностроителей «Инновационная стратегия развития транспортного и специального машиностроения», проведенном в ходе международной выставки «Доркомэкспо-2014», обратились с письмом к Президенту России, выдвинув предложения о комплексе мер для обеспечения господдержки российских производителей строительно-дорожной и коммунальной техники. На Совете партнерства СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» они просили дорожников поддержать их инициативы.

 

В числе прочего машиностроители предлагают:

- регламентировать закупки отечественной строительно-дорожной и коммунальной техники для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также при реализации инвестиционных проектов, осуществляемых в рамках государственных программ, федеральных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы, ведомственных целевых программ;

- субсидировать из федерального бюджета часть затрат российских производителей строительно-дорожной и коммунальной техники;

- ужесточить меры таможенного контроля, в частности применить утилизационные сборы на ввоз в Российскую Федерацию техники, бывшей в употреблении;

- предоставить предприятиям – производителям высокотехнологичной продукции строительно-дорожного машиностроения доступ к долгосрочному льготному кредитованию через уполномоченные банки (Внешэкономбанк, Росэксимбанк);

- содействовать продвижению строительно-дорожной техники на внешние рынки, в том числе путем предоставления иностранным государствам связанных кредитов для закупки отечественной промышленной техники;

- расширять перечень выставочно-ярмарочных мероприятий, финансируемых из средств федерального бюджета, таких как BAUMA (Германия), INTERMAT (Франция) и др.;

- субсидировать затраты на реализацию предприятиями образовательных проектов и программ по подготовке профильных специалистов;

- развивать частно-государственное партнерство для финансирования НИОКР и ОКР по созданию отечественной конкурентоспособной строительно-дорожной и коммунальной техники.

Меры, предлагаемые машиностроителями, не являются ноу-хау. В той или иной степени они применяются практически во всех цивилизованных государствах, желающих развивать собственное производство. Наиболее ярким примером служит Китай.

 

 

Китайский акцент

 

До 2003 года машиностроительная продукция в КНР больше импортировалась, чем экспортировалась, однако уже к 2007 году эта страна стала крупнейшим в мире экспортером машин и оборудования. В 2009 году 16% машиностроительной продукции в мире производилось в КНР. Основой такого роста стало сочетание дешевой рабочей силы, широких мер государственной поддержки и иностранных технологий.

 

На первых порах одной из болезней роста китайского машиностроения было сравнительно низкое качество, недолгий срок службы и отсутствие сервиса производимой техники. На Совете партнерства представитель Колокшанского агрегатного завода Алексей Мельников приводил в пример незадачливых покупателей, которым приходилось вкладывать немалые средства и время в доработку и доукомплектование купленных «по дешевке» китайских асфальтосмесительных установок. Им приходилось устанавливать немецкие пружины для грохотов, усиливать металл бункера, устранять прочие конструктивные недоработки. Но были и другие примеры, последних лет, когда китайская техника в полной мере соответствовала категориям «цена – качество» и служила с полной загрузкой и без нареканий в течение гарантийного срока..Читать статью целиком

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика