Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: ФКУ «Черноземуправтодор»: практика применения тросовых дорожных ограждений | Издательский дом

ФКУ «Черноземуправтодор»: практика применения тросовых дорожных ограждений

 

Начальник ФКУ «Черноземуправтодор» Александр Лукашук

 

На российских дорогах барьерные тросовые ограждения пока еще являются новинкой, но даже небольшая их протяженность доказала свою эффективность.

 

 

БАРЬЕРНОЕ ОГРАЖДЕНИЕ КАК ТЕХНИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

 

С увеличением скоростей и интенсивности движения, ростом числа автомобилей в России возросло количество ДТП. В связи с этим специалисты в сфере безопасности дорожного движения постоянно совершенствуют технические средства организации дорожного движения (ТСОДД). К их числу относятся удерживающие ограждения, установленные по обочинам и на разделительной полосе, служащие механическим препятствием для съезда автомобилей с дороги, выезда на полосу встречного движения и одновременно являющиеся ориентиром для водителей, сигнализирующим о повышенной опасности.

 

В нашей стране примерно с 1970-х годов началась установка жестких бетонных и металлических барьерных дорожных ограждений с балками волнового профиля, которые позволили решить основные вопросы обеспечения безопасности дорожного движения при ДТП. Однако к недостаткам этих конструкций следует отнести их высокую стоимость и жесткость при ударе, приводящую к существенным повреждениям транспортных средств и причинению ущерба пассажирам. Довольно затратной является и процедура восстановления металлического барьерного ограждения после ДТП. Кроме этого, такие удерживающие ограждения занимают значительную ширину дорожного полотна, непрозрачны для участников дорожного движения, не продуваются, что приводит к скоплению снега в зимнее время. В связи с этим с 2013 года Росавтодор начал устройство на федеральных трассах первых в России тросовых дорожных отбойников. Главной целью этого инновационного решения является повышение безопасности движения на сложных участках дороги, там, где установка более массивных металлических и бетонных ограждений невозможна в силу необходимости дополнительного расширения проезжей части. В мае – июне 2014 года экспериментальная установка ограждений общей протяженностью 5 км была осуществлена на федеральных дорогах, подведомственных ФКУ «Черноземуправтодор»: А-133 подъездная дорога от М-4 «Дон» к г. Липецку, Р-119 Орел – Ливны – Елец – Липецк –Тамбов, Р-298 Курск – Воронеж, Р-22 «Каспий», Р-193 Воронеж – Тамбов.

 

      Как объясняет начальник ФКУ «Черноземуправтодор» Александр Лукашук, участки выбирали на основании анализа аварийных ситуаций, а также геометрических параметров. Устройство производилось на разделительной полосе, так  как в данном случае тросовое ограждение предупреждает появление лобовых столкновений, которые относят к категории ДТП с наиболее тяжкими последствиями.

 

 

ОГРАЖДЕНИЕ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

 

Тросовое ограждение обеспечивает повышенную безопасность для всех видов транспортных средств за счет обтекаемой формы стойки и расширенного распределения тросов. При столкновении автомобиля с ограждением происходит полное разрушение конструкции, энергия удара гасится, а транспортному средству наносится минимальный вред. Еще одно преимущество такой инновационной разработки – низкая относительная стоимость производства работ.

 

Гибкие отбойники представляет собой простую конструкцию, состоящую из тросов, стоек, анкерных блоков, стяжных устройств. Усилия натяжения тросов в системе обеспечивается путем установки специальных натяжителей и анкерных (якорных) устройств. Стойки тросового ограждения, свободно стоящие в полых тонкостенных гильзах, закрепленных в грунте или небольших бетонных фундаментах, предназначены для поддержания тросов. Они не должны быть излишне жесткими на изгиб и оказывать существенное сопротивление поперечной нагрузке, возникающей при ударе автомобиля о тросы. В случае контакта с автомобилем стойки не создают значительного сопротивления его движению, что также не приводит к дополнительным нагрузкам на машину. Тросы закреплены на стойках свободно, в прорезях, так, чтобы не создавалось препятствий их продольному движению. При этом, в основном работая на растяжение, они поглощают значительную часть энергии удара.Якорные блоки также предусматривают небольшой запас длины троса в виде страховочной петли, которая позволяет ослабить натяжение при столкновении транспортного средства с ограждением, что позволяет снизить риск серьезных повреждений транспорта и травм людей, находящихся в машине.

 

– По оценке Александра Лукашук, помимо простой сборки  конструкции, есть еще одна особенность, которая делает использование тросовых ограждений более выгодным,  – ремонтопригодность, т. е. возможность быстрой замены изнашивающихся или поврежденных  элементов без закрытия движения транспорта.– Несмотря на определённый ряд преимуществ тросовых ограждений перед металлическими, установка ограждений традиционных типов не исключается. Решение, прежде всего, будет зависеть от категории трассы, архитектурных требований, интенсивности движения, климатических условий, стоимости.  Между тем протяженность участков с установкой тросовых ограждений, безусловно, должна быть существенно увеличена, что значительно повысит безопасность на наших дорогах, – отметил начальник управления.

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика