Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: ЗАО «Дороги Саха»: строим надежные транспортные артерии | Издательский дом

ЗАО «Дороги Саха»: строим надежные транспортные артерии

 

Генеральный директор ЗАО «Дороги Саха» Валерий Малышев

 

Площадь территории Республики Саха (Якутия) составляет 3,2 млн квадратных километров, при этом проживает здесь всего 950 тысяч человек.

 

 

Нередко расстояние между населенными пунктами достигает 600 километров. В связи с тем что цены на авиабилеты достаточно высоки и доступны не каждому, некоторые поселения могут быть до полугода отрезаны от районного центра. Именно поэтому одной из стратегических задач для президента и правительства Республики Саха (Якутия) является развитие дорожного хозяйства Якутии, строительство опорной сети автомобильных дорог, ликвидация грунтовых разрывов на автомагистралях «Вилюй», «Амга», «Кобяй», «Колыма».

 

Предприятия дорожной отрасли решают вопросы по увеличению транспортной доступности для населения, что позволит повысить промышленный и производственный потенциал Якутии. Среди автодорожных предприятий ЗАО «Дороги Саха» занимает особое место работающая уже более 25 лет в сфере строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог северного региона.За время становления компании были и взлеты, и падения, но сегодня предприятие обладает полным набором необходимого оборудования и техники, чтобы строить современные автомобильные трассы от нулевой отметки до укладки твердого дорожного покрытия, соответствующего мировым образцам.

 

 

Кадры решают всё

 

Предприятие было организовано в 1987 году на базе треста «Якутагропромдорстрой», под крылом которого находилось 15 дочерних предприятий, работавших на территории Якутии. В начале 1990-х годов многие из них остались без работы и прошли через процедуру банкротства. Чтобы выправить ситуацию, в 1993 году компания преобразовалась в ЗАО «Дороги Саха», сумев при этом сохранить шесть оставшихся предприятий и сплотить их в борьбе за место на рынке дорожно-строительных работ.

Сейчас на предприятиях общества трудится порядка 300 человек, более 70% составляют местные кадры. На участках строительства хорошо устроен быт, люди стабильно получают высокую заработную плату.

 

На предприятии качественно походят к подготовке кадрового состава. Если раньше бульдозеристов и рабочих других специальностей в якутских улусах найти было сложно, то теперь большая часть работников предприятия – коренное население Якутии.Руководство предприятия большое значение придает профессиональной подготовке кадров для дорожного строительства. Молодые кадры проходят обучение эффективной работе на современном оборудовании и технике, обучение на профильных курсах в Санкт-Петербурге, Павловске, Хабаровске.

 

Кроме того, на предприятии заботятся о том, чтобы коллектив был стабильным, сплоченным, не было текучки кадров, чтобы люди работали с полной отдачей. Сотрудникам предоставляется полный социальный пакет, один раз в два года предоставляется бесплатный проезд к месту отдыха и оплачивается немалая сумма от стоимости путевки. Большое внимание уделяется руководством предприятия привлечению на производство молодых специалистов после окончания вузов. Если в течение пяти лет специалист сможет себя хорошо зарекомендовать, помогают на предприятии и с решением жилищных проблем. 

 

 

Ликвидация грунтового разрыва на Колыме

 

Один из самых масштабных проектов, в котором участвовало предприятие «Дороги Саха», – ликвидация грунтового разрыва федеральной автомобильной дороги «Колыма» (Якутск – Магадан), на котором предприятием выполнено 10 из 72 километров автодороги.

Эту задачу поставил перед дорожниками в 2006 году Президент РФ Владимир Путин. Трудиться пришлось в ускоренном темпе. В ликвидации разрыва участвовали 5 подрядных организаций, среди которых было ЗАО «Дороги Саха».

 

Суровый климат намного осложнял работу дорожников. Температура в течение суток в этих местах резко менялась. Преподносила сюрпризы вечная мерзлота. Местами под скалистым грунтом неожиданно обнаруживались прожилки льда.

Были ситуации, когда строители начинали разработку карьера и натыкались на пласт чистого льда. Грунт намокал и становился непригоден для дорожных работ. И тогда приходилось терять драгоценное время в поисках другого карьера.

 

Были сложности и с доставкой в отдаленный регион техники, запчастей для нее. Твердый скальный грунт приходилось взрывать, затем дробить и вывозить. Резина на самосвалах «летела» постоянно, это было для строителей неприятным сюрпризом. Случались вынужденные простои из-за доставки запасных шин.

Возникали проблемы у дорожников и из-за бюрократических проволочек с согласованием проектов, затянувшейся экспертизы, поздних торгов. Летом трудились в три смены, благо ночи в этих краях белые. Так мужественные люди, настоящие профессионалы прокладывают дороги в экстремальных условиях. Они всегда стараются помочь друг другу. Так было и в этот раз, когда ЗАО «Дороги Саха», завершив работы на своем участке, пришло на подмогу компании «Амурмост».

 

И, как результат, у жителей Магаданской области наконец появилась возможность беспрепятственного проезда через Якутск на большую землю. Надежная транспортная артерия будет способствовать развитию промышленности региона, сюда поедут люди, станут расти города.

 

 

ЗАО «Дороги Саха» сегодня

 

В период с 2008 по 2009 год ЗАО «Дороги Саха» было введено в эксплуатацию 58 км дорог, в том числе 9,7 км на федеральной автодороге «Колыма». Начиная с 2010 года и по настоящее время компания занята на строительстве дорог республиканского и федерального значения. В 2011 году был сдан в эксплуатацию первый пусковой комплекс автомобильной дороги в Кобяйском районе на участке реки Тюгюэне (146 км). В 2012 году сдан десятикилометровый участок автодороги «Амга» в направлении Нижний Бестях – Амга – Усть-Мая – Эльдикан – Югоренок (239–249 км).

Сегодня основные работы ведутся на федеральной трассе «Лена» Невер – Якутск, где заказчиком строительства и реконструкции является ФКУ ДСД «Дальний Восток», с которым ЗАО «Дороги Саха» сотрудничает с 2007 года. Шестикилометровый участок (951–957 км) сдан в сентябре 2012 года, в прошлом году завершено строительство восьми километров второго участка 892–900 км,проходящего по территории Алданского улуса и по землям Томмотского лесхоза. Реконструированный участок протяженностью 7,799 км соответствует IIIтехнической категории дороги, имеет 2 полосы движения с шириной проезжей части 7 м, с усовершенствованным типом дорожной одежды в асфальтобетонном покрытии. В целях безопасности дорожного движения установлено 4040 пог. м металлического барьерного ограждения. В текущем году ведутся работы на двух участках федеральной автомобильной дороги «Лена»: 1055–1058 и 1103–1128 км.

 

В результате проведенных работ увеличится комфортность и пропускная способность на данных участках трассы, улучшится транспортное сообщение, снизится аварийность, что обеспечит безопасность дорожного движения и повлечет за собой снижение транспортных издержек.

 

 

Производственные мощности

 

Нынешние требования заказчика направлены, прежде всего, на качество, поэтому необходимо повышать уровень материально-технической базы на предприятии. При необходимости закупается необходимое дорогостоящее оборудование.

Примером может служить южнокорейский асфальтобетонный завод Speco. Выбор был сделан не случайно. В России и странах ближнего зарубежья эти заводы успешно эксплуатируются в самых сложных климатических условиях, соответствуя при этом жестким экологическим требованиям. Кроме того, помимо смесей стандартной рецептуры завод может производить щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси.

Сейчас заданная мощность завода составляет 120 тонн продукции в час. Его работу обеспечивают дробильный комплекс и асфальтоукладочный комплекс Caterpillar: асфальтоукладчик и три катка, которые сегодня работают на одном из участков автодороги «Лена». ЗАО «Дороги Саха» тесно сотрудничает с представителями завода–производителя, которые проводят обслуживание техники, тестируют ее работу в местных условиях.

 

Большое внимание в компании уделяется техническому парку. До недавнего времени работали только с отечественной техникой, теперь в ЗАО «Дороги Саха» появились японские экскаваторы и бульдозеры. Такая техника помогает строить дороги более высокого качества. Требования к строительству сегодня достаточно жесткие, поэтому на каждом участке есть лабораторный пост по контролю качества работ. Иначе нельзя, ведь строители дают гарантию на восемь лет и несут полную ответственность за выполняемую работу. Благодаря стараниям дорожных строителей появляются классные дороги с твердым покрытием, способные порадовать любого водителя.

Сегодня для быстрого решения текущих производственных вопросов на любом из участков строительства сотрудники предприятия активно используют спутниковые телефоны, мобильную связь и Интернет. Если ранее на доставку запасных частей на участки уходило по несколько дней, то сейчас в случае необходимости проблем с их своевременной доставкой не возникает. Соответственно, это положительно сказывается на выполнении поставленных задач.

 

Благодаря современной технике весь процесс укладки твердого покрытия автоматизирован. На земляное полотно укладывается дополнительный слой из щебеночно-песчаной смеси толщиной 20 см. Затем в нижний слой основания дорожной одежды методом заклинки (битум со щебнем) укладывается 11-сантиметровый слой черного щебня. На следующем этапе выполняется верхний слой основания дорожной одежды из крупнозернистого пористого асфальтобетона толщиной восемь сантиметров и в завершение укладывается покрытие дорожного полотна – пять сантиметров мелкозернистого плотного асфальтобетона.

Конечно, климатические условия Якутии добавляют сложностей. Особенно это проявляется зимой, в низменных местах, когда уже к осени насыпи сильно проседают. Тем не менее технология отработана: в случаях подобных просадок работы можно возобновлять только по окончании процесса усадки насыпного грунта.

По природным условиям Якутия не может сравниться ни с одним российским регионом. Разница температур между самыми низкими и самыми высокими достигает 80, а то и 90 градусов. Сложные природно-климатические условия обусловлены вечной мерзлотой, природными изменениями грунта и, как следствие, коротким строительным сезоном. К тому же строительство ведется на территории, где много болот, а вот карьеров, в которых можно добывать необходимые песок и щебень, мало. Так что работе дорожных строителей не позавидуешь. Но в ЗАО «Дороги Саха» не только не унывают, а, наоборот, строят большие планы.

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика