САМГУПС - инновационный ВУЗ
В настоящее время в университетском комплексе обучаются около 25 тыс. студентов из 15 субъектов Российской Федерации. Выпускники вуза востребованы на Куйбышевской, Приволжской, Южно-Уральской, Юго-Восточной, Горьковской и Северной железных дорогах. Университет ведет активную международную деятельность: с 2005 года СамГУПС сотрудничает более чем с 27 зарубежными странам по образовательным и научным проектам, с 15 зарубежными вузами заключены договоры. Программы академического обмена (ERASMUS, TEMPUS, DAAD и др.) позволяют ППС, аспирантам и студентам СамГУПС проходить обучение в ведущих европейских университетах.
Вуз проводит инновационные исследования по актуальным направлениям: - алюмоводородная энергетика и газомоторное топливо, - газотурбинные технологии, - инновационный подвижной состав, - энергосбережение и энергетическая эффективность, - транспортная безопасность, - высокоскоростная пассажирская транспортная система, - монорельсовый эстакадный транспорт, - логистический анализ развития региона, - организация движения ж.-д. транспорта. Инновационные разработки вуза направлены на: - снижение затрат, - увеличение экономической эффективности, - повышение экологической безопасности.
Инновационные исследования вуза проводятся в рамках комплексных научных проектов. Например, в проекте вуза – «Алюмоводородная энергетика» исследователи занимаются получением водорода гидролизом алюминия в водных средах. Уже создан опытный образец генератора водорода транспортной установки. Такого рода технологии смогут снизить монополизм углеродной энергетики. Над новыми видами топлива ведется работа и в проекте «Газотурбинные технологии и газомоторное топливо». Исследователи СамГУПС предлагают создавать топливо для тепловозной тяги на основе пропана, метана, сжиженного и компримированного природного газа. Такое топливо будет экологично и экономично, оно позволит снизить удельный расход топлива и уменьшить вредные выбросы в атмосферу.
В проекте «Вагоны из композиционных материалов» ученые СамГУПС работают над снижением энергетических затрат при эксплуатации пассажирских и рефрижераторных вагонов. В частности, с помощью нанотехнологий создаются ограждающие конструкции кузова вагонов и стенок контейнеров, которые значительно уменьшают коэффициент теплопередачи вагонов. Университет активно вовлечен в транспортно-логистические проекты на территории Самарской области.
Совместно с ОАО «Самараэкотранс» Самарский государственный университет путей сообщения разрабатывает систему подвесного монорельсового транспорта (автор разработки – Привалов С.А.). Монорельсовый транспорт является эстакадным. Он не мешает движению других видов транспорта и не испытывает помех от них, обеспечивает разгрузку уличных магистралей от движения общественного транспорта. Это прогрессивный скоростной высокопроизводительный, экономичный и экологичный вид общественного транспорта. Строительство дороги монорельсового, подвесного эстакадного транспорта в 8 раз дешевле метро.
В рамках мероприятий по подготовке к Чемпионату мира по футболу 2018 года СамГУПС также предлагает организовать скоростные и высокоскоростные пассажирские перевозки по направлениям: Самара – Аэропорт Курумоч, Самара – Казань – Нижний Новгород – Москва. Инновационные разработки, идеи ученых вуза востребованы в различных отраслях промышленности, на ОАО «РЖД».
В частности, фрактально-кластерная теория ресурсораспределения в сложных технико-экономических системах, разработанная профессором, доктором наук В. Т. Воловым, и созданная на ее базе фрактально-кластерная технология управления эффективностью использования ресурсов в микро-, мезо- и макроэкономических системах была апробирована в финансовых системах предприятий ОАО «РЖД». Интерес к этой разработке проявили в Технологической платформе «Комплексная безопасность промышленности и энергетики», куда В.Т. Волов был приглашен в качестве эксперта.
Инновационный способ укладки рельсовых плетей бесстыкового пути, обеспечивающий его устойчивость и повышающий безопасность движения (автор разработки – профессор Жулев Г.Г.), вызвал интерес дороги и был предложен для использования на ОАО «РЖД». В вузе создана и развивается система научных и инжиниринговых центров: Центр транспортной безопасности и промышленной экспертизы, Научный центр сертификации, диагностики и экспертизы, Межрегиональный Центр охраны труда и промышленной экологии, Европейский автомобильный центр. |
|
|