Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Доступность и качество | Издательский дом

Доступность и качество

 

 

Заместитель директора Департамента госполитики в области гражданской авиации Министерства транспорта РФ Илья Белавинцев

 

В 2013 году общий объем перевозок пассажиров вырос на 14% к прошлому году и составил более 85 млн пассажиров, из которых половина перевезена внутри страны.

 

По региональным маршрутам внутри и между субъектами Российской Федерации (исключая Москву) перевезено 8,5 млн пассажиров, при этом темпы роста в данном сегменте воздушных перевозок начиная с 2000 года составляли не более 3–4% в год, тогда как в 2013 году данный показатель возрос на 15%.

Таким образом, можно говорить, что принятые правительством меры по развитию региональных перевозок позволили улучшить ситуацию с региональными перевозками.

 

 

Программы субсидирования

 

В 2013 году реализовано 5 программ субсидирования перевозок, общий бюджет которых составил 7,5 млрд рублей, что позволило перевезти более 1 млн 140 тысячпассажиров.В 2014 году на указанные цели предусмотрено 14,3 млрд рублей. При этом только на цели по развитию региональных перевозок планируется направить 4,2 млрд рублей (в 2013 – 2,65 млрд рублей).

Одна из первых и наиболее успешных программ субсидирования авиаперевозок – это программа субсидирования перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны (постановление Правительства Российской Федерации от 29декабря 2009года№ 1095 «Об утверждении правил предоставления субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении»).Программа стартовала в 2009 году и за пять лет стала очень популярной среди граждан.

В 2009 году программа субсидированных перевозок включала 18 маршрутов, по которым было перевезено 160 тысяч пассажиров на сумму 1,2 млрд рублей.Количество пассажиров возросло в 3 раза и составило в 2013 году более полумиллиона человек. В 2013 году перевозки выполнялись по 42 маршрутам.

В настоящее время программа перевозки состоит из 53 субсидируемых маршрутов, в рамках указанной программы 20 маршрутов обеспечивают авиасвязь с Москвой.

Маршрутная сеть увеличена путем включения в программу субсидирования маршруты в крупные региональные узловые аэропорты – Екатеринбург и Новосибирск. Это не только позволило высвободить часть затрат федерального бюджета для дальнейшего роста субсидированных перевозок (поскольку субсидированию подлежат более короткие и, соответственно, более дешевые участки маршрута следования пассажиров), но и обеспечило формирование маршрутов из узловых аэропортов в рамках программ субсидирования региональных перевозок, что многократно повысило эффективность программ господдержки, а также обеспечило необходимые условия для развития международных хабов на базе узловых аэропортов.

Новым этапом в развитии региональной авиации страны стал пилотный проект в Приволжском федеральном округе. Стартовав 1 апреля 2013 года, он показал по сравнению с 2012 годом двукратное увеличение пассажиропотока в ПФО. Только за 9 месяцев по 74 маршрутам было перевезено более 90 тысячпассажиров с объемом финансирования 750млн рублей(450 – федеральный бюджет и 300 – бюджеты субъектов). При этом за весь 2012 год в регионе былаперевезена41 тысячапассажиров).

В 2014 году программа субсидирования перевозок пассажиров в Приволжском федеральном округе реализуется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17декабря 2013года№ 1168 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе» (далее – Постановление № 1168).

В соответствии с Постановлением № 1168 сформирован и утвержден перечень субсидируемых маршрутов, который предусматривает выполнение перевозок по 33 маршрутам.

Постановлением предусмотрено выделение бюджетных ассигнований из федерального бюджета в размере 620 млн рублей.

Перевозки пассажиров осуществляются по всем предусмотренным в Постановлении № 1168 субсидируемым маршрутам на ВС L410, Pilatus-12 и Cessna-208B Grand Caravan.

 

 

Статистика 2014 года

 

По оперативным данным за 6 месяцев 2014 года выполнено более 6000 рейсов и перевезено около 40 тысячпассажиров.

Общероссийская трехлетняя Программа субсидирования региональных авиаперевозок осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25декабря 2013года№ 1242 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации» (далее – Программа).

Росавиацией на основании поданных авиакомпаниями заявок сформирован и утвержден перечень из 85 маршрутов, в том числе по 63 новых и 22 историческим. При формировании маршрутной сети приоритет отдавался маршрутам, в которых один из населенных пунктов (аэропортов) расположен на территории, не имеющей круглогодичной связиназемными видами транспорта.

Постановлением предусмотрено выделение бюджетных ассигнований в размере 3 млрд 580 млн рублей.

Заключены договоры о предоставлении субсидий в 2014 году с 17 авиакомпаниями.

По оперативным отчетам перевозчиков,по состоянию на 16 апреля 2014 года выполнено около 5 тысячрейсов и продано более 200 тысячбилетов.

 

 

Калининградская программа

 

Программа субсидирования перевозок в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров из г. Калининграда в европейскую часть страны и в обратном направлении (далее – Калининградская программа субсидирования) осуществляется в соответствии с постановлениемПравительства Российской Федерации от 17декабря 2012 года № 1321 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок из г. Калининграда в европейскую часть страны и в обратном направлении».

Калининградская программа субсидирования распространяется на граждан Российской Федерации без возрастных ограничений.

Период действия программы:с 15 мая по 15 октября 2014 года.

Субсидируемые маршруты перевозки:Калининград – Москва – Калининград и Калининград – Санкт-Петербург – Калининград.

С 1 июня 2014 года в Калининградскую программу субсидирования планируется включение маршрута Калининград – Симферополь – Калининград.

На реализацию Калининградской программы субсидирования выделены бюджетные ассигнования в размере 468,04 млн рублей.

Также важно отметить, что для решения проблемы поддержки развития региональной авиации со стороны государства был применен комплексный подход, т. е.,во-первых,существенную поддержку получила наземная инфраструктура аэропортов в рамках субсидирования федеральных казенных предприятий (в 2013 году – 2,95 млрд рублей, в 2014 – 3,138 млрд рублей), во-вторых,была оказана помощь авиакомпаниям, обновляющим парк региональных воздушных судов, и в-третьих,субсидируются непосредственно региональные перевозки в рамках представленных программ, что в свою очередь позволило перевозчикам сформировать стратегии развития собственного парка воздушных судов и программ обучения пилотов на долгосрочную перспективу.

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика