Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Аэродромные топливозаправщики от «Туполев сервис» - результат успешного сотрудничества | Издательский дом

Аэродромные топливозаправщики от «Туполев сервис» - результат успешного сотрудничества

 

Учредитель ООО ТЗК «Туполев Сервис» Григорий Литинский

 

 

В короткий срок, на протяжении нескольких лет, компания «Туполев Сервис» в сотрудничестве с всемирно известными партнерами в области изготовления оборудования для авиатопливообеспечения разработала линейку современных аэродромных топливозаправщиков объемом от 1 до 27 кубических метров.

 

 

Характерной особенностью всех аэродромных топливозаправщиков является то, что они допущены к эксплуатации как на аэродроме, так и на дорогах общего пользования, что позволяет использовать их как для непосредственной заправки воздушных судов, так и для доставки авиационного топлива на расстояние от нескольких до сотен километров. Все топливозаправщики прошли процедуру сертификации, соответствуют требованиям ГОСТ Р 52906 и имеют соответствующие сертификаты соответствия.

 

Все топливозаправщики собраны в России по методу крупноузловой сборки. Основное технологическое оборудование для топливозаправщиков изготовлено и поставлено компанией АlfonsHaar. Это позволило унифицировать сборку топливозаправщиков и сократить сроки их изготовления до трех-четырех месяцев.

 

Основным элементом топливозаправщиков является современная универсальная насосно-измерительная установка заправки типа АRU-1200 и ее модификации с производительностью заправки воздушных судов через наконечник нижней заправки до 1200 литров в минуту и через раздаточный пистолет до 400 литров в минуту. Установка имеет российский сертификат соответствия ГОСТ Р и разрешение на применение. Принципиальная гидравлическая схема установки заправки разработана специалистами компании АlfonsHaar. По желанию заказчика установка ARUможет менять производительность от 400 до 2400 литров в минуту, комплектоваться одним или двумя наконечниками нижней заправки или «раздаточным пистолетом». ( Фото 1– ARU-1200)

 

 

Комплектация

 

Топливозаправочная система для самолетов ARU-1200 состоит из следующих частей:

– собственно установка, выполненная как готовый конструктивный модуль;

– комплект технологического оборудования, монтируемого на цистерне (дыхательные и донные клапаны, датчики перелива, датчики системы INTERLOCK);

– комплект гидрофикации тягача или шасси, включающий в себя гидронасос и бак для гидравлической жидкости с системой принудительного охлаждения.

В состав технологической установки, размещенной на единой монтажной раме, входят следующие основные компоненты:

– фильтр-водоотделитель HV2233-TT, производитель – WARNERLEWIS, или российский аналог, номинальная тонкость фильтрования – 1–3 мкм;

– счетчик-литромер МКА 2290 А2 R-X1, производитель – AlfonsHaar(Германия), погрешность счетчика-литромера – ±0,25%;

– дозатор ПВК-жидкости DKP2,7-4,8 A1, производитель – AlfonsHaar(Германия), дозировка – 0,1, 0,2, 0,3% (по объему);

– топливный насос FROS100, производитель – AlfonsHaar(Германия);

– раздаточные рукава, производитель – ElaflexLT(Германия);

– наконечник нижней заправки CLA-VAL, модель 347 GF с регулятором давления, производитель – компания CLA-VAL (США);

– раздаточный пистолет ZVF40;

– автоматический регулирующий клапан;

– приборная панель с выведенными на нее приборами, элементами индикации и управления;

– система гидроуправления;

– система пневмоуправления;

– система безопасности (DeadMan).

 

Топливозаправочная система соответствует всем международным стандартам и нормам, предъявляемым к системе регулирования давления и системе «Автостоп» в средствах заправки воздушных судов.

Модульная структура топливозаправочной системы позволяет максимально упростить процесс проектирования и изготовления новых моделей топливозаправщиков. Срок от начала разработки до изготовления опытного образца составляет от 3 до 4 месяцев.

Изготовленные совместно с ОАО «НефАЗ» топливозаправщики АТЗ-15 и АТЗ-7 представляют собой пример быстрой адаптации серийно выпускаемой продукции российского автозавода (автоцистерн «НефАЗ» 66052 и 66061) к современным российским и международным нормам и требованиям авиатопливообеспечения.

 

В АТЗ-7 использовано оригинальное решение фирмы AlfonsHaar – топливоперекачивающий насос, установленный непосредственно на коробке отбора мощности шасси КамАЗ-43114. Цистерны изготавливаются либо из нержавеющей стали, либо из алюминиево-магниевого сплава на выбор заказчика заводами «НефАЗ» (Нефтекамский автомобильный завод, Россия) или АТСОМЕХ (Бельгия). Топливозаправщики комплектуются шасси на выбор заказчика: российского производства, например КамАЗ, или зарубежного производства, например Volvo.

 

 

Технологические операции, выполняемые ТЗА

 

·        Наполнение топливной цистерны верхним и нижним наливом сторонним насосом.

·        Наполнение топливной цистерны нижним наливом собственным насосом.

·        Очистка авиатоплива от механических примесей и воды.

·        Дозирование ПВКЖ в заданной концентрации (система устанавливается по решению эксплуатанта).

·        Измерение количества выданного топлива при наполнении собственной цистерны и выдаче потребителю.

·        Нижняя заправка ВС под давлением.

·        Верхняя заправка ВС через заправочный пистолет.

·        Регулирование режимов заправки (давление/расход топлива).

 

 

Топливозаправщик аэродромный ТЗА-27 (27 куб. м)

 

Современный аэродромный топливозаправщик (цистерна-полуприцеп) типа ТЗА-27 (ACR-27) специально разработан для эксплуатации в непростых климатических условиях регионов России. Первый экземпляр изготовлен для топливозаправочной компании Чукотки – ГУП ЧАО «Чукотснаб». (Фото 2 ТЗА-27)

Аэродромный топливозаправщик является результатом совместной разработки трех компаний: бельгийской АТСОМЕХ, немецкой АlfonsHaar – ведущих европейских производителей оборудования и аэродромных топливозаправщиков – и российской компании «ТЗК Туполев Сервис».

Аэродромный топливозаправщик соответствует последним российским и международным требованиям. ТЗА комплектуется технологической установкой заправки типа ARU-1200, позволяющей заправлять ВС авиатопливом с производительностью до 1200 литров в минуту, оборудован дозатором ПВК-жидкости с фильтрацией до 1–3 микронов, фильтром-отделителем. ТЗА-27 может использоваться с российским седельным тягачом типа КамАЗ-65116 или другим зарубежным аналогом: «Мерседес», «Вольво» и др. Габаритные размеры и небольшая нагрузка на ось задней тележки (не более 9 тонн) позволяют обеспечить эффективную эксплуатацию топливозаправщика по аэродромному покрытию и по дорогам общего пользования. Для обеспечения малых радиусов поворота ТЗА и предотвращения быстрого износа шин на аэродромном покрытии конструкторами предусмотрена управляемая поворотная задняя ось полуприцепа цистерны. Цистерна-полуприцеп объемом 27 000 литров (+5%), несущей конструкции, переменного сечения, форма – «чемодан», материал – алюминиевый сплав.

 

 

Аэродромный топливозаправщик АТЗ-15 (15 куб. м) (Фото 3 ТЗА-15)

Сертификат ГОСТ Р № РОСС RU.MT38.C00048

 

Аэродромный топливозаправщик типа АТЗ-15 объемом цистерны до 15 000 литров позволяет эффективно его использовать как на аэродроме для непосредственной заправки ВС, так и на дорогах общего пользования для перевозки авиатоплива в случае нахождения расходного склада за территорией аэродрома. Выбор заказчиком шасси для АТЗ-15 обусловлен желанием эксплуатировать автотехнику самого массового российского производителя, оперативно обеспечивая ее ремонтопригодность и накопленный опыт эксплуатации в зимний период.

Аэродромный топливозаправщик является результатом совместной разработки трех компаний: немецкой АlfonsHaar – ведущего европейского производителя оборудования, российской «ТЗК Туполев Сервис» и одного ведущих российских заводов по производству автомобильной техники – «НефАЗ».

Срок изготовления заправщика – до трех месяцев. Топливозаправщик укомплектован современной универсальной насосно-измерительной установкой заправки типа АRU-1200 с производительностью заправки воздушных судов через наконечник нижней заправки до 1200 литров в минуту и через раздаточный пистолет до 400 литров в минуту.

 

Топливозаправщик изготовлен на ОАО «Нефтекамский автомобильный завод» («Нефаз») на базе шасси одного из самых массовых автомобилей КамАЗ модели 65115-1095-62. Топливозаправщик достаточно внушительно укомплектован высокотехнологическим оборудованием для заправки установкой типа ARU-1200.

Цистерна топливозаправщика емкостью 15 куб. м изготовлена из нержавеющей стали 12Х18Н10Т, производитель ОАО «Нефтекамский автомобильный завод».

В наличии есть системы «мертвый оператор», блокировки движения шасси, заземления.

На АТЗ-15 дополнительно установлены система ГЛОНАСС, тахограф цифровой типа EFAS-4, ограничитель скорости.

 

 

Автотопливозаправщик АТЗ-7 (7 куб. м) вездеход(6х6) (Фото 4 ТЗА-7)

Сертификат ГОСТ Р № РОСС RU.MT38.C00043

 

Аэродромный топливозаправщик типа АТЗ-7 объемом цистерны до 7300 литров позволяет эффективно его использовать как на аэродроме для непосредственной заправки ВС, так и на дорогах общего пользования и по «российскому бездорожью» для перевозки авиатоплива в случае нахождения расходного склада за территорией аэродрома. Выбор заказчиком шасси для АТЗ-7 обусловлен необходимостью эксплуатировать автотехнику по бездорожью с нагрузкой на ось не более пяти тонн, оперативно обеспечивая ее ремонтопригодность и накопленный опыт эксплуатации в зимний период.

Аэродромный топливозаправщик является результатом совместной разработки трех компаний: российской «ТЗК Туполев Сервис», немецкой АlfonsHaarи одного ведущих российских заводов по производству автомобильной техники – ОАО «НефАЗ».

Срок изготовления заправщика – до трех месяцев. Топливозаправщик укомплектован современной универсальной насосно-измерительной установкой заправки типа АRU-600 с производительностью заправки воздушных судов через наконечник нижней заправки до 600 литров в минуту и через раздаточный пистолет до 400 литров в минуту.

Топливозаправщик изготовлен на ОАО «Нефтекамский автомобильный завод» («Нефаз») на базе шасси КамАЗ модели 43114, колесная формула (6´6) «вездеход».

Топливозаправщик укомплектован фильтром-водоотделителем ФВГк-56-65, производитель – НПО «Агрегат» (Россия), номинальная тонкость фильтрования – 3–5 мкм. Счетчик-литромер МКА-800, компании AlfonsHaarпозволяет дозировать в авиатопливо ПВК-жидкость при заправке.

Цистерна емкостью 7,3 куб. м из нержавеющей стали 12Х18Н10Т изготовлена на ОАО «Нефтекамский автомобильный завод». Топливный насос FPDV60-480 агрегатирован с насосом гидропривода барабана, производитель – AlfonsHaar.

На АТЗ-7 дополнительно установлены система ГЛОНАСС, тахограф цифровой типа EFAS-4, ограничитель скорости.

 

 

Топливозаправщик аэродромный FTW-24 (24 куб. м)(Фото 5 ТЗА-24)

Сертификат ГОСТ Р № POCC DE.MT38.C00029.

 

Аэродромный топливозаправщик FTW-24 – это первый успешный результат совместной работы двух компаний: ROHR(Германия) и «ТЗК Туполев Сервис» (Россия) – по созданию топливозаправщиков методом реконструкции и модернизации существующих изделий. Топливозаправщик FTW-24 максимально адаптирован к российским условиям эксплуатации и укомплектован компонентами всемирно известных фирм, таких как Alfons Haar, Faudi, Dickow, Elaflex, Carterи др., и по своим техническим характеристикам соответствует современным требованиям.

Аэродромный топливозаправщик типа FTW-24 – это современное средство заправки воздушных судов, состоящее из седельного тягача и цистерны-полуприцепа из алюминиевого сплава объемом 24 куб. м и предназначенное для транспортирования авиатоплива и заправки ВС отфильтрованным авиационным топливом типа ТС-1 (РТ). Оборудован системой ввода в поток авиатоплива противоводокристаллизационной жидкости в нормированной концентрации.

Производительность топливозаправщика позволяет заправлять ВС через один рукав нижней заправки до 1400 литров в минуту и 400 литров в минуту через заправочный пистолет методом верхней заправки. Фильтр-водоотделитель FW6-T-U-5(9)-10 фирмы Faudiизготовлен из алюминиевого сплава, соответствует спецификации API-IP 1581 (пятая редакция) и позволяет обеспечить фильтрацию авиатоплива 1–3 мкм. Габаритные размеры и нагрузка на ось позволяют эксплуатировать его как на аэродромах с твердым покрытием, так и на автодорогах общего пользования, а подруливающая ось позволяет обеспечить минимальный радиус поворота при минимальном износе шин. Автономная дизельная установка позволяет осуществлять заправку в полевых условиях без наличия седельного тягача и использовать топливозаправщик как стационарный пункт заправки ВС в качестве емкости. Заказчик может выбрать любой седельный тягач российского или зарубежного производства с нагрузкой на сцепное устройство не менее 10,4 тонны и весом автоприцепа не менее 30 тонн.

 

По техническому заданию, разработанному компанией «Туполев Сервис», топливозаправщик FTW-24 прошел глубокую модернизацию, техническую экспертизу и стендовые испытания на заводе ROHRв Германии, сертифицирован компанией «ТЗК Туполев Сервис» совместно с НИИЦ «АГРЕГАТ-тест» по российским нормам и соответствует требованиям ГОСТ Р 52906 2008 и международному стандарту ЕЭС EN 12312. По заданию «ТЗК Туполев Сервис» дополнительно была проведена экспертиза промышленной безопасности остаточного ресурса цистерны и корпуса фильтра.

До последнего времени топливозаправщик являлся одним из базовых топливозаправщиков ВВС НАТО, он достаточно простой и надежный в эксплуатации и одновременно сложный, как инженерно-техническая система, в нем были заложены фундаментальные инженерные решения, не утратившие свою актуальность и по сей день.

 

И в настоящее время топливозаправщик успешно эксплуатируется на многих европейских аэродромах гражданской авиации: Мюнхен, Белград, Подгорица, Тиват, Борисполь, а также в России: аэродром Раменское, Ростов, Норильск, Архангельск, Новый Уренгой, в аэропортах Чукотки.

 


 

Аэродромный топливозаправщик для авиации общего назначения ТЗА-4

 


В 2013 году компания «Туполев Сервис» приступила к созданию аэродромного топливозаправщика объемом цистерны от 2 до 5 куб. м для обеспечения заправок авиатопливом авиации общего назначения. Потребность в сертифицированных средствах заправки на вертолетных площадках и небольших аэродромах подтверждают многочисленные запросы от операторов небольших вертолетов и самолетов. Проведен анализ существующих средств заправки как за рубежом, так и в России, собраны основные пожелания основных заказчиков, выбраны партнеры по совместному производству. Разработана концепция топливозаправщика, и в 2014 году планируем изготовить и сертифицировать новый топливозаправщик для авиации общего назначения.

 

 

 

 

 

Заправка ТЗА-24

 

ТЗА-4

 

ТЗА-24

 

ТЗА-7

 

 ТЗА-15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика