Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Томский государственный архитектурно-строительный университет – дорожной отрасли России | Издательский дом

Томский государственный архитектурно-строительный университет – дорожной отрасли России

 

Ректор ФГБОУ ВПО ТГАСУ, доктор физико-математических наук, профессор Виктор Власов

 

Декан дорожно-строительного факультета, заведующий кафедрой «Автомобильные дороги» ФГБОУ ВПО ТГАСУ,  доктор технических наук, профессор Владимир Ефименко

 

Директор  ОГУ «Управление автомобильных дорог Томской области», Президент ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами России Александр   Кадесников

 

Первый набор абитуриентов на специальность «автомагистрали и городские дороги» в Томском инженерно-строительном институте (в настоящее время ТГАСУ) состоялся через год после его открытия – в 1953 году.

 

 

В те годы дорожные организации Сибири и Дальнего Востока были недоукомплектованы кадрами, а за Уралом подготовку инженеров для дорожной отрасли осуществляли лишь в Сибирском автомобильно-дорожном институте (СибАДИ).

В 1955 году в Томском институте появилось новое структурное подразделение – дорожный факультет, через год – кафедра «Автомобильные дороги».

 

Научно-педагогический коллектив кафедры, ее методическая база формировались при поддержке и участии ведущих профессоров и специалистов МАДИ, СибАДИ, а также ЛИСИ (В.Ф. Бабкова, А.П. Васильева, Н.Н. Иванова, В.Е. Кагановича, В.М. Могилевича, Н.А. Пузакова, М.Н. Першина, А.П. Платонова, В.В. Сильянова, А.Я. Тулаева, Р.П.      Щербаковой, Ю.М. Яковлева и многих других). В свою очередь, после создания кафедры «Автомобильные дороги» в Якутском государственном университете – 13 января 2000 года – становление учебного процесса по специальности «автомобильные дороги и аэродромы» патронировали преподаватели дорожно-строительного факультета ТГАСУ, как бы в благодарность тем, кто способствовал решению проблем когда-то молодого Томского вуза и становлению в нем новой специальности.

 

 

Наши выпускники

 

Тысячи наших выпускников по квалификациям «инженер путей сообщения», «инженер-строитель», «инженер» успешно работают в организациях дорожной отрасли страны. Многие из них являются ведущими специалистами – проектировщиками и строителями, возглавляют областные и краевые дорожные организации не только в Сибири и на Дальнем Востоке, но и в европейской части России, в ближнем зарубежье. Залог производственных и научных успехов наших выпускников, подтвержденный Российской ассоциацией подрядных организаций в дорожном хозяйстве в книгах «100 выдающихся дорожников России» и «Лидеры дорожной отрасли России», был обозначен еще в период становления учебного процесса на факультете.

 

Востребованность выпускников ТГАСУ на производстве – следствие большой индивидуальной работы преподавателей вуза со студентами и особенностей технологии организации учебного процесса. Более четверти века на дорожно-строительном факультете ТГАСУ сохраняется цикловой метод обучения (у студентов четыре сессии в году). Проводится совершенствование курсовых учебных планов в пределах норм стандартов специальности, направления и профиля с введением сквозного курсового проектирования. Однако качество подготовки специалистов для дорожной отрасли можно обеспечить лишь при условии сотрудничества с производственниками в решении проблемных вопросов проектирования, строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог. И при этом с обязательным участием студентов.

 

 

Контроль качества

 

Располагая достаточными научно-педагогическим потенциалом и материально-лабораторной базой, специалисты университета осуществляли контроль качества строительства, реконструкции и ремонта транспортных объектов федерального значения на территории Западной и Восточной Сибири, работая под эгидой и по контрактам с Федеральным дорожным департаментом, а затем с его преемниками: ФАС и ФДА Минтранса России. В октябре 1998 года Государственной комиссией была принята в эксплуатацию автомобильная дорога Омск – Новосибирск (участок магистральной дороги М51, М53 «Байкал»). Среди организаций – участников строительства этого объекта значится ТГАСУ, коллектив которого с 1994 года осуществлял техническое сопровождение строительства комплекса транспортных сооружений, являющихся частью магистрали Москва – Владивосток на территории Западной Сибири.

 

Примером сотрудничества кафедры с производством при решении проблем проектирования автомобильных дорог и обеспечения надежной эксплуатации построенных транспортных сооружений могут быть результаты исследований, выполняемых с учетом предложений ряда территориальных управлений автомобильных дорог, расположенных в Западной Сибири (Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская,

Томская и Тюменская области).

 

 

Климатические особенности

 

Действующие в настоящее время нормы проектирования (и, к сожалению, их актуализированные редакции) недостаточно учитывают специфику природно-климатических условий ряда районов Западной Сибири, что в значительной мере определяет состояние эксплуатируемых в регионе автомобильных дорог. Снижение их транспортно-эксплуатационных показателей наблюдается, как правило, в течение непродолжительного периода, существенно отличающегося по срокам от нормативного.

   Например, территория Томской, Кемеровской и Новосибирской областей в соответствии с зональными принципами отнесена ко II, IIIдорожно-климатическим зонам с границей севернее 56° с. ш., соединяющей географические пункты Кыштым – Томск – Канск. Выделенная по признаку избыточного увлажнения II зона не включает лесные районы Кузнецкого Алатау и Горной Шории, которые занимают более 60% территории Кемеровской области и характеризуются обильным выпадением осадков – до 1400 мм в год. Комплекс исследовательских работ, проведенных сотрудниками ТГАСУ по контрактам с территориальными управлениями автомобильных дорог и Федеральным дорожным агентством, позволил уточнить дислокацию границ дорожно-климатических зон на территории Западной Сибири, обосновать расчетные значения глинистых грунтов для проектирования дорожных одежд по условиям прочности и морозоустойчивости.

 

По инициативе специалистов производства сотрудниками ТГАСУ разработаны методы диагностики и технической прогностики автомобильных дорог, рекомендованы конструктивно-технологические решения по строительству дорог с учетом специфики природных условий Западной и Восточной Сибири. Значительный объем полевых и камеральных исследований был выполнен университетом в восьмидесятые годы прошлого столетия на территории Республики Саха (Якутии). Результатом этих работ стали рекомендации по проектированию, строительству, ремонту и содержанию автомобильных и карьерных дорог, а также конструктивно-технологические решения, обеспечивающие увеличение срока службы транспортных сооружений в условиях распространения многолетнемерзлых грунтов.

Перспективы обеспечения мобильности, снижения капитальных затрат производства, требований к составу и свойствам сырья может открыть получение зернистого искусственного материала на основе использования тепловой энергии низкотемпературной плазмы при обработке местных глинистых грунтов. В ТГАСУ по инициативе территориального управления автомобильных дорог Томской области и при финансовой поддержке ФДА реализуется новое научное направление плазменной технологии в области скоростной обработки гранулированных глинистых грунтов для получения искусственного каменного материала.

 

 

Формула успешного сотрудничества

 

На базе нашего вуза осуществляется взаимодействие с дорожными организациями на этапе повышения квалификации и переподготовки кадров отрасли. Силами профессорско-преподавательского состава в ТГАСУ разработано методическое сопровождение семинаров, дифференцированное в зависимости от контингента слушателей. В течение последних лет в нашем университете прошли переподготовку около тысячи специалистов дорожной отрасли из организаций Западной, Восточной Сибири и Дальнего Востока.

 

Систематическое общение ученых университета с производственниками и на объектах дорожного строительства, и в вузовских аудиториях оказывает благотворное влияние на уровень подготовки наших выпускников для дорожной отрасли. В 2013 году в ТГАСУ со студентами и преподавателями общались: заместитель руководителя Росавтодора И.Г. Астахов, генеральный директор ассоциации «РАДОР» И.И. Старыгин, депутат Государственной думы – заместитель председателя комитета по транспорту С.Ю. Тен, первый заместитель председателя правления по технической политике Государственной компании «Российские автомобильные дороги» И.А. Урманов, председатель совета директоров ОАО «ДСК «АВТОБАН» Н.П. Серегин. Не секрет, что преподаватели, работающие в вузах, не всегда имеют производственный опыт. Тесное сотрудничество их со специалистами-практиками в значительной мере способствует улучшению качества преподавания, открывает новые горизонты в научной деятельности.

 

По итогам Всероссийского конкурса «Дороги России – 2013», проведенного Ассоциацией подрядных организаций в дорожном хозяйстве в октябре прошлого года, среди ста лидеров дорожной отрасли, внесших наибольший вклад в обеспечение качества дорог Российской Федерации, в номинации «За успехи в подготовке кадров для дорожной отрасли России» отмечен Томский государственный архитектурно-строительный университет. Конечно, это повод для гордости, ведь в России сегодня около семидесяти учебных заведений готовят инженерные кадры для отрасли. Однако мы не забываем о том, что производство определяет критерии в особенностях подготовки инженерных кадров и оценке качества выпускников вуза на том или ином этапе развития отрасли. В дальнейшем развитии дорожной отрасли возможен прогресс только при участии производственников в формировании профессиональных знаний у студентов – будущих исполнителей и руководителей проектных, строительных и эксплуатационных организаций, а также ученых в НИИ и вузах. Сегодня в отрасли действует несколько ассоциаций, объединяющих отраслевой инженерно-технический персонал: «АСПОР», «РАДОР», «РОДОС». Именно эти организации должны стать объединяющими и координирующими работу учебных заведений при решении кадровых вопросов для дорожной отрасли России.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика