Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Транзитный потенциал края | Издательский дом

Транзитный потенциал края

 

Начальник Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края Станислав Набоко

 

Исполняющий обязанности начальника краевого государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Алтайского края (КГКУ «Алтайавтодор») Василий Мотуз

 

Территория Алтайского края с административным центром – городом Барнаулом – составляет 168 тысяч кв. км. По числу городских округов (11) и муниципальных районов (59) край занимает первое место в России, а по числу муниципальных образований поселенческого уровня – третье.

 

 

Сеть автомобильных дорог общего пользования края занимает по протяженности первое место по России и составляет 16 726,332 км, в том числе федеральных – 636,176 км, регионального или межмуниципального значения – 16 090,156 км.

Из общей протяженности автомобильных дорог 14 776,321 – дороги с твердым покрытием (161,438 км имеют цементобетонное покрытие, 8004,551 км – асфальтобетонное покрытие, 6610,333 км – щебеночное покрытие) и 1950,011 км – грунтовые дороги.

Мостовых сооружений на региональных или межмуниципальных автомобильных дорогах Алтайского края – 768 шт. (27,58 тысячи пог. м). Из них 615 шт. – железобетонные (20,22 тысячи пог. м), 74 шт. – металлические (6,28 тысячи пог. м), 79 шт. – деревянные (1,083 тысячи пог. м).

 

 

Дороги Алтайского края

 

Через Алтайский край проходят автомагистрали, соединяющие Россию с Монголией, Казахстаном, республиками Средней Азии. Основу транспортной инфраструктуры края составляет Чуйский тракт с подъездом к г. Барнаулу протяженностью 306 км и федеральная дорога Барнаул – Рубцовск – граница Республики Казахстан протяженностью 321 км, а также автодороги регионального или межмуниципального значения: Новосибирск – Камень-на-Оби – Барнаул протяженностью 237 км, Бийск – Мартыново – Кузедеево протяженностью 163 км, Алейск – Родино – Кулунда – Павлодар протяженностью 316 км, Поспелиха – Курья – Третьяково протяженностью 159 км, Алейск – Петропавловское – Бийск протяженностью 254 км, Алтай – Кузбасс протяженностью 137 км.

 

 

Дороги регионального или межмуниципального значения

 

Для реализации программ совершенствования и развития автодорог и дорожной инфраструктуры в дорожном комплексе Алтайского края предпринимаются следующие шаги:

·        Последовательно строятся участки автомобильных дорог, обеспечивающих связь сельских населенных пунктов с сетью дорог общего пользования с твердым покрытием. На сегодняшний день для реализации программы транспортной доступности сел построено более двух десятков участков дорог, и в этом году работы продолжаются.

·        Подвергнуто реконструкции и ремонту множество объектов опорной сети автомобильных дорог региона.

·        Модернизируется транспортная сеть населенных пунктов края, при этом, с одной стороны, учитываются требования включения ее в транспортную сеть региона, а с другой – улучшается ее техническое и транспортно-эксплуатационное состояние и в какой-то мере решается вопрос перегрузки и заторов на въезде в крупные города края.

 

Решение этих задач без применения современных и прогрессивных методов работы практически невозможно. В минувшие несколько лет «Алтайавтодором» создана прочная методическая база для внедрения в практику новых технологий и материалов. Так, нами апробирована технология использования геосинтетических материалов и габионных конструкций, которая показала свою эффективность и теперь широко используется в строительстве. Разработаны и внедрены новые конструкции водопропускных труб, прогрессивные составы бетонов, ведется разработка и внедрение новых составов асфальтобетонных смесей с использованием резиновой крошки, расширяется производство и применение битумных эмульсий. В последние годы проведено множество экспериментальных работ с использованием комплекса механизмов для холодного ресайклинга дорожных одежд, и на 2014 год запланирован ремонт ряда участков автодорог по этой методике. Еще одно перспективное направление – развитие промышленности композиционных материалов и их применение в дорожном комплексе.

Также необходимо отметить, что применение новых технологий и материалов всегда окупается в средне- и долгосрочной перспективе, и в первую очередь это заметно по увеличению межремонтных сроков эксплуатации конструкций.

 

 

Федеральные автомобильные дороги

 

Одним из решений задачи стало активное применение на федеральных дорогах в качестве разметочного материала более долговечного горячего термопластика с увеличением из года в год объемов нанесения.

Одна из острых проблем состояния асфальтобетонного покрытия – это слабые собственные физико-механические характеристики дорожных битумов нефтеперерабатывающей промышленности. Одним из решений данной проблемы является применение полимерно-битумного вяжущего (ПБВ) для производства щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси (ЩМА) в покрытии. Этот материал представляет собой модифицированный полимерами битум с улучшенными характеристиками к воздействию окружающей среды. На сегодняшний день ведется активная работа по определению оптимального состава полимеров исходя из разработок трех поставщиков данного материала. В 2013 году покрытие с полимерно-битумным вяжущим было устроено при строительстве обхода г. Бийска (10,15 км), а также в рамках капитального ремонта дороги А-322 Барнаул – Рубцовск – граница с Республикой Казахстан на 95–106 и 106 –111 км (16 км). В 2014 году работа в этом направлении будет продолжена.

 

Кроме этого, на федеральных дорогах края начали активно применять полимерные материалы как при устройстве водоотвода (откосные лотки, гасители и т.д.), так и при устройстве элементов обустройства дороги, в частности полимерные сигнальные столбики различных типов. В дальнейшем продолжится тенденция к увеличению применения полимерных материалов на всех наших объектах.

Для сохранности автомобильных дорог и повышения их пропускной способности ежегодно выполняются ремонтные работы по замене покрытия. А действующая с 2011 года адресная программа по восстановлению верхних слоев покрытия позволяет повысить качество автомобильной дороги и ее пропускную способность.

 

Для обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств ежегодно выполняются следующие мероприятия, направленные на повышение безопасности дорожного движения: разработка проектов организации дорожного движения согласно современным стандартам и их дальнейшая плановая реализация.

·        Устройство горизонтальной дорожной разметки с применением современных горячего термопластика и холодного пластика на пешеходных переходах.

·        Установка барьерного ограждения на аварийно опасных участках автомобильных дорог в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к металлическому барьерному ограждении. Кроме этого, в 2014 году планируется установка тросового барьерного ограждения на снегозаносимых участках автомобильных дорог

 

В 2014 году согласно новым поправкам в ГОСТ 52289-2004 на Iкатегории планируется обустройство пешеходных переходов с установкой на них светофоров и освещения.

Мониторинг ситуации на федеральных дорогах посредством видеокамер, дорожных метеостанций и информирование пользователей дорогами посредством табло и знаков переменной информации являются одним из эффективных рычагов в деле повышения безопасности дорожного движения, особенно при возникновении экстремальных ситуаций.

В настоящее время на федеральных автомобильных дорогах работает 3 дорожных метеостанции, 30 фото- и видеокамер и 3 информационно-дорожных комплекса (ИДК), имеющих в своем составе табло и знаки переменной информации. В данный момент идет реализация проекта по строительству метеостанций и ИДК, так что в 2014–2015 годах будут еще установлены 21 метеостанция, 40 видеокамер и 3 информационно-дорожных комплекса, а в 2015 году федеральные автомобильные дороги будут оснащены ими в требуемом объеме.

Немаловажным фактором, влияющим на безопасность движения, является освещенность участков автомобильных дорог, проходящих по населенным пунктам. За последние 4 года обустроено линиями наружного освещения свыше 110 км дорог, причем одним из новшеств, внедренных в прошлом году при устройстве освещения транспортной развязки и кольцевого пересечения обхода Бийска, было применение высокомачтовых граненых конических оцинкованных опор (высотой 20 и 30 м) с четырьмя, шестью и восемью прожекторами. Эти опоры имеют мобильную «корону», для технологического подъема и опускания которой используется электрический редуктор. Кроме этого, в 2014 году в рамках повышения безопасности на аварийно опасных участках впервые будет установлено автономное освещение с применением энергии солнца и ветра. Планируется установить 16 таких установок на 13 участках федеральных дорог в Алтайском крае.

 

В последнее время значительные усилия прикладываются в части благоустройства дорожной сети и снижения неблагоприятного воздействия на окружающую среду и экологическую обстановку в придорожной полосе. Каждым проектом на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт предусматривается устройство автобусных остановок и карманов, отвечающих требованиям безопасности перевозки пассажиров. При этом обязательно устанавливаются новые эстетичные и комфортабельные автопавильоны, устраиваются асфальтированные тротуары для прохода приезжающих и отъезжающих пассажиров. В пределах прохождения участков дорог в черте населенных пунктов предусматриваются тротуары для пешеходного движения, искусственное освещение проезжей части, обозначенные знаками, разметкой и шумовыми индикаторами пешеходные переходы. На реконструированных участках обязательно строятся площадки для отдыха водителей и размещения объектов дорожного сервиса.

 

Для снижения негативного воздействия транспорта на окружающую среду и людей в проектах прорабатывается зашита от шума и пыли: это и лесополосы вдоль дорог, и шумозащитные экраны; а в пределах населенных пунктов для жителей домов, расположенных вблизи от дороги, по потребности выполняется замена старых окон на современные конструкции с повышенными защитными свойствами.

В пределах водоохранных зон (то есть в первую очередь на мостах) и в санаторно-рекреационных зонах практикуется сброс поверхностных вод с покрытия не в придорожную полосу, а в специально устроенные фильтрующие колодцы через прикромочные лотки и водосбросы.

 

 

Система госзакупок

 

С вступлением в силу нового закона о госзакупках ФЗ-44 от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» уменьшились сроки проведения процедур торгов, позволяющие более оперативно заключать контракты на выполнение работ, что важно в условиях короткого строительного сезона Сибири.

 

В основном новый закон о контрактной системе впитал основной порядок предыдущего закона ФЗ-94, и значительных перемен в этой связи не просматривается.

Однако есть ряд вопросов, которые закон не решает в отношении дорожной отрасли, а именно:

·        в условиях Сибири очень важны сроки выполнения работ (короткий строительный сезон) в оценке конкурсных заявок – этого критерия нет;

·        не определено, по какому принципу определяется и обосновывается заказчиком начальная максимальная цена контракта по разработке проектно-изыскательских работ и на текущий ремонт автомобильных дорог;

·        появилась обязанность дополнительного согласования с уполномоченным органом заключения контракта в случае, если подана одна заявка;

·        конкурсы возможно проводить не всегда: исключена эксплуатация автомобильных дорог, ограничено заключение контракта ценой менее 150 млн рублей (а их у нас большинство):

·        нет в ФЗ-44 требования объяснения причин при падении начальной стоимости контракта более, чем на 10% (сметная прибыль) и т.д.

 

 

Дорожный фонд

 

Поступления в дорожный фонд Алтайского края в 2014 году планируются в сумме 6292,388 млн рублей.

 

Основные статьи распределения средств:

1. Содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений, расположенных на них. На год предусмотрена сумма 1930 млн рублей, в том числе

– 1884 млн рублей – регламентные работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения (мероприятия, направленные на поддержание состояния автомобильных дорог и дорожных сооружений в соответствии с требованиями, допустимыми по условиям обеспечения безопасного дорожного движения в любое время года);

– 46 млн рублей – целевые программы (разметка, заливка швов, барьерное ограждение, восстановление верхних слоев дорожных покрытий и т.д.).

Содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений осуществляется круглогодично с учетом сезона (зима, лето) во всех районах края.

2. Ремонт – на ремонт действующей сети автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений, расположенных на них, предусмотрено 1766,7 млн рублей, в том числе ремонт мостовых сооружений – 107,9 млн рублей.

Перечень объектов, предлагаемый к ремонту в 2014 году, предусматривает работу во всех районах края, и сформирован с учетом:

– состояния дорог в районах;

– приоритетов (школьные маршруты, объекты Золотого кольца, асфальтирование дорог, проходящих по населенным пунктам);

3. На капитальный ремонт действующей сети автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений, расположенных на них, предусмотрено 611,0 млн рублей.

В план 2014 года включен капитальный ремонт объектов, с момента постройки которых капитальный ремонт не проводился. Увеличившаяся в разы интенсивность движения, в т.ч. тяжеловесного транспорта, привела к снижению прочности дорожных одежд. Это привело к образованию колейности и разрушению покрытия, что не соответствует требованиям безопасности дорожного движения.

4. На строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них предусмотрено 875 млн рублей (с привлечением 352,5 млн рублей из федерального бюджета).

 

Из общей суммы средств, выделяемых на строительство и реконструкцию, 237,7 млн рублей будет направлено на строительство мостовых сооружений.

 

В крае ведется:

– строительство автомобильных дорог к предприятиям, занимающимся сельским хозяйством, переработкой сельскохозяйственного сырья, выращиванием скота и птицы;

– строительство автомобильных дорог к объектам туристско-рекреационного назначения, игорной зоны (там, где государство берет на себя обязательства по обеспечению инфраструктуры);

– строительство автомобильных дорог к селам;

– строительство искусственных сооружений. Взят ориентир на избавление от деревянных (где это необходимо) и ветхих мостовых сооружений. Каждый год вводим в эксплуатацию не менее 5 новых мостов (это в основном малые мосты до 50 пог. м) и ремонтируем около 10 существующих мостов.

Планируется ввести в эксплуатацию 65 км автодорог и 311 пог. м мостов.

 

Начиная с 2011 года Алтайский край принимает активное участие в реализации ФЦП «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010–2015 годы)» подпрограммы «Автомобильные дороги» в части строительства автомобильных дорог, направленных на прирост количества населенных пунктов, соединенных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием. За период 2011–2013 годов введено в эксплуатацию 86 км автомобильных дорог, которые соединили 50 населенных пунктов с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием, в том числе в 2013 году построено 42,8 км, соединено 22 населенных пункта.

 

В рамках реализации ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)» в крае построены автомобильные дороги Новотырышкино – Белокуриха (введено в эксплуатацию 9,5 км автодороги), Белокуриха – Черновая (построено 1,6 км автодороги), начато строительство автодороги Белокуриха – курортный субкластер Белокуриха-2, в 2015 году будет введено в эксплуатацию 7,7 км автодороги.

С 2010 года в крае реализуется социально значимый проект на основе ГЧП. Это своеобразный опыт, такое строительство не сравнимо ни с одним из существующих проектов государственных компаний. По соглашению между администрацией Алтайского края и ОАО «УГМК-Холдинг» на протяжении 5 лет ведется модернизация автомобильной дороги Змеиногорск – Рубцовск – Волчиха – Михайловское – Кулунда – Бурла – граница Новосибирской области. В соглашении четко прописано, что на паритетных началах будет реконструирован и капитально отремонтирован участок этой дороги протяженностью 80 км. За истекший период уже освоено 1,875 млрд рублей и введено в эксплуатацию 61,8 км. Работа построена таким образом, что каждый год мы вводим одинаковое количество километров с каждой стороны. В 2014 году этот объект будет завершен.

 

На автомобильных дорогах федерального значения в 2014 году планируется следующее.

 

 

Строительство и реконструкция

 

Наиболее значимым событием минувшего 2013 года явился ввод в эксплуатацию законченной строительством 2-й очереди обхода второго по величине города Алтайского края – Бийска протяженностью10 км, построенной по параметрам IIтехнической категории с двумя и четырьмя полосами движения. «Чуйский тракт» пересекает его с северо-запада на юго-восток. С вводом объекта у пользователей федеральных дорог появилась возможность без каких-либо проблем комфортно проехать, не снижая скорости, в направлении Горно-Алтайска и в обратном направлении, минуя город, его улицы с затрудненным движением, длительными простоями у светофоров.

 

В 2014 году будут продолжены развитие и модернизация федеральных автомобильных дорог Алтайского края. Главное событие – это начало реконструкции одного из самых узких мест «Чуйского тракта» – участка дороги с мостом через р. Чумыш непосредственно у с. Тальменка в Тальменском районе. Данный объект включен в ФЦП и рассчитан на 3 года с началом реконструкции в 2014 году и полным завершением в 2017 году. В составе объекта кроме строительства нового моста предусмотрены строительство и реконструкция существующих участков дороги под Iи IIтехническую категорию с четырьмя полосами движения, транспортная развязка в разных уровнях и выполнение всего комплекса дорожных работ, обеспечивающих доведение всех элементов дороги до требуемых норм и стандартов.

 

 

Капитальный ремонт и ремонт

 

Ликвидация проблемных участков федеральных дорог со старым цементобетонным покрытием – это была приоритетная задача на федеральных дорогах за последние годы.

В 2014 году будут капитально отремонтированы наихудшие с точки зрения транспортно-эксплуатационного состояния участки: «Чуйский тракт» – от с. Суртайка до границы с Республикой Алтай протяженностью 13,2 км, а также девятикилометровый участок автодороги А-322 Барнаул – Рубцовск – граница с Республикой Казахстан, 265–274 км в Рубцовском районе. Следует отметить, что в 2014 году сделан сильный акцент на федеральной дороге именно по Рубцовскому району. Суммарная протяженность дороги, на которой предполагается выполнить ремонтные мероприятия в этом районе края, составит более 32 км (46% от общей протяженности Рубцовского участка федеральной дороги). Таким образом, будет отремонтирован участок длиной 25 км перед г. Рубцовском с 265 по 290 км и полностью ликвидирован недоремонт, накопившийся в предыдущие годы, что позволит повысить комфортность проезда и увеличить транспортную скорость.

 

Кроме указанного выше участка, будет выполнен ремонт дороги от с. Веселоярск до границы с Республикой Казахстан и два участка на территориях Шипуновского (156–166 км) и Поспелихинского районов (205–207 км).

Планы ремонта 2014 года главным образом нацелены на сохранение темпов работ с применением новых технологий.Будут продолжены работы покрытия по технологии «Новачип» на двух объектах: «Чуйский тракт» – от Белоярска до Новоалтайска длиной 5,6 км и въезд в г. Барнаул со стороны Рубцовска протяженностью 6,9 км. Данная технология очень хорошо зарекомендовала себя на объекте 2013 года, на участке дороги «Чуйский тракт» 207–213 км, проходящем по г. Новоалтайску. «Новачип» показал себя как эффективный способ борьбы с колееобразованием с обеспечением максимальной ровности покрытия.

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика